МРХ СССР или ММФ СССР

При СССР было два морских министерства. Минморфлот и Минрыбхоз.
Под "крышами" этих министерств были и специальные учебные заведения
т.е. Мореходки, и средние и высшие. Сами же учебные программы мало
различались. В "рыбках" дополнительно изучалась рыбопоисковая радио-
техника. А в "торгашах" большой нажим был на изучение английского
языка. Морзянка-же везде была морзянкой, никакой разницы между МРХ
и ММФ. Правда в состав МРХ входили и транспортные суда и танкеры и
суда-спасатели. Отдельной строкой проходили огромные Плавбазы, на
которых было две радиорубки. Основная в носовой надстройке и резервная
в кормовой надстройке плавбаз, в которой частенько располагались
специалисты из контрольной организации "Радиоконтроль". Двое из моего
мореходского выпуска пошли работать в "Росгидромет" на ледокол "Отто
Шмидт". Они постоянно в загранке работали. Заходили на отдых в Европу.
 
А вот состав радиооборудования на рыболовных судах был пошире.
На ходовом мостике добывающих судов (рыбаков) дополнительно к
навигационному эхолоту стоял целый рыбопоисковый комплекс, это
гидролокатор Сарган-Г/Прибой-Г и поисковый эхолот Сарган-Э/Прибой-101,
которые были дополнительно оснащены цветными мониторами.
На старых судах стоял комплекс Палтус-Кальмар. У Гидролокаторов была
выдвижная антенна с яйцевидным обтекателем, которая находилась в центре
судна, в специальной шахте. Кроме этого на промысловой палубе было две
лебёдки для кабеля связи с приборами контроля орудий лова ИГЭК и СКОЛ.

По этой причине на рыболовных судах была должность Электро-радио-
навигатора - Гидроакустика. Иногда и ЭРН на судах сокращали, тогда
его обязанности исполнял начальник радиостанции. Так было, когда мы
на яруснике учились работать в Баренцевом и Норвежском морях.

Ещё на ходовом мостике была многоканальная ПВ-КВ радиостанция "Чайка-СМ",
которая часто использовалась штурманами для связи на дальние расстояния,
когда связь на УКВ становилась невозможной. Группа промысловых судов была
растянута на большие расстояния по промрайону а связь нужна всегда.
Радиста капитаны редко дёргали для обеспечения пром-советов. Сами умели
настраивать и передатчики и приёмники. Такого в ММФ не встречалось
наверное. А у МРХ это было в порядке вещей. Сначала я, лёжа на диване
в радиорубке, молча контролировал действия капитана, но когда понял, что
капитан всё правильно делает, то полностью ему доверил радиорубку. 

Остальное радиооборудование судов МРХ и судов ММФ, режим и правила
радиообмена и другая морская специфика почти не отличались. Рыбацкие
суда работали в большом коллективе, иногда до 100 судов в группе, где
все суда взаимодействуют друг с другом, делятся информацией, ловят рыбу. 
А торговые моряки в основном единоличники. Загрузился-отвёз-выгрузился.
Но это не упрёк ММФ, а констатация факта. Ледоколы отдельная тема.

Про заграничные базы ремонта судов МРХ, это отдельная тема для статьи.
Если коротко, то базы были везде. Про Атлантику точно могу сказать. Были
в СССР ремонтные базы на Канарских островах (Лас-Пальмас и Санта-Круз),
в Канаде было две базы (Галифакс и Сент-Джонс), база в Панаме была (Панама
Сити), в Португалии (порт Порту), в Аргентине (Буэнос Айрес), в Сенегале
(Дакар), в Анголе (Луанда), на Фарерах, в Леруике, на Кубе и ещё много где.
Ремонтные экипажи летали в эти базы самолётами из Шереметьево-2. Сам пять
раз летал в РПК, Канары, Панама и Буэнос-Айрес. Там и Регистр СССР бывало
проходили. Каждое судно в цепочке из 5-6 судов ремонтировали по 20-30 дней.
Экипажи в это время отгуливали выходные с семьями в СССР. Рейс РПК
продолжался по 4-5 месяцев.

На фото суда с РПК от Эстонского рыбпрома и Беломорской базы ремонтируются
в Лас Пальмасе, Канары.

П.С. А ещё суда МРХ очень часто швартовались прямо в море, частенько и в
     хороший шторм. Швартовались и друг с другом и с Транспортами и с
     Плавбазами. Перегружали при этом большие объёмы рыбопродукции и
     снабжения. Для этого на правом борту висели огромные надувные кранцы.
     Часто на бакштове получали топливо и воду с танкеров.


Рецензии