Радисты МРХ СССР или ММФ СССР
Под "крышами" этих министерств были и специальные учебные заведения
т.е. Мореходки, и средние и высшие. Сами же учебные программы мало
различались. В "рыбках" дополнительно изучалась рыбопоисковая радио-
техника. А в "торгашах" большой нажим был на изучение английского
языка. Морзянка-же везде была морзянкой, никакой разницы между МРХ
и ММФ. Правда в состав МРХ входили и транспортные морозильные суда и
танкеры и суда-спасатели. Отдельной строкой проходили огромные Плавбазы,
на которых было две радиорубки. Основная в носовой надстройке и резервная
в кормовой надстройке плавбаз, в которой частенько располагались
специалисты из контрольной организации "Радиоконтроль". Ещё было
несколько учебно-производственных судов в СРХФ, на которых большими
группами проходили практику оморячивания курсанты разных мореходок МРХ.
Двое из моего мореходского выпуска пошли работать радистами в
"Росгидромет" на научный ледокол "Отто Шмидт". Они постоянно в
загранке работали. Заходили на отдых в Европу.
Ещё двоих направили в "Спасательный флот" на буксиры-спасатели МРХ СССР.
Двоих забрало к себе всесильное в СССР КГБ. Работать конечно у них.
Ну а оставшихся разобрали себе Мурманские, Архангельские и Беломорские
флота. Самым блатным был Севрыбхолодфлот (СРХФ), потом шли Тралфлот
(МТФ), Промразведка (СРПР), Мурманрыбпром (МРП), Архтралфлот (АТФ),
Беломорская база (ББГЛ). Отдельно шли колхозники МРКС, АРКС и беломорцы.
Правда Беломорские колхозники арендовали суда у Беломорской базы, а у
МРКС и АРКС имелись свои рыболовные флота и базы базирования. У АРКС база
"Двина" была в посёлке Дровяное и на Трёх ручьях. У МРКС базы были в
разных посёлках-колхозах, в Минькино, в Ура-Губе, в Териберке.
А вот состав радиооборудования на рыболовных судах МРХ был пошире, чем
в ММФ. На ходовом мостике добывающих судов (рыбаков) дополнительно к
навигационному эхолоту стоял целый рыбопоисковый комплекс, это
гидролокатор Сарган-Г/Прибой-Г и поисковый эхолот Сарган-Э/Прибой-101,
которые были дополнительно оснащены японскими цветными мониторами.
На старых судах стоял комплекс Палтус-Кальмар. У ГидролокаторА была в днище
судна выдвижная антенна с яйцевидным обтекателем, которая находилась в самом
центре судна, в специальной шахте. Кроме этого на промысловой палубе было
две лебёдки для кабеля связи с приборами контроля орудий лова ИГЭК и СКОЛ.
По этой причине на рыболовных судах была должность Электро-радио-
навигатора - Гидроакустика. Иногда и ЭРН на судах сокращали, тогда
его обязанности исполнял начальник радиостанции. Так было, когда мы
на переоборудованном в ярусник СРТР учились работать с ярусом в
Баренцевом и Норвежском морях.
Ещё у МРХ на ходовом мостике была многоканальная ПВ-КВ радиостанция 60 ватт
"Чайка-СМ", которая часто использовалась штурманами для связи на дальние
расстояния, когда связь на УКВ становилась невозможной. Группа промысловых
судов была растянута на большие расстояния по промрайону, а связь нужна была
всегда. Радиста капитаны МРХ редко дёргали для обеспечения пром-советов.
Сами умели настраивать и передатчики и приёмники. Такого в ММФ не встречалось
наверное. А у МРХ это было в порядке вещей. Сначала я, лёжа на диване
в радиорубке, молча контролировал действия капитана, но когда понял, что
капитан всё правильно делает, то полностью ему доверил радиорубку.
Остальное радиооборудование судов МРХ и судов ММФ, режим и правила
радиообмена и другая морская специфика почти не отличались. Рыбацкие
суда работали в большом коллективе, иногда до 100 судов в группе, где
все суда взаимодействуют друг с другом, делятся информацией, ловят рыбу.
А торговые моряки в основном единоличники. Загрузился-отвёз-выгрузился.
Но это не упрёк ММФ, а констатация факта. Ледоколы отдельная тема.
Про заграничные базы ремонта судов МРХ, это совсем про другое тема.
Ремонт он и в Африке ремонт. Базы в ин-порту скорее были для междурейсового
техническое обслуживания рыболовных судов (МРТО), иногда с докованием и
сдачей судов Регистру СССР. Каждый флот ремонтировал только свои суда,
обычно однотипные. Судов в цепочке было 5 - 6 штук, редко 7 - 8 . Для
таких ремонтов каждый флот МРХ создавал специальные ремонтные команды-РПК.
Если коротко, то базы МРТО МРХ были везде. Про Атлантику точно могу сказать.
Были в СССР ремонтные базы на Канарских островах (Лас-Пальмас и Санта-Круз),
в Канаде было две базы (Галифакс и Сент-Джонс), база в Панаме была (Панама
канал), в Португалии (Порту и Виану де Каштелу), в Аргентине (Буэнос
Айрес), в Сенегале (Дакар), в Анголе (Луанда), на Фарерах, в Леруике,
на Кубе и ещё много где.
Ремонтные экипажи летали в эти базы самолётами из Шереметьево-2. Сам пять
раз летал в РПК, Канары, Панама и Буэнос-Айрес. Там и Регистр СССР бывало
проходили. Каждое судно в цепочке из 5-6 судов ремонтировали по 20-30 дней.
Экипажи в это время отгуливали выходные дни с семьями в СССР. Рейс РПК
продолжался по 4-6 месяцев, как впрочем и обычные рейсы судов МРХ, только
РПК всё время рейса находился на судах у причалов, а основные экипажи за
весь рейс делали всего по одному-два захода для отдыха, сроком на три дня.
На фото суда с РПК от Эстонского рыбпрома и Беломорской базы ремонтируются
в Лас Пальмасе, Канары.
П.С. А ещё суда МРХ очень часто швартовались прямо в море, частенько и в
хороший шторм. Швартовались и друг с другом и с Транспортами и с
Плавбазами. Перегружали при этом большие объёмы рыбопродукции и
снабжения. Для этого на правом или левом борту висели огромные
надувные кранцы.
Часто на бакштове (буксире) получали топливо и воду с танкеров, прямо
в открытом океане.
Ещё одна особенность добывающих судов МРХ, это самовыгрузка в море
на иностранные рефрижераторные суда. Наши грузовые команды работали
сразу на обоих судах. Иностранец только на лебёдках работал и считал
количество перегруженной рыбы, а остальные негры их команд с улыбками
курили возле планширя борта, с высоты рассматривая работающих русских
моряков. Наша зарплата за такие выгрузки повышалась на 50 баксов
каждому участнику.
П.С.-2. Непонятна была система оплаты труда рыбаков в СССР. Вернее сказать,
не сама оплата, а принцип величины должностных окладов. Например:
чем больше размер судна, тем выше оклады у судовых специалистов.
Хотя и состав и количество радио и другой техники на всех судах
был примерно одинаковым. Таким образом платили за величину
морозильного трюма, приделанного к стандартной рубке. Но ведь и
пьяному ёжику было понятно, что на маленьких судах работать намного
сложнее, чем на больших. Качка больше, бытовые и моральные условия
были хуже на малышах. А оклады выше на больших рыболовных судах.
Где логика ? Никакой нет логики. Работают
эти суда рядышком, рыбу ловят одинаковую. На малышах (30-40 человек)
и на БМРТ "бармалеях" (80-120 человек) выпуск готовой продукции в
расчёте на одного моряка примерно сопоставимы. Но оклады у моряков
почему-то разные. Процентов на 20-30 отличаются. На БМРТ, ТР и на
танкерах было два радиста, а на СРТ и ПСТ всегда был один радист. На
плавбазах и на спасателях вообще было по 3-4 радиста. А там работа
вообще "не бей лежачего), если штаб промыслового района не сядет на
борт Плавбазы. Иногда Штаб садился на борт СРТ (ТСМ), как было у нас
в районе ЦВА. Штаб сел на СТМ КИ-8365 "Осиповичи". Не завидовали их
радисту, хоть ему и доплачивали за переработку штабной информации.
Ведь по сути своей все грузовые суда это мощные буксиры-толкачи,
к которым прицепляют баржи разного размера и вида, для их буксировки
на различные расстояния. А сам буксир-толкач, вернее жилая надстройка
с различными механизмами, двигателями и с ходовым мостиком для
управления судном остаются неизменными. Вот и интересно теперь, как
изменялась зарплата экипажа обычного буксира-толкача, если ему
прицепляли баржу с размерами раза в два-три больше, чем предыдущая
баржа. А ?
Правда рыбакам на промысле оклады вообще пофигу были, главным был
размер пая. А пай всегда зависел от количества пойманной рыбы.
Мой оклад на СТМ был 170 рублей, ну и пай соответственно был 1,70.
У навигатора оклад был 155 руб. и пай соответственно был.1,55.
У капитана оклад был 230 руб. и пай 2,30. Вот сколько всего было
паёв у экипажа в 40 моряков я уже забыл. Что-то около 60-ти.
За основу брался оклад матроса 2-го класса 100 руб. или 1.00 пай.
За выполнение плана выплачивалась премия 20%, с повышением за
перевыполнение плана процент за процент, с потолком в 60% за
перевыполнение плана на 40%. Также на размер пая начислялся наш
Мурманский коэффициент 40% и сумма заработанных полярок до 80%.
Например: размер пая за рейс 1000 руб. Матрос с 1.00 паем и всеми
полярками заработает за рейс с перевыполнением плана на 40% очень
неплохие деньги: (1000 х 1.6) + (1000 х 0.4) + (1000 х 0.8) = 2800р.
Плюс зарплата на переходах-перелётах около 200 руб. Минус налоги в
смешные 13% подоходного. Хотя были и другие косвенные налоги, но
общая сумма не превышала 20% от зарплаты. Рейс примерно 4,5 месяца.
Добавим сюда полученную валюту в сумме около 300 долларов. Нач.радио
соответственно заработает (1000 х 1.7 х 1.6) + (1000 х 1.7 х 0.4) +
+ ( 1000 х 1.7 х 0.8) = 4760 рублей (приблизительно). Плюс валюта
300 х 1.7 = 510 долларов. Капитан соответственно заработает 6440 руб.
и около 720 долларов валюты + + капитанские бонусные доллары, о сумме
которых никто на судне не знал и знать не мог. Секретно блин.
С валюты никакие налоги (алименты) и платежи не взимались, ведь
это была не зарплата, а деньги на отдых моряка от тяжёлого много-
месячного труда.
Да нормально в СССР рыбаки зарабатывали. И это расчёт обычного
рядового рейса моей конторы в район ЦВА, на промысел сардины и с
заходом на отдых в Лас-Пальмас на Канарах.
Свидетельство о публикации №224041501633