Отзвуки трагедии распада

    Наш президент прав: распад Советского Союза оказался тяжелой трагедией для миллионов людей. Когда-то многие этого не понимали. Осознание стало приходить постепенно, после того как россияне пережили разрушение собственной жизни, хотя при этом всё же надеялись на её улучшение. Мигранты появились в середине 90-х годов. Помню, как мы с мужем ставили пристрой к дачному домику. С чем-то справились сами, а на более сложную работу пригласили выходцев из Таджикистана. Слово «гастарбайтер» казалось мне тогда обидным для использования в общении с этими людьми. Это были наши люди. Образованные, культурные, говорившие хорошо по-русски. Среди них были те, кто служил в Советской армии в коренной России, далеко от родных мест. Они были мусульмане, строго придерживавшиеся канонов в пище, в отношении к алкоголю. Видимо, только вежливость не позволяла по отношению к хозяйке, приглашавшей к столу после работы, вспоминать другие свои обычаи. Один из них преподавал арабский язык, другой был инженером-строителем, ответившим на все мои вопросы, многому меня научившим, поскольку я мыслила о будущем строительстве.  На родине у них работы не было, а детей нужно было кормить и растить, семьи у таджиков традиционно большие. Были в нашем городе выходцы и из других республик бывшего Союза, но в меньшем числе, менее заметные. Было много китайцев.
    И тогда, и сейчас приехавшие работают в строительстве, в жилищном хозяйстве, в торговле, на транспорте. Мы, россияне, все же чувствовали себя лучше приехавших, потихоньку выходили из провала. И все же была у этих людей обида на Россию, которая их бросила. Раньше они жили, как все, получали образование, могли поехать в Москву, жили гораздо благополучнее, чем после распада. В прошлом у нас с ними была общая история, их отцы, деды воевали в Великой Отечественной войне. Живут приехавшие чаще всего обособленно, не меняя своих обычаев. Наши знакомые по-прежнему на лето приезжают работать. У них уже выросли сыновья, окончили или учатся в вузах, но, как замечаю, обид на окружающих у них прибавляется. Сама атмосфера к этому подталкивает: жизнь россиян улучшилась, а приехавшие пребывают в том же положении.
    Конечно, есть те, что обжились, привезли семьи, получили гражданство, но их не так много. Поэтому гастарбайтеры, строя загородные дома состоятельным людям, бродя по дачным поселкам в поисках работы, ощущают свою ущемленность, естественное чувство зависти и обиды, неприятие нашего образа жизни. Вспомните, как зло, сатирически изобразила певица Манижа русскую женщину. И тем не менее - выходцы из Центральной Азии продолжают ехать по проложенным соотечественниками путям, конечно, большинство из них труженики. Но это уже чужие люди, зачастую не знающие русского языка, культуры и истории, порой враждебно настроенные. Конечно, сходу это определить невозможно. Но наша страна уже видела террористические акты, наглость, преступления приехавших, пережила страшную трагедию в Крокус Сити Холле. ФСБ на днях предотвратила готовящийся теракт в ДНР.  Стране нужно принять то, что для нас эти люди чужие, и определять взаимодействие должны законы. Нельзя допускать, чтобы иностранцы вели себя в нашей стране как хозяева, пытаясь что-то диктовать, потреблять не созданные ими социальные блага и создавать опасные ситуации. А добрые отношения возникнут естественным путем как форма сотрудничества и культурного обмена.


Рецензии