Урок Древнего Рима Карлос К. Авелине

Диалог двух мух во время вступления императора в столицу

Согласно «Йога-сутрам Патанджали», одним из положительных качеств, которые мы должны развивать на пути к мудрости, является астея, воздержание от воровства. Идея сложнее, чем она может показаться, потому что существуют подсознательные формы воровства.

Например, некоторые уровни низшего «я» всегда готовы занять место высшего Я или бессмертной души.

Сколько раз, несмотря на свои огромные несовершенства, низшая личность человека пытается приписать себе свойства бессмертной души и считает себя если не непогрешимой, то самой духовной и достойной всеобщих аплодисментов?

Говорят, что давным-давно, во времена Римской империи, император вернулся в столицу после великой военной победы. Было утро. День был солнечный. Стоя на своей квадриге (боевой колеснице, запряженной четверкой лошадей), император улыбался и приветствовал людей, собравшихся приветствовать его аплодисментами в этот момент славы. Но кому принадлежала эта слава?

С внешней стороны колесницы императора налип кусочек лошадиного навоза. Прочно обосновавшись в этом органическом веществе, две мухи непринужденно болтали, наслаждаясь завтраком и переживая момент прибытия в Рим.

Указывая на аплодирующую толпу, муха постарше сказала своей подруге:

- Ты видишь, насколько я популярна в этом месте?

И, прервав трапезу, начала приветствовать толпу передними лапками. При этом она красноречиво посмотрела на подругу, как будто хотела сказать:

- Смотри внимательно, это исторический момент.

Какой теософский урок можно извлечь из такого эпизода?

Часто именно так ведет себя низшее «я» во внутреннем мире тех, кто стремится к вечной мудрости. Каждый раз, когда пилигрим добивается победы на пути самосовершенствования, его низшее «я» готовится к аплодисментам, говоря себе:

«На этот раз я было поистине великолепно».

Император-воин в этой истории олицетворяет ту часть низшего «я», которая сражается и побеждает в битвах в поисках истины. Оно разрушает грубые аспекты невежества и расширяет область самопознания ученика. Две мухи, путешествующие в нижней части колесницы, олицетворяют отсталые аспекты низшего «я». Эти насекомые – рабы комфорта. Они устраивают настоящий праздник из нездоровых продуктов. И чтобы преодолеть скуку, они культивируют тщеславие, основанное на фантазии.

В каждом человеке есть воин-император и муха, а то и две. Необходимо отказаться от пахучей пищи, которой наслаждаются мухи, и идти узкой крутой тропой воина, ответственного за свои поступки.

Только сочетание мужества и смирения приводит к победе. Легко быть смелым, если нет смирения. И каждый может быть смиренным, если нет мужества. Но достоинство заключается в том, чтобы сочетать эти два качества и управлять ими, основываясь на проницательности и здравом смысле.

Для этого нужно понять несколько основных моментов:

* Низшее «я» может жить недолго, зачастую меньше ста лет.

* Оно несовершенно.

* В дополнение к недолговечности, низшее «я» испытывает значительные трудности в обучении и, подобно некоторым домашним животным, упрямо придерживается собственного мнения.

Но низшее «я» также может преданно работать ради Того, что является неизменным.

Несмотря на трудности, оно способно постепенно учиться. В его силах бороться с собственными ошибками и исправлять их, но оно не может устранить ошибки других. Упорно двигаясь в правильном направлении, оно может освободиться от большой части невежества.
000


Рецензии