Радисты МРХ СССР или ММФ СССР

При СССР было два морских министерства. Минморфлот и Минрыбхоз.
Под "крышами" этих министерств были и специальные учебные заведения
т.е. Мореходки, и средние и высшие. Сами же учебные программы мало
различались. В "рыбках" дополнительно изучалась рыбопоисковая радио-
техника. А в "торгашах" большой нажим был на изучение английского
языка. Морзянка-же везде была морзянкой, никакой разницы между МРХ
и ММФ. Правда в состав МРХ входили и транспортные морозильные суда и
танкеры и суда-спасатели. Отдельной строкой проходили огромные Плавбазы,
на которых было две радиорубки. Основная в носовой надстройке и резервная
в кормовой надстройке плавбаз, в которой частенько располагались
специалисты из контрольной организации "Радиоконтроль". Ещё было
несколько учебно-производственных судов в СРХФ, на которых большими
группами проходили практику оморячивания курсанты разных мореходок МРХ.

Двое из моего мореходского выпуска пошли работать радистами в
"Росгидромет" на научный ледокол "Отто Шмидт". Они постоянно в
загранке работали. Заходили на отдых в Европу.
Ещё двоих направили в "Спасательный флот" на буксиры-спасатели МРХ СССР.
Двоих забрало к себе всесильное в СССР КГБ. Работать конечно у них.
 
Ну а оставшихся разобрали себе Мурманские, Архангельские и Беломорские
флота. Самым блатным был Севрыбхолодфлот (СРХФ), потом шли Тралфлот
(МТФ), Промразведка (СРПР), Мурманрыбпром (МРП), Архтралфлот (АТФ),
Беломорская база (ББГЛ). Отдельно шли колхозники МРКС, АРКС и беломорцы. 
Правда Беломорские колхозники арендовали суда у Беломорской базы, а у
МРКС и АРКС имелись свои рыболовные флота и базы базирования. У АРКС база
"Двина" была в посёлке Дровяное и на Трёх ручьях. У МРКС базы были в
разных посёлках-колхозах, в Минькино, в Ура-Губе, в Териберке.
 
А вот состав радиооборудования на рыболовных судах МРХ был пошире, чем
в ММФ. На ходовом мостике добывающих судов (рыбаков) дополнительно к
навигационному эхолоту стоял целый рыбопоисковый комплекс, это
гидролокатор Сарган-Г/Прибой-Г и поисковый эхолот Сарган-Э/Прибой-101,
которые были дополнительно оснащены японскими цветными мониторами.
На старых судах стоял комплекс Палтус-Кальмар. У ГидролокаторА была в днище
судна выдвижная антенна с яйцевидным обтекателем, которая находилась в самом
центре судна, в специальной шахте. Кроме этого на промысловой палубе было
две лебёдки для кабеля связи с приборами контроля орудий лова ИГЭК и СКОЛ.

По этой причине на рыболовных судах была должность Электро-радио-
навигатора - Гидроакустика. Иногда и ЭРН на судах сокращали, тогда
его обязанности исполнял начальник радиостанции. Так было, когда мы
на переоборудованном в ярусник СРТР учились работать с ярусом в
Баренцевом и Норвежском морях.

Ещё у МРХ на ходовом мостике была многоканальная ПВ-КВ радиостанция 60 ватт
"Чайка-СМ", которая часто использовалась штурманами для связи на дальние
расстояния, когда связь на УКВ становилась невозможной. Группа промысловых
судов была растянута на большие расстояния по промрайону, а связь нужна была
всегда. Радиста капитаны МРХ редко дёргали для обеспечения пром-советов.
Сами умели настраивать и передатчики и приёмники. Такого в ММФ не встречалось
наверное. А у МРХ это было в порядке вещей. Сначала я, лёжа на диване
в радиорубке, молча контролировал действия капитана, но когда понял, что
капитан всё правильно делает, то полностью ему доверил радиорубку. 

Остальное радиооборудование судов МРХ и судов ММФ, режим и правила
радиообмена и другая морская специфика почти не отличались. Рыбацкие
суда работали в большом коллективе, иногда до 100 судов в группе, где
все суда взаимодействуют друг с другом, делятся информацией, ловят рыбу. 
А торговые моряки в основном единоличники. Загрузился-отвёз-выгрузился.
Но это не упрёк ММФ, а констатация факта. Ледоколы отдельная тема.

Про заграничные базы ремонта судов МРХ, это совсем про другое тема.
Ремонт он и в Африке ремонт. Базы в ин-порту скорее были для междурейсового 
техническое обслуживания рыболовных судов (МРТО), иногда с докованием и
сдачей судов Регистру СССР. Каждый флот ремонтировал только свои суда,
обычно однотипные. Судов в цепочке было 5 - 6 штук, редко 7 - 8 . Для
таких ремонтов каждый флот МРХ создавал специальные ремонтные команды-РПК.

Если коротко, то базы МРТО МРХ были везде. Про Атлантику точно могу сказать.
Были в СССР ремонтные базы на Канарских островах (Лас-Пальмас и Санта-Круз),
в Канаде было две базы (Галифакс и Сент-Джонс), база в Панаме была (Панама
канал), в Португалии (Порту и Виану де Каштелу), в Аргентине (Буэнос
Айрес), в Сенегале (Дакар), в Анголе (Луанда), на Фарерах, в Леруике,
на Кубе и ещё много где.

Ремонтные экипажи летали в эти базы самолётами из Шереметьево-2. Сам пять
раз летал в РПК, Канары, Панама и Буэнос-Айрес. Там и Регистр СССР бывало
проходили. Каждое судно в цепочке из 5-6 судов ремонтировали по 20-30 дней.
Экипажи в это время отгуливали выходные дни с семьями в СССР. Рейс РПК
продолжался по 4-6 месяцев, как впрочем и обычные рейсы судов МРХ, только
РПК всё время рейса находился на судах у причалов, а основные экипажи за
весь рейс делали всего по одному-два захода для отдыха, сроком на три дня.   

На фото суда с РПК от Эстонского рыбпрома и Беломорской базы ремонтируются
в Лас Пальмасе, Канары.

П.С. А ещё суда МРХ очень часто швартовались прямо в море, частенько и в
     хороший шторм. Швартовались и друг с другом и с Транспортами и с
     Плавбазами. Перегружали при этом большие объёмы рыбопродукции и
     снабжения. Для этого на правом или левом борту висели огромные
     надувные кранцы.
     Часто на бакштове (буксире) получали топливо и воду с танкеров, прямо
     в открытом океане.
     Ещё одна особенность добывающих судов МРХ, это самовыгрузка в море
     на иностранные рефрижераторные суда. Наши грузовые команды работали
     сразу на обоих судах. Иностранец только на лебёдках работал и считал
     количество перегруженной рыбы, а остальные негры их команд с улыбками
     курили возле планширя борта, с высоты рассматривая работающих русских
     моряков. Наша зарплата за такие выгрузки повышалась на 50 баксов
     каждому участнику.

П.С.-2. Непонятна была система оплаты труда рыбаков в СССР. Вернее сказать,
        не сама оплата, а принцип величины должностных окладов. Например:
        чем больше размер судна, тем выше оклады у судовых специалистов.
        Хотя и состав и количество радио и другой техники на всех судах
        был примерно одинаковым. Таким образом платили за величину
        морозильного трюма, приделанного к стандартной рубке. Но ведь и
        пьяному ёжику было понятно, что на маленьких судах работать намного
        сложнее, чем на больших. Качка больше, бытовые и моральные условия
        были хуже на малышах. А оклады выше на больших рыболовных судах.
        Где логика ? Никакой нет логики. Работают
        эти суда рядышком, рыбу ловят одинаковую. На малышах (30-40 человек)
        и на БМРТ "бармалеях" (80-120 человек) выпуск готовой продукции в
        расчёте на одного моряка примерно сопоставимы. Но оклады у моряков
        почему-то разные. Процентов на 20-30 отличаются. На БМРТ, ТР и на
        танкерах было два радиста, а на СРТ и ПСТ всегда был один радист. На
        плавбазах и на спасателях вообще было по 3-4 радиста. А там работа
        вообще "не бей лежачего), если штаб промыслового района не сядет на
        борт Плавбазы. Иногда Штаб садился на борт СРТ (ТСМ), как было у нас
        в районе ЦВА. Штаб сел на СТМ КИ-8365 "Осиповичи". Не завидовали их
        радисту, хоть ему и доплачивали за переработку штабной информации.

        Ведь по сути своей все грузовые суда это мощные буксиры-толкачи,
        к которым прицепляют баржи разного размера и вида, для их буксировки
        на различные расстояния. А сам буксир-толкач, вернее жилая надстройка
        с различными механизмами, двигателями и с ходовым мостиком для
        управления судном остаются неизменными. Вот и интересно теперь, как
        изменялась зарплата экипажа обычного буксира-толкача, если ему
        прицепляли баржу с размерами раза в два-три больше, чем предыдущая
        баржа. А ?

        Правда рыбакам на промысле оклады вообще пофигу были, главным был
        размер пая. А пай всегда зависел от количества пойманной рыбы.
        Мой оклад на СТМ был 170 рублей, ну и пай соответственно был 1,70.
        У навигатора оклад был 155 руб. и пай соответственно был.1,55.
        У капитана оклад был 230 руб. и пай 2,30. Вот сколько всего было
        паёв у экипажа в 40 моряков я уже забыл. Что-то около 60-ти.
        За основу брался оклад матроса 2-го класса 100 руб. или 1.00 пай.
        За выполнение плана выплачивалась премия 20%, с повышением за
        перевыполнение плана процент за процент, с потолком в 60% за
        перевыполнение плана на 40%. Также на размер пая начислялся наш
        Мурманский коэффициент 40% и сумма заработанных полярок до 80%.
        Например: размер пая за рейс 1000 руб. Матрос с 1.00 паем и всеми
        полярками заработает за рейс с перевыполнением плана на 40% очень
        неплохие деньги: (1000 х 1.6) + (1000 х 0.4) + (1000 х 0.8) = 2800р.
        Плюс зарплата на переходах-перелётах около 200 руб. Минус налоги в
        смешные 13% подоходного. Хотя были и другие косвенные налоги, но
        общая сумма не превышала 20% от зарплаты. Рейс примерно 4,5 месяца.
        Добавим сюда полученную валюту в сумме около 300 долларов. Нач.радио
        соответственно заработает (1000 х 1.7 х 1.6) + (1000 х 1.7 х 0.4) +
        + ( 1000 х 1.7 х 0.8) = 4760 рублей (приблизительно). Плюс валюта
        300 х 1.7 = 510 долларов. Капитан соответственно заработает 6440 руб.
        и около 720 долларов валюты + + капитанские бонусные доллары, о сумме
        которых никто на судне не знал и знать не мог. Секретно блин.
        С валюты никакие налоги (алименты) и платежи не взимались, ведь
        это была не зарплата, а деньги на отдых моряка от тяжёлого много-
        месячного труда.

        Да нормально в СССР рыбаки зарабатывали. И это расчёт обычного
        рядового рейса моей конторы в район ЦВА, на промысел сардины и с
        заходом на отдых в Лас-Пальмас на Канарах.
 
       
      


Рецензии