В краю непуганых топтыгиных. 40 лет спустя. Часть1

Алдан.... это - мой любимый город!

Гуляя по лесу, с удовольствием

вдыхаю осенним воздухом.



                Анатолий Корниенко.



"Таможня" даёт добро на проезд.

Алдан, Южная Якутия. Здесь родился я, здесь вырос, здесь выучился, здесь получил путёвку в жизнь,  здесь получил охотничье крещение........

Моя первая охота.

Был конец августа, родители вернулись с отпуска.

Подарки! Это всегда праздник, что может желать себе пятилетний юнец, ну конечно же пистолет, да ещё стреляющий пистонами, ленточными пистонами! Все ребята нашей улицы смотрели с завистью и каждому хотелось попробовать, стрельнуть!

Ну а ещё больший праздник ожидал меня впереди - отец пообещал взять меня на охоту с собой. Внутри меня все клокотало, радости и счастью не было предела. Мать собрала мои вещи, я приготовил и зарядил свой пистолет, лёг спать, но не спалось в мыслях предвкушал как я буду уток стрелять. Молодой организм взял своё, и я уснул.....

В три часа утра отец разбудил меня. Ехать нужно было около двенадцати километров. Отец посадил меня на мотоцикл Ковровец, перед собой на бензобак........

Гравийка, сколько километров этой дороги будет исхожено и изъезженно. Мотоцикл шёл мягко и легко, позже, эта рабочая лошадка будет возить меня на реку Инаглий и Селигдар.

Проехали 26 пикет, ещё около 5 километров и мы проезжаем Орто -  Салинский мост. Сразу за мостом небольшая дорога на лево вверх по течению. Через 100 метров бульдозерная дорога вдоль реки закончилась. Мы на месте, но до скрадка пешком нужно было пройти ещё метров 800.

Было очень темно, я шёл за отцом спотыкаясь обо все что можно было и нельзя.

Вот мы и в скрадке! Этот маленький сруб показался мне огромным домом, отец налил чай с большого китайского термоса. Это бывшие охотничьи угодья отца, наши находились намного дальше. Отец работал сегодня, и нужно было успеть вернуться. Всё было готово, начинало светать. Отец открыл бойницы, через них мы вглядывались в темноту, разговаривая шёпотом. Шелест крыльев и всплеск воды разорвал тишину, даже мне стало ясно, что сели утки.

Видно уток не было, подождав немного отец сказал что пойдёт глянет, а я должен тихонько сидеть и стрелять смогу как только услышу выстрел из ружья.

Я ждал, секунды..... минуты....... они казались мне вечностью, какие только мысли не крутились в детской головке.

Но вот и долгожданный выстрел разорвал тишину, я стрелял из пистолета пока лента не закончилась!

Придя назад отец похвалил меня, сказав что я безусловно помог ему. Охота закончилась, в этот раз нам повезло. Возможно этим счастливым талисманом оказался я. Двух шилых уток везли мы домой.

Это была моя первая официальная охота, с тех пор я был постоянным компаньоном на утинную охоту у отца.

Сколько их было после? С отцом или без него, одному богу известно. Но эта дорога, на Селигдар, Инаглию, в устье Орто - Салы оказалась мне родной. Конечно бывали мы и в другой, южной стороне, не менее интересной. Но об этом позже.

Эти северные дороги были выучены наизусть, каждая ямка, каждый ручей, все здесь было знакомо. Вот и сегодня, закрываю глаза и иду по этим знакомым тропинкам, и дорожкам зимой или летом. Память не кассета просто так ни сотрёшь. Сорок лет прошло, как в воду кануло. И как же сегодня выглядят те самые.... дорожки.... тропинки.... лес....?

Моя дочь, как и я родилась здесь же, в честь её рождения я посадил маленькую ёлочку. Сегодня эта 40 летняя ель высотой порядка 30 метров. Отстояли её в своё время соседи и родители..... Не дали желающим спилить... Вот и стоит до сих пор - Настина ель!

На Руси ель, как береза и дуб, считалась священной, являлась символом долголетия, бессмертия вечной молодости и силы. Говорили – ель круглый год не спит, бодрствует, счастье наше стережет.

Так уж вышло, судьба многих закинула после учёбы на те или другие кулички. И не все имеют возможность приехать в гости. Но я уверен все они в разговоре, как и Анатолий называют город своей молодости - мой ЛЮБИМЫЙ город.

Хобби Анатолия - Тайга, путешествия, рыбалка, грибы и ягоды, видео снимает о родном крае. Анатолий мой сосед, просматривая видео, я могу сопоставить те или иные места, насколько они изменились.

19 сентября 2021 года выпал первый снег. Для Якутии это не ново. Но снег через день растаял. А вот мне помнится, что 01.09. 83 года снегу, за ночь, выпало полметра и остался лежать.

Буквально за день до этого было тепло, Анатолий выехал на реку Томмот, грибов и ягод пособирать. Здесь мы с отцом бывали не раз и на рыбалке, и по приглашению на утиную охоту. В те далёкие 70 годы, когда отец работал гл. механиком - Прийска Ленинский в этих краях работали драги добывая золото. В районах реки Томмот и Юхты все было перерыто. Множество котлованов и озёр, марей и болот в округе привлекало водоплавающих. А вот с рыбой было немного хуже, мутная вода мешала подъёму рыбы. Не единожды пробираясь через эти болота садили на мосты ГАЗ 69.

Сравнивая ландшафт могу сказать, - изменился. Но в лучшую сторону. Местами голые отвалы скрылись за выросшими кустарниками тальника и ольшаника.

Немного истории: -

В 1896-97 гг. по поручению Правления Российского золотопромышленного общества горный инженер С.А.Подъяконов искал золото в верховьях Амги и Алдана. От устья р. Селигдар поднимался до вершины этого водотока и доходил до р.Томмот — правого притока Б.Нимныра.

Слухи о золотоносности р. Томмот — правого притока Алдана — дошли до Тимптонских приисков в 1915 г. и взбудоражили умы легких на подъем золотоискателей. (Эвенкам и якутам золото Алдана было известно по крайней мере с 1912 г.). В контору золотопромышленника И.А.Опарина поступило золото, добытое на Томмоте. Привезли охотники-эвенки Николай Сафронов и Иннокентий Павлов.

Весной 1918 г. на р.Томмот на оленях приехали две артели старателей из Ленской тайги — около 20 человек. За лето вблизи зимовья Староватова добыли около 44 фунтов (17,6 кг) «желтого дьявола».

В 1965 году

а) строительно-монтажный участок No 15, осуществлял строительство драг No 77 и No 74 для треста Якутзолото;

Алдан, объявления - срочно требуется по совместительству сторож на кладбище.......сторожем кладбища оформлен с 1 июня 2021 года - Михаил Потапыч. (запись в книге отдела кадров.) )))))

- Прописался жить на кладбище мишка, за небольшую плату в виде корма!

Возможно так и напечатала бы одна из местных газет статью в юмористическом стиле. Но к сожалению это не юмор, а реальность. Особенно в последние годы - жара, пожары, вырубка лесов, старатели ну и большая активность газовиков с нефтяниками, толкают голодного зверя на выходы в населённые пункты. Хотя зверя и в наше спокойное время было в достатке, но пока тайга была более дикая, и не на столько обжитая, зверь избегал встреч с человеком. А теперь куда не глянь, - там человечий дух, там человеком пахнет!

Попробую рассказать предысторию строительства нашего посёлка. В 40 годах прошлого столетия началось на ключе Незаметном строительство драги номер 41.- трехсот восьмидесяти литровой, то есть объём одного ковша был 380 литров.

Со строительством, поселка Дражный ( назван в честь рабочих строящих и работающих в последствии на драгах). пришла необходимость строить и жильё. Но в середине семидесятых поселок был незаслуженно забыт и в дальнейшем переименован в микрорайон Геолог. А с самых её истоков строился для дражников. Дома строила бригада плотников, но рабочие после смен помогали плотникам строить дома. Вот и получилось с истоков дражники свои дома построили сами, своими руками. Рядом был заложен детский садик и магазин. Ну а мы дети этого посёлка ходили в наш детский сад, построенный для нас.

Люди гордились названием своего посёлка. И мы, одни из первых детей, гордимся этим, как и наши родители.

Пожалуй ещё небольшое путешествие с Анатолием по Большой Юхте и Томмоту, в этих местах. В общем-то не многое изменилось, кроме естественного изменение ландшафта, красивейшие места. За сорок лет отвалы почти заросли. Здесь много зверя, птицы грибов, разнообразие ягод.

Есть возможность показать как местные охотники используя ландшафт строят скрадки для охоты на водоплавающую.

Мне хоть и не приходилось часто здесь бывать, но природа и реки остались в более диком виде.

Обширные мари и болота не изъезженны техникой. Пожалуй только здесь ландшафт исчерчен вдоль и поперёк небольшими речушками и ключами. Даже вспугнутая, капалуха не улетит испугано, а усядется на дерево рядом рассматривая человека.

- Везде в округе раззореные муравейники, медвежий помет.

Как говорит Анатолий, сосед мой,

- Это медвежий рай! На рыбалке при переходе с реки Томмот на Юхту встретил медведя.

К счастью медведь был сыт, поедая голубицу, коей было в достатке, да и на грибы было урожайное время.

Медведь посмотрел на спокойно наблюдающего за ним человека и принялся дальше объедать голубичные кусты.

В этом районе в достатке голубцы и черники. Весенние воды рек до сих пор разносят по округе полудрагоценные камни как - аметист. Возможно после работы драги или старателей "гнезда" были подняты на поверхность со скальных пород.

Аметист - считается дpaгoцeнным камнeм втopoгo ypoвня, этoт caмoцвeт вышeл нa пepвyю линию. Вce блaгoдapя pocкoшнoму фиoлeтoвoму цвeтy. Eгo любят вeнцeнocныe ocoбы, иepapхи цepкви, бoгaчи и пpocтыe гpaждaнe. Cчитaeтcя, чтo aметиcт - кaмeнь тpeзвeнникoв, любoвный тaлиcман и aтpибyт дyхoвнoгo пpocвeтлeния.

Такие камни мы пацанами выковыривали после школы на Радио горе. В небольших, отвесных скалах, недалеко от школы. Но цены мы им не знали и поэтому с такой-же лёгкостью выбрасывали их.

Но как бы здесь хорошо и красиво на южной стороне не было, это был не наш район. Устье Орто - Салы, Селигдар и Инаглия - вот был наш дом. Более гористая местность с изобилием кедрачей, брусники, и живности было поболее, в том числе и соболя.

Да и река Инаглия была полностью дикая, с изобилием рыбы, хариус, ближе к устью попадались ленки. На сегодняшний день река похожа больше на прорытый канал. Рядом в округе проходит газовый и нефтепроводы с шикарными дорогами для обслуживания.

Добрались сюда и лесодобытчики. По одной из таких дорог можно сегодня добраться до реки Алдан, выше устья Инаглии - давняя моя мечта. Раньше об этом можно было только "мечтать". Одна из моих попыток сплавится на плоту к реке Алдан, а там сплавом до Томмота, не привели к успеху. Фактически на Инаглию была одна дорога.

Позже была ещё одна дорога, сделана старателями, через ключ Каменистый, к вершине Инаглии. Ну а ещё позже недалеко от устья Орто - Салы, через старый известковый рудник в низовья реки Инаглий.


Рецензии