Владимир Соловьёв Смысл любви

В чём состоит истинный смысл и предназначение любви? Самое распространённое мнение - что она дарована людям для продолжения рода. Однако, умы величайших мыслителей, безусловно, не могли быть удовлетворены подобным ответом. Обратимся к работе известного русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва, который довольно подробно и глубоко исследовал данный вопрос.

Нельзя оспаривать тот факт, что всё существующее на Земле имеет своё значение и смысл. Любовь также зарождается в сердцах людей не случайно. Но тогда с какой целью?

По мнению Владимира Сергеевича, любовь и продолжение рода далеко не всегда взаимосвязаны: дети могут рождаться в семье, где родители живут без любви, и наоборот, любящие друг друга супруги могут остаться бездетными. Поэтому, объяснять существование такого высокого чувства природным стремлением к размножению представляется не корректным.

Философ выделил три основных уровня любви (или три элемента): животная природа (стремление к физиологическому соединению), социальный закон (стремление к законному союзу и созданию семьи), соединение в Боге, которое ведёт к бессмертию (данный уровень должен быть на первом месте, но в нашем мире всё наоборот).

Достичь истинной любви, которая трансформирует человека, возвышает его над животной природой, перерождает и воскрешает его, делая бессмертным, сложно. Такое сильное чувство требует определённого уровня сознания, до которого ещё нужно дорасти. Но, как пишет философ, люди эволюционировали в интеллектуальном плане, точно также мы изменимся и в духовной сфере.

Стоит отметить, что Владимир Сергеевич относит к истинной любви, которая способна к глубинному преобразованию, именно любовь между мужчиной и женщиной. Любовь между матерью и ребёнком хоть и очень сильна, но не равнозначна, так как для матери ребёнок может стать целью и смыслом жизни, а для ребёнка мама целью всей жизни быть не может. Таким образом, материнская любовь по большей части преобразует и изменяет непосредственно мать, искореняя в ней эгоизм в пользу самопожертвования.

Что касается половой любви, то её задача состоит в следующем:"...оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность. - Эта задача не только не заключает в себе никакого внутреннего противоречия и никакого несоответствия со всемирным смыслом, но она прямо дана нашей духовной природой, особенность которой состоит именно в том, что человек может, оставаясь самим собой, в своей собственной форме вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью".

Как же происходит процесс зарождения и развития настоящей животворящей любви?

Сначала нас целиком и полностью захватывает объект любви, происходит идеализация его реального образа. И именно этот этап открывает нам завесу в высшие миры. Отсюда появляется ощущение неземной радости или глубочайшего страдания, блаженства и наслаждения.

"...для начала достаточно пассивной восприимчивости чувства, но затем необходима деятельная вера, нравственный подвиг и труд, чтобы удержать за собой, укрепить и развить этот дар светлой и творческой любви, чтобы посредством него воплотить в себе и в другом образ Божий и из двух ограниченных и смертных существ создать одну абсолютную и бессмертную индивидуальность. Если неизбежно и невольно присущая любви идеализация показывает нам сквозь эмпирическую видимость далекий идеальный образ любимого предмета, то, конечно, не затем, чтобы мы им только любовались, а затем, чтобы мы силой истинной веры, действующего воображения и реального творчества преобразовали по этому истинному образцу не соответствующую ему действительность, воплотили его в реальном явлении".

Более полно погрузиться в философское исследование самого прекрасного и загадочного чувства на земле позволит цикл статей "Смысл любви" Соловьёва Владимира Сергеевича.


Рецензии