ИГО

  (ст."До какой точки в Германии дошли монголы?",Русичи,2024) "Когда мы обсуждаем монголов и их нашествие в 1230-1240 гг.,то в центре внимания по понятным причинам оказываются их действия на Руси.Но не стоит забывать о том,что Русью западный по-ход отнюдь не ограничивался.Степные тумены прошли навылет Венгрию и Польшу.Часть монгольского войска вышла к берегам Адриатики,часть добралась до Северной Италии, а еще часть успела заскочить на территорию Германии.Когда мы говорим Германия,то имеем в виду,разумеется,не единое государство,а совокупность немецких княжеств, которые признавали общую власть императора.Оговорку такую приходится делать,пос-кольку в комментариях обязательно найдется персонаж,который начнет писать,что Германия появилась лишь в XIX в.Так вот,вернемся к монголам.Насколько далеко на запад они забрались? В какой точке окончился их поход?Для начала давайте кратко перескажем ход событий. В январе 1241 г.группировка монгольских войск пересекла границу Польши.Во главе ее стояли чингизиды Хайду,Байдар и Орду-Ичен(последний,кстати,был старшим братом Батыя).Как обычно,действовали они быстро и дерзко.Операцию начали зимой,к чему поляки были не готовы.Люблин и Завихост были захвачены с ходу,а 13 февраля сос-тоялась битва под Турском.Излюбленная тактика монголов с притворным отступлением и внезапной контратакой дала свой результат- поляки пот-ерпели поражение.В этот же день пал и Сандомир.Правивший в то время Польшей князь Генрих Благочестивый пытался собрать все войска,какие только можно.Он договорился с Тевтонским орден-ом,который прислал ему рыцарей.Он договорился с французскими тамплиерами- те то-же выслали отряд.Он договорился с чешским королем Вацлавом- и чешское войско по-спешило на помощь.В апреле 1241 г.состоялась битва при Легнице,в ходе которой монголы полностью разгромили объединенное польско-немецкое войско.Чехи добраться к месту битвы не успели,опоздав всего на один день.Генрих Благочестивый пал в сражении.Передохнув две недели,монголы двинулись дальше и дошли до немецкого го-рода Майсена.Чтобы вы ориентировочно представляли себе карту,это к северо-западу от Дрездена.Хотя.Давайте мы вам прямо на современной карте покажем,где это:В общем,монголы уже вовсю осваивались в Саксонии,поили коней в Эльбе(Майсен стоит на берегу этой реки).Но тут Байдару пришел приказ срочно идти на соединение с основной армией.Да,отряды Байдара и Орду-Ичена были всего лишь вспомогательными. Главные силы монголов действовали южнее,громя венгров.От Майсена монголы двину-лись на юг,наводя ужас на чешскую Моравию,а потом прошли мимо Вены- в восьми милях от столицы Австрии.Ввязываться в драку с прикрывавшим Вену объединенным чешско-австрийским войском они не стали,поскольку нужно было спешить к Батыю, который осаждал венгерские крепости.Венгерская кампания,прорыв к Адриатике и сожжение Загреба- уже отдельная история.А у нас тут речь о самой западной точке монгольского продвижения.Так вот,немецкий город Майсен- есть самая западная точ-ка."
  (ст."Сожжение Каракорума,триумф Венеции,Безумный король.Что делал мир,пока мы бились на поле Куликовом?",Русичи,2024) "Это только в школьных учебниках история разделена на отечественную и зарубежную и дети сначала проходят одну,потом дру-гую.В реальности никто не ставит события на паузу.И пока происходят важные про-цессы в одной стране,в других странах тоже все кипит и бурлит.Поэтому мы придум-али рубрику "А в это время",где делаем своеобразный синхронистический срез.Кст-ати,удивительным образом нередко действительно крупные исторические события слу-чаются в разных странах практически одновременно.Особенно показателен 1453 г.Про него мы уже писали,можете потом заглянуть в нашу подборку статей.Ссылка будет в конце.А сейчас давайте поинтересуемся,чем был занят мир в 1380 г.Знакомая дата? Для нас с вами она очень знаковая.Именно в этом году Дмитрий Донской разбил вой-ско Мамая на Куликовом поле.Ну что ж,поднимаемся на высоту птичьего полета и ок-идываем взглядом окружающее пространство.Сожжение Каракорума.Пока русские воины колошматили ордынцев у слияния Дона и Непрядвы,за тыс.километров от них одни уг-ольки остались от монгольской столицы Каракорум,куда некогда регулярно приходи-лось ездить на поклон нашим князьям.В Монголии в это время правил Тогус-Тэмур. Его власть уже не распространялась на Китай- оттуда монголов вышвырнули еще 12 лет назад.А теперь китайцы сами пришли в Монголию- мстить.Весной 1380 г.их вой-ско подступило к Каракоруму.В страшной битве монголы потерпели тяжелое пораже-ние,в плен попали три их полководца.Город был взят штурмом и полностью уничто-жен,а потом сожжен.Его останки будут найдены только в конце XIX в.Триумф Венеции .В XIV в.в Средиземном море было две господствующие силы- венецианцы и генуэзцы. Соперничество между ними было очень яростным и очень долгим.Ни одна сторона не могла взять верх,несмотря на регулярные войны.Кульминацией стала так называемая война Кьоджи.А ее ключевые события произошли как раз в 1380 г.Кьоджа- город в паре десятков километров от Венеции,тоже на островах.Генуэзцы сумели его захват-ить,но это был последний их успех.Вскоре венецианцы их отрезали от подкреплений и заставили сдаться.Одновременно было нанесено поражение генуэзскому флоту.В ит-оге в следующем году Генуе пришлось подписать мир.Никогда больше с этого момента она не сможет бросить вызов Венеции.На трон садится Безумный король.А во Франции большие перемены.В 1380 г.умирает король Карл V прозванный Мудрым.На престол во-сходит его сын,12-летний мальчишка,которого тоже зовут Карлом.Правление его буд-ет крайне печальным для страны.Король сойдет с ума в буквальном смысле. Францию будут раздирать войны арманьяков и бургиньонов. Внимательно присматривающаяся к этим событиям Англия начнет новый раунд Столетней войны и добьется головокружи-тельных успехов,заняв Париж и принудив Карла Безумного передать управление стар-ной английскому королю Генриху V.Сын Генриха был объявлен наследником француз-ского престола.От полного распада и уничтожения Францию спасет Жанна д'Арк.Но это мы уже забежали далеко вперед."
  (ст."Князья, которые ушли из Литвы на Русь "вместе с вокзалом".То есть прихва-тив свои земли",Русичи,2024) "В конце пятнадцатого века Русское государство,воз-главляемое Иваном Третьим,стало совершенно неузнаваемым.Еще полвека назад это был рыхлый конгломерат жестоко воюющих друг с другом княжеств.Законного великого князя московского ослепили и объявили низложенным.Татары малыми отрядами разгро-мили крупное русское войско под Белевым.А в 1445 г.Василий Дмитриевич и вовсе попал в плен к казанскому хану Улу-Мухаммеду.Но прошло несколько десятилетий.И теперь Русь собралась воедино.В 1478 г.был окончательно присоединен Новгород,в 1485 взята Тверь- главный соперник московских князей.Выплаты в Орду давным-давно прекратились,а хан Ахмат,сунувшись на Русь,дважды получил по зубам.Сначала его войско потерпело поражение под Алексином в 1472 г.,а спустя восемь лет он не су-мел форсировать Угру.Набеги казанцев Русь тоже научилась отбивать.Более того,са-ма перешла в наступление и в 1487 г.заставила казанского хана капитулировать. По мирному договору Казань переходила в статус русского протектората, обязуясь не только не нападать больше на Русь, но и согласовывать с ней всех будущих ханов.
Москва набрала такой вес и авторитет, что соседняя с ней Литва стала буквально крошиться. Русские князья один за другим объявляли, что больше не хотят служить великому князю литовскому,и уходили под руку Ивана Великого.Но не просто так ух-одили,а вместе со своими землями.То есть "вместе с вокзалом",если пользоваться соврем.терминологией.А сейчас немного хронологии.1489 г.В 1489 году воротынский князь Дмитрий Федорович отправил в Вильну прошение о снятии с него присяги. Не дожидаясь ответа, он сразу же сообщил великому князю московскому Ивану Третьему, что переходит к нему на службу вместе со своим уделом- Воротынским княжеством. Для понимания- земли по соседству с Калугой,верховья Оки.Одновременно такая же история происходит с соседним белевским князем Иваном Васильевичем.Он тоже пере-ходит на сторону Ивана Третьего и тоже со своими владениями.С собой он забирает треть Белевского княжества,остальными двумя третями владеют его братья.1492 год
Белевские князья Андрей Васильевич и Василий Васильевич следуют примеру брата и забирают с собой из Литвы оставшиеся части Белевского княжества.И в этом же году на сторону Москву переходит второй воротынский князь- Семен Федорович,брат Дми-трия Федоровича.По уже сложившейся традиции свой удел он тоже выводит из Литвы.
Глядя на все это,ту же операцию проворачивает мезецкий князь Михаил Романович. Причем он еще и уделы своих братьев прихватил,а самих братьев пленил и доставил в Москву.1494 г.Великий князь литовский Александр Ягеллончик вынужден подписать мирный договор с Иваном Третьим,по которому признает уход из Литвы Белевского и Воротынского княжеств,а также частично Мезецкого княжества.1500 г.Семен Бельск-ий,владевший крепостью Белой с окрестными землями,объявляет о том,что служит отныне великому князю московскому.И земли его становятся частью Русского госу-дарства.Вместе с ним аналогичное решение принял стародубский князь Семен Ивано-вич.Перейдя под руку Ивана Третьего,он забрал с собой обширные владения.И то же самое сделал новгород-северский князь Василий Иванович Шемячич.Последние 2 князя вывели из состава Литвы крупные города Новгород-Северский,Рыльск,Радогощ,Гомель ,Стародуб,Чернигов,Карачев и Хотимль.После этого вспыхнула война между Русь и Литвой,которая закончилась в 1503 г.По ее итогам Литва потеряла порядка трети своей территории.К чему мы это все.Просто есть усердно вбрасываемый(судим по мн-огочисленным комментариям,в том числе на нашем канале)тезис о том,что Москва, дескать,не умела в конкурентную борьбу с Литвой,поэтому все завоевывала силой, а к Литве русские княжества,мол,тянулись сами.На самом деле надо смотреть на конк-ретную эпоху.Когда Московская Русь вымахала в сильное и независимое государство, русские княжества и города массово побежали прочь из Литвы.Потому что Москва ст-ала для них куда притягательнее."
  (ст."Перун против Велеса. Битва великих змеев",Русичи,2024) "Перун и Велес– два великих славянских бога.Дремучая земля и бездонное небо,хаос первозданной хтонической жизни и железный воинский порядок.Но так ли это? И не могут ли прот-ивоположности,как часто бывает,оказаться друг другу ближе,чем кажется на первый взгляд? Змей,стерегущий клад.О Перуне и Велесе нам известно немало– из летопис-ей,из «народного православия»,впитавшего языческие образы, из редких сохранив-шихся сказок.Историки и лингвисты В.Н.Топоров и В.В.Иванов разработали «Теорию основного мифа».Суть такова: в древности существовал изначальный праиндоевро-пейский миф о битве небесного божества-громовержца с хтоническим змеем за некие блага,важные для всей Земли(например,стада небесных коров),или за похищенную во-злюбленную.В результате громовержец загоняет змееподобного демона обратно в его темный мир.В славянской мифологии роли противников в этом сюжете достаются соот-ветственно Перуну и Велесу.Доказательствами служат и мифы балтских славян,где громовержец Перкунас борется с велнясом(литовским чёртом)за свою невесту,похищ-енную со свадьбы,и белорусская сказка– о том,как Бог,преследуя меняющего облик чёрта,бьет его молниями-перунами.Но как Велес, скотий бог, ассоциирующийся в том числе и с медведем, хозяином леса, вдруг сделался змеем?Топоров и Иванов приво-дят множество косвенных аргументов.Это и народные поверья и заговоры,где фигури-рует червь-паразит «волосатка»,и параллель: Велес как хозяин подземных богатств – змеи в сказках и мифах стерегущие клады.Однако нельзя не учесть и образ Велеса в летописях,топонимике и даже..в образе Святого Николая.О связи этого горячо по-читаемого святого с Велесом говорил, например,исследователь Б.А.Успенский.Велес покровительствовал скоту,деньгам, богатству,здоровью: именно скот был первой ме-новой единицей,от его числа и состояния зависело благополучие хозяина.Была у Ве-леса и ещё одна сфера ответственности– музыка.В «Слове о полку Игореве» вещий Боян, гусляр и сказитель,назван Велесовым внуком.В «Сказании о построении града Ярославля» упоминается,что на капище именно Велеса в дни празднеств гудели в гусли,играли на сопелях,плясали и пели.Связи скотьего бога с музыкой удивляться не стоит.Стоит вспомнить,что кантеле старика Вяйнямёйнена было сделано из чел-юсти громадной щуки,а лира Аполлона– из панциря черепахи,рогов и жил жертвенной коровы.Интересно,что сделал первую лиру Гермес,так же покровитель торговли и денег.Символом Гермеса,заметим,являются змеи– обвившиеся вокруг жезла,кадуцея. Этот жезл символизировал его функцию проводника душ в царство мертвых.Образ змея и правда то и дело оказывается вблизи Велеса.Змей,живущий в горах.Однако по иро-нии судьбы змеем являлся..и сам Перун.Множество русских и славянских народных преданий говорят о связи Громовика с Огненным змеем– летающим по воздуху,грохо-чущим,пылающим,похищающим девиц и навещающим вдов в облике недавно почивших муж-ей.На Перыни под Новгородом жил змей Пирюн,навещавший по ночам местную пастушку. Огненный змей обитал и в пещерах на острове Перун на Днепровских порогах.Соглас-но народному поверью,от дубрав(дуб– священное дерево Громовержца!),загораясь ст-растью,взлетает огненный змей,соблазняет невинную девушку и у нее во чреве заро-ждается нечистое дитя,которому не суждено жить среди людей,оно– кикимора.Дитя в итоге растит и пестует нежить,учит колдовать,а после подселяет в человечий дом за печку– вредить людям.В болгарских легендах летающие змеи,зачастую живущие в горах(к примеру,на горе Пирин)борются с нечистью в округе– что вполне укладыва-ется в образ и функции Перуна из белорусских сказок.Образ Перуна отчетливо про-слеживается в мифологии до древних хеттов и воинского бога Пирвы или Перувы,чьи святилища зачастую ставились на возвышенностях,в горах,а гора по-хеттски– peru-na.Из всего выходит,что Перун не просто Огненный Змей,он– змей,живущий в горах. По-простому– не Горыныч ли?Из Перуна получается довольно странный змееборец.Дав-ай поспорим.После принятия Христианства функции Перуна перешли к Илье-пророку. Например,считалось,что Земля не начнет плодоносить,пока Илья не прокатится на своей колеснице по небу с первым громом.В конце уборки урожая в некоторых облас-тях оставляли несжатый сноп «Илье на бородку».В других областях,зачастую,сноп был «Волосовой бородкой».То есть налицо явное наложение функций одного божества на другого!Сохранилась сказка о споре Ильи-пророка с Николаем Угодником на пред-мет урожая и внимания простого русского мужика.Николай и Илья путешествуют верх-ом и решают «добывающему в поте лица хлеб свой» крестьянину одолжить своих лоша-док.В конце работ спрашивают,какая была лучше,и крестьянин отмечает,что– Никол-ая.Илья решает в отместку побить урожай крестьянина градом,потом наслать засуху… А Николай раз за разом выручает мужика.В итоге подсказывает ему купить две свечи и всем сказать,что малая– для Николая,а большая– для Ильи Пророка.Слух о таком послушании мужика доходит до Ильи,и тот остается совершенно довольным и уверен-ным,что он Николая обставил.Перед нами спор двух древних славянских богов.Спор, отраженный даже в летописях и топонимике.В древнем Киеве идол Перуна стоял на холме,а после низвержения– был сопровожден до самых порогов,идол же Велеса стоял внизу,на Подоле,и был просто сброшен в Днепр.А вот в Новгороде капище Перынь на-ходится далеко от города,зато Волосова улица так и ведет почти к стенам Кремля (Детинца)и на ней стоит церковь Святого Власия,покровителя животных– на месте былого капища «скотьего бога».В купеческом Новгороде более почитаем был именно Велес– покровитель скота и богатства.А вот Громовержец и оплодотворяемая им Зем-ля в северном климате– ненадежные товарищи.Единство и борьба.Небесный бог,побед-ивший мерзкого ящера,у нас был– Сварог.А Перун и Велес…Если битва богов и имела место,то это была очень древняя битва двух великих змеев.И интересно вновь вспо-мнить змей с жезла Гермеса– ведь они,вначале боровшиеся,а затем застывшие напро-тив друг друга,символизировали примирение.А в борьбе двух богов,отвечающих за благополучие(плодородие земли и приплод скота и дичи)в норме победителя быть не может…Любовь{Leo}Паршина,специально для канала "Русичи".
  (ст.""Россия граничит с Татарией и Литвой".Отчет грека в Милане в 1486 году",
Русичи,2024) "Не откажем себе в удовольствии еще раз потыкать носом разных люби-телей мантры "Россию придумал Петр Первый" в исторические документы,которые кам-ня на камне не оставляют от всей этой мифологии.Напомним, что в сети есть тонны комментариев на тему того, что наша страна якобы до 1721 года называлась "Московией" и только потом ее стали называть Россией. Даже на нашем канале такие читатели попадаются. От их рассуждений на эту тему веет таким невежеством, что уши вянут.Лучшим лекарством от этого являются цитаты послов и путешественников, которые жили задолго до Петра и понятия не имели,что слова "Россия" еще не суще-ствовало.Они преспокойно называли нашу страну этим именем,не подозревая,что ру-шат в хлам все аргументы будущей секты "свидетелей Московии".Обратимся сегодня к запискам еще одного такого путешественника.Знакомьтесь,перед нами грек Георгий Перкамота,покинувший Константинополь после захвата его турками.Он перебрался на Русь и поступил на службу к великому князю московскому.Когда именно это произош-ло,неизвестно,в источниках никакой информации не осталось.Зато известно,что Пер-камота был в составе посольства,которое в 1485 г.Иван III отправил в Милан.Это была ответная любезность,поскольку до этого в Москве принимали посольство италь-янского герцога Джан Галеаццо Сфорца.В июне 1486 г.гости с далекой Руси добрали-сь до Милана,везя с собой 80 соболиных шкур и нескольких живых соболей.Посоль-ство было радушно принято.Итальянцы много расспрашивали о жизни в Москве,а потом попросили Перкамоту рассказать обо всем под запись.И посол согласился.Так появился на свет (и сохранился в архивах Сфорца) любопытный документ, который получил у итальянских историков название "Сообщение о России"."In Rossia diceva essere di grande cit;,fra l'altre, Volodymira,quale era populosa et faceva circa sexanta millia fochi; altre nomin; che fano da trentamillia fochi chadauna, videlicet: Novogrodia,Pascovia et Mosca,quale in latino se chiama Moscovia,et questa sola essere stata circundata de mura per lo dicto suo Signore,in la quale fa residentia pi; del tempo et se gli tene la corte et ha il suo Arcivescovo".
"Он говорил,что в России есть большие города,среди прочих Володимир,город весьма населенный и имеющий около шестидесяти тысяч очагов; он назвал и другие,имеющие каждый около тридцати тысяч очагов,а именно Новогродия,Пасковия и Моска,которая по латыни называется Moscovia,и последняя одна окружена стенами,построенными названным государем,живущим здесь большую часть времени,держащим здесь двор,и здесь же находится его архиепископ".В общем, сохраняйте эту статью себе в закладки. Если еще раз попадется где-нибудь в сети безграмотный комментарий на тему "России не было до Петра Первого", можно сразу совать ее под нос. Пусть чешут в затылке, придумывая как опровергнуть то, что не опровергается никак."

 (ст."Победоносный датский король Владимир,который был русским на три четверти", Русичи,2024) "Победоносный- его реальное прозвище,данное самими датчанами за во-енные успехи и расширение территории страны.Именно этот король основал датские владения в Прибалтике,которые позже выросли в так называемую Датскую Эстляндию. Ну и во внутренней политике он был достаточно успешным- при нем был принят Ютс-кий закон,по которому Дания потом жила еще триста лет.Так-так-так.Что мы тут видим? А видим мы тут страну Россию(так и написано- Rossia),в состав которой входят города Владимир(Volodymira),Новгород(Novogrodia),Псков(Pascovia)и Москва (Mosca, Moscovia).Напоминаем,что на дворе у нас 1486 г.И это слова,которые зап-исывают итальянцы под диктовку грека на московской службе.То есть греки,итальян-цы,а также жители Москвы в 1486 году прекрасно знают,что это страна называется Россией.До Петра Первого, напомним,еще двести лет.И еще один важный момент проц-итируем."Le confine de Rossia verso el levante se extendano verso Tarteria et Cercasso; da mezzo di et parte de ponente sono contigue alla Lituania,quale ; trameza de Rossia,Boemia et Polonia; di verso septentrione dice essere grande paese deserto et il mare oceano"."Границы России на востоке распространяются до Татарии и Черкесии,с юга и частично с запада она граничит с Литвой,которая нах-одится между Россией,Богемией и Польшей; на север от России простирается,по его словам,большая пустынная равнина и море-океан".Передаем большой привет поклонни-кам Великого княжества Литовского.Здесь Литва четко отделяется от России.А то в предыдущий раз,когда мы цитировали рассказ итальянского путешественника Амброджо Контарини,побывавшего на Руси в 1474 г.,нам писали,что он,дескать,Россией назы-вал Литву.Вот вам,пожалуйста,все наглядно: Литва- не Россия.В общем, датчане его уважают и ценят.А звали этого монарха Вальдемар II.Если по-русски,то Владимир II.И русский вариант тут вполне уместен,потому что имя свое он получил не только в честь отца,тоже Вальдемара,но и в честь деда по материнской линии Володаря(Вл-адимира)Глебовича,а также прапрадеда по отцовской линии Владимира Мономаха.Отец его тоже,кстати,Вальдемаром назван не просто так,а именно в честь Мономаха.Как вы понимаете,русской крови в этом датском короле было немало.А теперь давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.В 1125 г.в Киеве скончался легендарный русский князь Владимир Мономах.Его преемником стал сын- Мстислав Великий,который считае-тся последним русским князем,правившим всей Русью целиком.Свою дочку Ингеборгу он решил выдать за датского герцога Кнуда Лаварда.Не смотрите на скандинавское имя Ингеборга.Скорее всего,у нее было и славянское имя,а также христианское,но в русских источниках эти параллельные имена не сохранились.У нас в летописях кня-жеских дочерей по имени вообще редко называли.В Дании внучка Мономаха зваласьИн-геборгой.В браке у нее родился сын,которого назвали Вальдемаром.Угадайте,в чью честь,если до сих пор в истории Дании не было ни одного короля или герцога с таким именем? Конечно,так родители отдавали дань уважения великому русскому кня-зю.Не удивимся,если дома мать звала Вальдемара так,как ей было привычнее-Владим-иром.Дальше еще интереснее.Король Вальдемар,оставшийся в истории Дании с прозв-ищем Великий,взял в жены дочь минского князя Володаря Глебовича,которую звали София.Володарь- вариант имени Владимир,так что можно сказать,что имя Владимир для датских монархов уже стало родовым.Неудивительно,что при таких обстоятельс-твах,сына назвали опять-таки Вальдемаром.Это и есть наш персонаж- Вальдемар II Победоносный.На три четверти русский.Интересно,что его родная сестра,тоже рус-ская на 3 1/4,носила имя Ингеборга- в честь дочери Мстислава Великого.Ей выпала страшная судьба,она стала королевой Франции,выйдя замуж за Филиппа Августа.Стр-ашная- потому что Филипп изгнал ее после первой же брачной ночи,не консумировав брак.Следующие двадцать лет она провела в заключении в замке Этамп.Но это уже другая история."
  (ст."Поляки издевались над своей бывшей королевой, дочерью Ивана Великого. И в конце концов отравили ее",Русичи,2024) "Да,не такой судьбы желал своей дочери могущественный русский государь,великий князь московский Иван III.Если бы он зн-ал,как рано и при каких тяжелых обстоятельствах оборвется жизнь Елены,то никогда не устроил бы ей такой брак.Но способностями пророка при всех своих достоинствах он, конечно,не обладал,так что партия эта виделась ему вполне блестящей.В 1495 году состоялась знаменательная свадьба.Брат польского короля Александр Ягеллон-чик женился на 18-летней Елене,дочери великого князя московского Ивана.Брак этот был в первую очередь политическим- он завершал русско-литовскую войну,разразив-шуюся из-за перехода под власть Москвы так называемых верховских княжеств.Ал-др Ягеллончик,помимо того,что был братом польского короля,еще и носил титул велико-го князя литовского.И в предыдущие несколько лет он упорно пытался вернуть силой отколовшиеся земли.Но война шла для него так неудачно,что возникла серьезная уг-роза новых территориальных приобретений со стороны Русского государства.Поэтому пришлось мириться.И скреплять этот мир брачным союзом.Иван III сумел настоять на том,что его дочь не должна переходить в католичество.Причем Александру пришлось дать письменное обязательство не принуждать ее,вписав,правда,в документ лазейку: "Коли похочет своею волею приступити к римскому закону,то ей воля".Позже поляки чуть всю душу не вынут из Елены,требуя согласиться на отказ от православия.Дав-ление было просто бешеное,но стойкость в вере у русской девушки оказалась непок-олебимой.В 1501 году умер польский король, старший брат Александра. Детей у него не было,так что корона перешла Александру.Статус Елены при этом оказался спорным - фактически она тоже стала польской королевой,но юридически этого оформлено не было,коронация так и не произошла.Все опять-таки уперлось в религиозный вопрос.А в 1505 г.Александр тяжело заболел,и чем дальше,тем больше ухудшалось его состоя-ние.Продержался он до августа 1506 г.А после его кончины на престол взошел новый король- Сигизмунд,младший брат Александра.Да,детей у Елены не было,наследника не оказалось.Так вышло,что на польском престоле за каких-то пять лет последовате-льно сменили друг друга три брата.Бывшая королева,оставшись совершенно одна,не-сколько лет вынашивала идею вернуться в Москву,где в то время великим князем был ее брат Василий III.Однако разрешение на выезд должен был дать Сигизмунд,а он отпускать Елену отказывался.В 1511 г.Елена решилась уехать самовольно,договорив-шись о помощи с московским посольством.Князья Петр Одоевский и Семен Курбский прибыли в Браслав,чтобы забрать ее.Однако планы вскрылись,после чего Сигизмунд приказал взять Елену под арест.Сделано это было самым грубым образом- дочь Ивана Великого за рукава выволокли прямо из церкви.Иначе как издевательством и свято-татством такой поступок не назовешь- территория церкви всегда была неприкосно-венной.Там даже преступников арестовывать было нельзя.В довершение всего у нее изъяли все деньги и ценности.Елену привезли сначала в Троки,но уже через три дня отправили в Брашаны.Узнав о случившемся,Василий III отправил послание к Сигизму-нду.Но польский король сразу пошел в отказ:"У сестры твоей,нашей невестки,казны ,людей,городов и волостей не отнимали…В Троки и Биршаны не увозили и бесчестья никакого не наносили…Только сказали ей,с нашего ведома,чтоб ее милость в Брасла-вль не ездила,а жила бы по другим своим городам".Сразу после этого Елене дейст-вительно разрешили покидать Биршаны.Драгоценности,однако,не вернули и выезд в Москву не разрешили.То есть поводок чуть-чуть ослабили,но и только.В 1513 г.Еле-на вновь напомнила о себе.Она потребовала вернуть ей все имущество,после чего бывшей польской королеве передали 40 золотых кубков.Но по какому-то невероятному совпадению спустя всего несколько дней она скоропостижно скончалось.Было ей все-го 36 лет.Король Сигизмунд тут же написал краковскому епископу,что смерть Елены случилась очень кстати.поскольку избавила государство от многих хлопот.Хронист Ян Комаровский пишет,что смерть Елены была неслучайной.Ей подсыпал яда ключник. Другие польские источники эту версию отрицают,но уж больно похожа она на правду.
Так дочери Ивана Великого и не довелось вернуться на родину,о которой она столь-ко мечтала.Останки ее по сей день покоятся за пределами России- в литовском Ви-льнюсе.Другие статьи на эту тему читайте в нашей постоянной рубрике "Женщины Древней Руси".
  (ст."Что показала экспертиза останков Ильи Муромца? Былины не врут,получается" ,Русичи,2024) "Лежал себе Илюша на печи тридцать лет и три года,рукой-ногой тол-ком шевельнуть не мог.Но заглянули однажды в село Карачарово калики перехожие, увидели его беду и поправили дело.Встал Илья,силу богатырскую в себе ощутил,а вместе с силою задание ему было дано каликами- иди в стольный град Киев князю Владимиру служить.Что случилось дальше,знает каждый,кто в детстве не прогуливал уроков литературы и знакомился с русскими былинами.Подвиги Ильи Муромца стали самым ярким сюжетом былинного фольклора,а сам он считается главным отечественным богатырем.Могут ли у фольклорного персонажа быть прототипы? Разумеется.И не про-сто могут,чаще всего они хорошо известны.Тот же князь Владимир самый яркий тому пример.Есть свои прототипы и у Алеши Поповича,и у Добрыни Никитича.А образ Ильи Муромца по самой распространенной версии восходит к иноку Илии Печерскому,чьи останки покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.В 1988 г.в Советском Союзе было решено провести исследование этих останков со всем научным арсеналом, который тогда имелся в распоряжении судмедэкспертов.Спустя годы профессор Борис Михайличенко,возглавлявший в тот момент кафедру судебной медицины киевского Нац-ионального медицинского университета имени А.Богомольца,рассказал подробности.
"Длина тела, то есть рост, — 177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры — 160–165 см. Далее — на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы,тем больше у него будут эти бугристости.То есть у него была хорошо развита мышечная система.Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга,называемом “турецкое седло”.Эти изменения, характерные для акромегалии,акромегалоидного акцента.Люди в состоянии акромег-алии имеют непропорционально большие части тела".Приведем комментарий еще одного специалиста,который лично изучал останки."Очень толстые были кости лобные,темен-ные,затылочные,они заметно превышали норму.А что это значит? Одному человеку мо-лотком ударят,и у него вдавленный перелом,травма черепно-мозговая.А с таким чер-епом кувалдой ударить- ничего не будет с ним",- рассказывает врач-судмедэксперт Московского бюро судмедэкспертизы,антрополог Сергей Никитин.То есть действитель-но перед нами человек богатырского телосложения.Но самое интересное будет дальше .Рентгенологи, изучив результаты снимков,выдали следующее заключение:"Уплощение тела пятого поясничного позвонка,наличие остеофитов на грудных и поясничных поз-вонках,а также дугообразные соединения отростков пятого и четвертого поясничных позвонков позволяют утверждать,что при жизни этот человек страдал спондилоарт-розом".Это означает,что в какой-то период Илия Печерский имел серьезные проблемы с подвижностью.Нет,это,конечно,не лежание на печи первые 33 года жизни.Тем бол-ее,что развивается спондилоартроз ближе к 40 годам.Но в зрелом возрасте скованн-ость,особенно по утрам,у него определенно была,поэтому приходилось разминаться. Самому или при чьей-нибудь помощи.Значит,в Киеве жил человек,по виду сущий бог-атырь.Приходили к нему с утра,допустим,сведущие люди,делали ему массаж.А потом он был готов к любым подвигам.Могла ли из всего этого составиться легенда об Илье Муромце,которого выходили калики? Учитывая,как работает фольклор,вполне.Ну и напоследок еще раз процитируем профессора Михайличенко:"У него рана в области проекции сердца,проникающая в грудную полость.Скорее всего,он умер от этой раны. Кроме того,у него была переломана правая ключица.Сломаны также были второе и тр-етье ребро,рентгенологи нашли костные мозоли.То есть эти переломы были получены еще при жизни,в каких-то боях,а потом зажили.Именно в таких случаях образовыва-ются костные мозоли.Хорошо видно рану на ладони,судя по всему,тоже от какого-то холодного оружия— плоско-колющего предмета".То есть инок иноком,но воевал будь здоров.Мечом владел великолепно.И умер именно в бою,от удара в сердце копьем или стрелой.Так что с былинами многое совпадает.И это,еще раз заметим,не редкость. В основе каких-то фольклорных сюжетов или образов чаще всего лежат реальные факты, реальные события.Просто они преломляются в народном сознании особым образом, приобретают эпичность,обрастают дополнительными подробностями,порой совершенно сказочными."
  (ст."Кланялись ли татарам на Поклонной горе в Москве?",Русичи,2024) "Приезжая в столицу,стоит заглянуть не только на разрекламированную ВДНХ.Обязательно схо-дите на Поклонную гору,где устроен мемориальный комплекс в честь нашей общей По-беды в Великой Отечественной войне.Майские уже не за горами,так что это будет особенно актуально.Да и вообще,там ведь огромный парк Победы разбит,где установ-лены монументы,посвященные другим славным и драматичным страницам русской исто-рии.Есть там Памятник защитникам земли Российской,где изображены три бойца-древ-нерусский богатырь,русский воин 1812 г.и солдат времен Великой Отечественной.И написано- "Русь".Связь эпох в самом наглядном виде.Тем неприятнее читать коммен-тарии,в которых на голубом глазу утверждается,что название Поклонная гора дано этому московскому холму,потому что там регулярно кланялись татарам.И в качестве доказательства приводится цитата:"И стрелъ ихъ Федоръ за рекою Москвою на Покло-нной горе и ехалъ съ ними въ городъ до ихъ подворей".Речь идет о визите в Москву посланников крымского хана Менгли-Гирея.Вот,дескать,татарам кланялись,поэтому так и называется гора.Ну и дальше начинаются набившие оскомину рассуждения о"ру-сской дани крымчакам" и "извечном русском рабстве".То есть сплошные передергив-ания.Вопрос про выплаты Крыму мы уже пятьсот раз разбирали,поэтому скажем очень коротко- поляки платили Крыму больше,дольше и регулярнее.Так что с такими прете-нзиями в первую очередь,пожалуйста,к ним(чего,кстати,почему-то никто не делает).
Ну а что касается поклонов на Поклонной,то тут вообще все с ног на голову пост-авлено.Согласно наиболее распространенной версии,на этом месте люди,приезжающие в Москву или уезжающие из нее,кланялись святыням.Еще раз медленно повторим- кла-нялись тут не местные жители,а гости.Второе объяснение- тут стояла застава,на которой взималась пошлина.Именно эта пошлина могла называться "поклоном".И опять же трясли эти самые "поклоны" именно с приезжих,а не с москвичей.А вообще,исто-рики полагают,что изначально Поклонной гору назвали просто потому что она была очень пологой.То есть шла под наклоном.Но как бы то ни было,ни в одном из приве-денных вариантов не идет речи о том,что москвичам приходилось кому-то кланяться. Так что если вам встретится подобное утверждение,знайте- оно ложное."

  (ст."Вы что,язычники?!» Наболело!",Русичи,2024) "То и дело раздается этот воп-рос в комментариях под материалами о славянском язычестве.Общеизвестная информа-ция из летописей и учебников или безлично-благостное Солнце из оперы «Снегуроч-ка» отторжения не вызывает.Вероятно,в силу привычки.Но как только из обрывков сведений,меж строк начинают проступать черты характеров,личностей богов,их вер-оятные взаимоотношения– тут же самые впечатлительные спрашивают «Зачем вы проп-агандируете такие дикости?» и,разумеется:«Вы что,язычники?».В самом деле– уже много веков Россия является преимущественно православной державой.Другие распро-страненные и важные религии– ислам и буддизм– так же являются мировыми,уже отош-едшими от язычества.Есть в России и других славянских странах такое явление как неоязычество.Его представителям– понятно,зачем подробно изучать славянских богов ,верования наших предков,писать свои «Велесовы книги» и прочая.А обычному чело-веку,особенно,православному или атеисту,– к чему?Сразу оговоримся,что любое яв-ление культуры и истории заслуживает сохранения и изучения.Но всё же попробуем объяснить подробнее.Если вдуматься,язычество как система образов,архетипов,алл-егорий и так вокруг нас.На театрах стоят по всему миру Аполлоны,в парках прита-ились с луком и стрелами Дианы,в портах и на зданиях банков вальяжно стоит Гер-мес со своим кадуцеем,вход в медицинский пункт и аптеку обозначает неоновая змея Асклепия,и даже кое-где в христианских храмах можно увидеть Купидонов,успешно маскирующихся под маленьких ангелов.Кто-то скажет: это другое! Мы ответим: нет, это то же самое!И повторим вновь: язычество вокруг нас.И славянское тоже!По сей день никто не задумывался,зачем пророку Илье(непримиримому борцу с идолами)вор-овать время в сутках и оплодотворять землю дождем,зачем Параскеве(казненной юной девушке из семьи ранних христиан)сдирать кожу с тех,кто прядет на пятницу,поче-му у Касьяна (паломника,монаха и автора книг о грехах)дурной глаз,почему он вст-упил в сговор с чертом и с какой стати ему повинуются ветры.А в XIX в.девушкиРу-сского Севера уже не представляли,зачем именно они вышивают на полотенцах рогат-ую богиню в окружении всадников– просто делали вслед за матерями и бабушками…В XX в.и сегодня «Иван да Марья» стали символом простой русской любви.Вслед за фи-льмом-сказкой среднего пошиба времен застоя появляются детские ансамбли песни и пляски с тем же названием,подарочные куколки…И будто бы никому в голову не прих-одит просто прочесть текст купальских песен и уяснить простой факт: фольклорные Иван да Марья– брат и сестра,а их любовь– преступна,а в конце они гибнут,превра-щаясь в цветок.Теперь наконец модно говорить о патриотизме,возрождении духовно-сти,о каких-то скрепах.Но никакого возрождения и подъема родной культуры не буд-ет,если мы не поймем ее,не изучим,а будем довольствоваться только поверхностны-ми,выхолощенными пересказами,сделанными в советское время для детей.Так и будем мучиться от «синдрома подавленных воспоминаний»,когда всё в русской культуре так «загадочно»…а на самом деле вообще не понятно ее как бы носителю.Хотя тенденция выхолащивания из сказок,старин и мифов чего-то «нецензурного» берет начало еще веке в XIX в.,от славянофилов,которые очень старались представить родную культ-уру в лучшем виде: славяне-язычники были невинны как дети и молились Яриле-солн-ышку,в ожидании Крещения; Илья Муромец не мог прижить сына вне брака от богаты-рши Латыгорки– он бился с крестником; и прочая… Правда,от некоторых трудов и отдельных высказываний русской имперской интеллигенции о русском же народе веет восхищением «благородными дикарями».После Крещения и казней многих волхвов язы-ческая культура на самом деле не исчезла,но отошла в тень и в форме вначале тай-ных культов,потом просто верований прожила очень долго– почти до начала XX в.Но конец живой традиции настал в XVII веке: Раскол положил начало дальнейшей марги-нализации русской традиционной культуры и превращению ее в туземную на родной же земле.Не станем здесь и сейчас касаться обрядов в Русской Православной Церкви. Заметим только,что сам Никон, инициатор и руководитель всех реформ,был лишен са-на за злоупотребление анафемой и жизнь закончил простым чернецом– что еще очень слабо,учитывая каким мучениям он подвергал своих противников(православных хрис-тиан!),увеча их,истязая морально,моря голодом.В чине патриарха его теперь поми-нают только благодаря ходатайствованию царя Федора Алексеевича перед восточными православными патриархами.Но помимо изменения обрядов,переписки церковных книг и сожжения «неправильных»,реформаторы уничтожали носителей и предметы культуры: на окраины русских земель изгонялись скоморохи, мастера,изготовлявшие музыкальные инструменты,а несколько возов с традиционными музыкальными инструментами,включа-ющими гусли,гудки(простые трехструнные скрипки)было показательно сожжено.Есть еще легенда– что в одном из деревянных храмов Новгородского Детинца хранились две палицы,оставленные горожанам Перуном после Крещения.Якобы с этими палицами и шла одна сторона на другую на мосту через Волхов.Палицы,приписываемые языческому богу,хранились в христианской церкви и были частью традиции,и всех все устраива-ло– кроме патриарха Никона,по чьему приказу палицы были сожжены…Опять же,не кас-аясь вопроса христианской теологии и церковного обряда,но влияние Никона на рус-скую светскую культуру сопоставимо с влиянием нашествия хана Батыя.Что нам оста-ется делать в дне сегодняшнем,отрефлексировав всё произошедшее?Изучать собствен-ную древнюю культуру,собирая ее по крупицам– как фреску в храме,разрушенном бом-бардировками.Собрав эти крупицы в самостоятельную отдельную картину,можно будет яснее и чище увидеть и собственно Православное Христианство.Популяризация трудов ученых оставит меньше возможностей для спекуляций вроде «Велесовой книги» и про-чего– которые и получают такую известность зачастую от информационного голода и желания людей знать,какими были наши предки,во что верили.К тому же подлинная картина славянского язычества– замечательная таблетка от пещерного национализма, ведь у многих славянских богов не только индоевропейские,но и ближневосточные корни.Но важно еще вот что– надо прекратить воспринимать что мифологические,что былинные образы через призму нарочитой лубочной,аляповатой архаизации,а начин-ать– с оглядкой на научные труды!– смелее осмысливать их культурно.В конце кон-цов,в Новейшее Время древние боги должны быть осознанным олицетворением явлений окружающего мира– понятными прежде всего нам самим аллегориями,все же лежащими в основе нашей культуры.Ведь наш,северный ветер,это далеко не греческий Эол– это Стрибожий внук.А наши менестрели– сказители,гусляры,скоморохи– были,вслед за легендарным Бояном,Велесовыми внуками.Так разве мраморному Велесу– с первыми гуслями,сделанными из костей,рогов и жил зверей– не место,например,в нише теат-рального фойе? Можно и в римском стиле– зачем же отказываться от хорошего?Любовь {Leo} Паршина,специально для канала "Русичи".
  (ст."Слова, которые древние скандинавы заимствовали у русичей",Русичи,2024)
"На раннем этапе своей истории Древнерусское государство было тесно связано со скандинавскими землями.Не будем вам говорить про норманнскую теорию,вы и так зн-аете все за и против.Просто уточним,что даже те, кто яростно отрицают скандинав-ское происхождение варягов,не решатся заявить,будто никаких контактов Руси с се-верными искателями приключений не существовало.В скандинавских сагах полно упо-минаний о русских городах и русских князьях.Там часто рассказывается о том,как в русские дружины записывались разные викинги.Об этом же свидетельствуют и другие зарубежные источники- европейские,византийские.Археологические материалы подтв-ерждают пребывание скандинавов на Руси- из земли извлекают их оружие,их украше-ния,их знаменитые молоточки Тора и т.д.А если брать знаменитое Гнездово,то там количество скандинавских артефактов просто зашкаливает.Это было крупное поселе-ние викингов на славянских землях.Не единственное,кстати,но мы сейчас не об это-м.Однако контакты русичей со Скандинавией имели характер взаимовлияния.То есть они у нас тоже многое перенимали.И это лишний раз подтверждают обнаруженные в скандинавских языках древнерусские заимствования.Доктор исторических наук Елена Мельникова в своей работе "Древнерусские лексические заимствования в шведском языке" продемонстрировала ряд слов,которые попали в шведский язык именно от рус-ичей.Вот несколько примеров.Kasse.Так в Швеции называют хозяйственные сумки.Про-исходит это слово от древнерусского "кошъ".Нам знаком этот корень,мы видим его в слове кошель.Loka.Так в древнешведском языке назывался хомут.Лингвисты привели убедительную этимологию,возводящую это слово к древнерусскому "лука".Лукой в ст-арину назывался изгиб- седла,берега или еще чего-нибудь.Хомут,как известно,тоже изогнут.Torgh.Было такое слово в древнешведском языке,означало оно- рынок,торг. Тут все достаточно очевидно.Можно только добавить,что это слово широко разошлось по скандинавским языкам.А еще именно к нему восходит название финского города Турку(финны,конечно,не скандинавы,но зато очень близкие соседи русичей).Gr;ns.
В современном шведском так называется граница.Слово было заимствовано древними шведами на очень раннем этапе контактов с русичами.Очевидно,по той простой прич-ине,что чрезвычайно часто употреблялось в общении.Знать,где проходит та или иная граница,было жизненно важно.Lodhia.В древнешведском языке этим словом обознача-лась грузовое судно.И невозможно не увидеть здесь прямое родство с нашей ладьей/лодьей.Новгородские купцы часто плавали в Швецию на своих ладьях- вот слово и перекочевало к соседям.Tolka.Это древнешведский глагол со значением "переводи-ть".Восходит к древнерусскому слову "тълкъ".Вспомните наше современное слово"то-лковать",и вам все станет ясно.Тоже очень нужное в межнациональном общении слов-ечко.Вот такие примеры.Есть и другие слова."
  (ст."Где хранится "Повесть временных лет"?",Русичи,2024) "Все эти истории о древнерусских князьях,памятные нам с детства,мы читаем в учебниках и хрестома-тиях.А там они изложены в первую очередь на основе летописных записей монаха Нестора,его предшественников и его последователей.Как называется общий летопис-ный свод русской истории,ответит вам каждый школьник. Это "Повесть временных лет".Но где конкретно она хранится?Статья,как это нередко бывает у нас на канале ,выросла из читательского комментария.Человек задался таким вопросом,так почему бы не ответить.Там у него,правда,был достаточно неграмотный подтекст в плане того,что все уничтожено,остались только списки восемнадцатого века.Это,конечно, неправда.Но вопрос в любом случае довольно интересный.Где именно лежат самые древние источники,составляющие текст "Повести временных лет"?Начнем с пояснения. "Повесть временных лет"- обобщенное название летописного свода.Дошла она до нас в виде нескольких летописей,которые сохранились в разных местах.Самый древний и самый полный текст- список,созданный трудом монаха Лаврентия в XIV в.В его честь этот документ называется Лаврентьевской летописью.Помимо Лаврентьевской летописи есть еще три списка XV в.,которые дополняют и продолжают ее текст.Эти три списка в историографии принято называть Радзивилловским,Московско-Академическим и Ипа-тьевским.Плюс имеется еще Хлебниковский список XVI века.Лаврентьевская летопись дошла до нас в виде пергаментного кодекса на 173 листах, датируется она 1377 г. Подчеркнем,это не значит,что ее текст создан в этом году.Текст был написан гора-здо раньше,а потом многократно переписан монахами.Сейчас бы мы сказали- растир-ажирован и переиздан.Так вот,документ 1377 г.- это как раз одно из таких пере-изданий.Были параллельно и другие копии,но они утеряны или погибли.Самая ранняя сохранившаяся копия была сделана монахом Лаврентием.Хранится она сейчас в Санкт-Петербурге- в Российской национальной библиотеке.В определенном смысле можно сказать,что это и есть "Повесть временных лет".Рукопись оцифрована,и виртуально каждый может ее полистать на специальном сайте.Что касается остальных списков, то Хлебниковская летопись хранится там же,Радзивилловская и Ипатьевская наход-ятся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге,а Московско-Академическая- в Москве,в Российской государственной библиотеке."
  (ст."Загадочное исчезновение останков Ярослава Мудрого.В саркофаге подменили кости",Русичи,2024) "Честно говоря,эта история похожа на сюжет какой-то книги.И было бы хорошо,если бы она действительно была не больше чем литературной фанта-зией.Но увы,никаких фантазий.Останки великого древнерусского князя Ярослава Вла-димировича и его знаменитой супруги Ингигерды были кем-то похищены.А вместо них ученым подсунули.Но давайте по порядку.Как мы уже говорили в предыдущей нашей статье про Ярослава Мудрого,князь был похоронен в соборе Святой Софии Киевской. Вместе с любимой Ингигердой его положили в мраморный саркофаг,доставленный ког-да-то его отцу,князю Владимиру Святославичу,из Византии.Шли века,Киев расцветал и приходил в упадок,рушились и возводились его стены,текла кровь по улицам,мен-ялись правители,строились здания.А покойный князь и его жена все лежали в своем саркофаге.Пока в 1936 г.этот саркофаг не был вскрыт.Останки отправили в Ленин-град на исследование.И ученые сделали много интересных выводов о том,как выгля-дел древнерусский князь.Потом кости вернулись обратно.Хранились они в фондах На-ционального заповедника «София Киевская»,а в 1964 г.их снова перезахоронили,пом-естив в саркофаг.В 2009 г.было принято решение о новом исследовании останков с использованием современных научных методов.И в сентябре специальная комиссия сн-ова вскрыла саркофаг и извлекла дубовый ящик,в который были помещены кости князя и его жены.Но дальше грянула сенсация.Череп явно принадлежал кому-то другому, поскольку никаких признаков проведенной ранее реставрации на нем не было.Тщат-ельный анализ показал,что в саркофаге покоятся кости каких-то двух женщин.Причем одна из них жила в древнерусский период,но была явно неблагородного происхожде-ния,поскольку занималась тяжелым физическим трудом.А вторая вообще относится к эпохе скифов.Радиоуглеродный анализ показал,что часть скелета(нижние конечности) принадлежит женщине из XIII в.,так что она жила на двести лет позже ЯрославаМуд-рого.А другая часть- женщине,жившей еще до нашей эры.Куда же делся князь? Допо- длинно это выяснить пока никому не удалось.но самая распространенная версия гла-сит,что в 1943 г.архиепископ неканонической Украинской автокефальной правосла-вной церкви по имени Никанор,уходя из города вместе с отступающими немцами,укр-ал из музея останки Ярослава Мудрого.Дальше груз был передан в Польшу,а уже оттуда епископ той же церкви Палладий вывез их в Нью-Йорк.Наиболее вероятное их местонахождение на текущий момент- церковь Святой Троицы в Бруклине.Однако наст-оятель Владимир Вронский отказывается это признавать.Со дня обнаружения пропажи прошло уже почти 15 лет.Но ситуация не изменилась.И вряд ли изменится в ближай-шее время.Вернутся ли когда-нибудь останки Ярослава Мудрого в Киев? Будем наде-яться,что однажды это произойдет."
  (ст."Национальность донских казаков,что говорят генетики"!,Кириллица,2024)
"До недавнего времени вопрос происхождения донских казаков был поводом для спек-уляций.Предками донцов считали бежавших от помещиков русских крестьян,кавказ-ских черкесов,турок и даже этрусков.В начале ХХ века обрело популярность мнение, что казаки вообще не русские,а отдельный народ,не связанный с «московитами». Решить сложную историческую задачу удалось благодаря генетическим исследованиям.
Казаки не москали.Впервые теорию о нерусском происхождении донских казаков выск-азал немецкий историк на русской службе Готлиб Байер.В работе «Краткое описание случаев,касающихся Азова от создания сего города до возвращения оного под Росс-ийскую державу»,со ссылкой на византийского императора Константина Багрянород-ного ученый писал:«Казаки в 948 г.жили в нынешней Кабарде близ Кавказских гор, где они от великого князя Мстислава..в Российское подданство приведены были».
Байер отмечал,что казаки всегда принимали в свои ряды россиян,поляков и беглецов других национальностей.Схожего мнения был и служивший на Дону генерал-майор и военный инженер Александр Ригельман.В своей работе «История,или повествование о Донских казаках» от 1778 г.он писал:«Приводятся свидетельства,что казаки,если их кто москалем назовет,отвечают на это:«Я де не Москаль,но Русский,и то по закону и вере православный,а не по природе».Сторонником нерусского и автохтонного прои-схождения донского казачества был и историк Василий Татищев,который считал их предками кавказских черкесов.Впоследствии высказывалась теория тюркского проис-хождения казаков,а в советское время считалось,что донцы потомки русских кресть-ян,бежавших на берега Дона от помещичьего гнета.Как проводилось исследование.Ре-шить сложный исторический вопрос удалось благодаря исследованию лаборатории поп-уляционной генетики человека Медико-генетического научного центра,под руковод-ством профессора Елены Балановской.При содействии организации The Genographic и за счет гранта РФФИ была организована экспедиция в станицы и хутора верхнего Дона,где собрали генетический материал 131 мужчины,предки которых имели доказан-ное казачье происхождение.Все индивидуумы не состояли между собой в родстве.В работе проводился анализ STR-маркеров Y-хромосомы,который применяется в кримин-алистке,для выяснения отцовства и анализа разнообразия гаплотипов внутри гаплог-рупп.В генетике этот метод называется «молекулярными часами» и подходит для опр-еделения возраста определенных гаплогрупп.Так как формирование казачества относ-ительно недавнее событие,то анализ STR-маркеров Y-хромосомы подходит лучше всего .В процессе работы ученые изучили генетику казаков и сравнили их с соседними по-пуляциями,которые по данным историков могли иметь отношение к их становлению.По-иск генетических совпадений производился через компьютерную программу.Haploma-tch.О чем рассказали гены.Исследование показало,что генетически донские казаки сходны с нанесением Южных областей России и Украины.В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян.Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции.6% генетического сходства про-слеживается с населением Центральной России.Самые большие потоки переселения шли с территории современных Воронежской,Курской,Орловской,Белгородской областей. Исследование показало,что население северных регионов России практически не принимало участия в формировании донских казаков. Выявлено небольшое влияние ногайских татар, которое вызвано смешанными браками и вхождением ряда татарских родов в состав войска донского.Народы Кавказа– за исключение черкесов,генетиче-ски не связаны с донцами. Сходство с черкесами незначительно и связано с общим потоком генов между Вост.Европой и Кавказом.Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон. Народы Кавказа и Дикого поля повлияли на культурное и социальное развитие казачьего общества,однако генетически донцы и русские неотличимы."


Рецензии