Интервью Полины Матвеевой

Недавно я опубликовал беседу корреспондента с главным тренером сборной России и казанской команды «Динамо Ак Барс» сербом Зораном Терзичем.  Он сказал, что в настоящее время в России растет очень талантливое поколение волейболисток. И если бы нашей сборной стало возможным участвовать в международных соревнованиях, сборная выигрывала бы все турниры, в которых участвовала. Терзич в конце лета прошлого года собирал женскую сборную, составленную из молодых девчонок, и та очень успешно выступала среди женских команда регионов на Кубке Столетия российского волейбола. 

Уже после этих сборов и соревнований в составе казанского клуба появилась Полина Матвеева, которая до этого выступала за команду «Заречье» из Одинцова. Но она не сумела сыграть за Казань, потому что получила серьезную травму – разрыв крестообразных связок колена, пришлось делать операцию и долго восстанавливаться. С тех пор я мог видеть Полину только на домашних матчах мужской команды казанского «Зенита» на трибунах. А несколько дней назад она вышла на короткое время в игре с питерской «Ленинградкой». И вместе с командой вышла в финал чемпионата России, а вот кто станет соперником, рассудила лишь пятая, вчерашняя встреча между «Динамо» (Москва) и калининградским «Локомотивом».  Выиграла команда из Калининграда, которую приехали поддержать фанаты, и нужно сказать, они перекричали московских болельщиков, которых, увы, было не так много.

А после этого увидел интервью Полины Матвеевой в интернете, прочитал сам и решил, что оно будет интересно и другим любителям волейбола.

Спортивная биография позволяет назвать Матвееву по меркам нашего волейбола личностью особенной. К своим 20 годам она имеет за спиной уже несколько сезонов в сборной России, выступала за нее и в Лиге Наций, и на Олимпиаде, и чемпионате Европы, в августе стала бронзовым призером Спартакиады. А первый матч за национальную сборную Полина Матвеева сыграла в 16 (!!!) лет. Сколько вы таких примеров за три-четыре десятилетия найдете?!

Кроме игровых достоинств и статистических сюжетов, выделяет Полину рост – со 193 сантиметрами она возвышается даже над большинством нападающих, и самая высокая связующая российской Суперлиги, как минимум из тех, кто хотя бы в ней пару сезонов на виду.

Особенной делает Полину Матвееву и клубная команда. Игроки, постоянно вызывающиеся в сборную России, быстро становятся целью клубов с медальными задачами, редко задерживаются в середняках. А Матвеева в скромном «Заречье» (подмосковная команда три сезона подряд не попадала в плей-офф) выступает уже четвертый сезон. Почему предпочитает новому вызову постоянство? Об этом она в интервью и рассказала.

О верности «Заречью» и козыре молодой команды
«Предложения от других клубов поступали, но я подумала, пообщалась с Вадимом Анатольевичем Панковым (главный тренер "Заречья-Одинцово") – и решила, что лучше пока остаться в «Заречье», - объясняет Полина Матвеева. Дают здесь играть – и хорошо.

Особых сомнений в том, что в другой команде тоже буду играть, не было. Но я не знаю, как объяснить свое решение, и все же я предпочла остаться. Кроме повышения качества своей игры, хочется помочь команде подняться, решать другие задачи. В последние три сезона мы застоялись – не попадали в плей-офф. Хотя если бы часто показывали максимум, могли претендовать и на более высокие места. Это было реально. Попробуем в нынешнем сезоне.

Хотя молодой команде трудно против опытных соперников, против мастеров, выступающих на высшем уровне уже много сезонов. У них взгляд на игру более зрелый, побеждают они закономерно. А преимущество у молодости? Если только задор.

В сборной на Спартакиаде я эту разницу хорошо заметила. В сборной волейболистки более опытные, значит, и более надежные. Разница большая. Перестроения в игре не потребовалось – в сборной часто играли быстро, но и в «Заречье» у нас девчонки так же играют. А вот в целом с опытными было намного легче. Это я сразу прочувствовала».

О Кристенсене и будущих матчах против чемпионки мира
"Мне давно нравится игра связующего казанского «Зенита» Мики Кристенсена, еще с тех пор, как я начинала карьеру. Привлекали в его игре нестандартные решения, как он с партнерами взаимодействует, качество передач. Еще Майя Огненович нравилась. Думаю, такой манере как у нее, таким передачам научить невозможно. Я следила за Огненович еще до своего дебюта в Суперлиге. Здесь мы с ней разминулись. Я перешла в «Заречье», а она из России уехала.
В женском волейболе выбрать сильнейшую связующую сложно. В каждом сезоне кто-то на мировом уровне выделяется. Но назвать кого-то однозначно лучшей не возьмусь. У мужчин – да, мне Кристенсен давно нравится. А в женском никого выделять не буду
В этом сезоне предстоит сыграть против уже двукратных чемпионок мира (игроки сборной Сербии Бояна Дрча и Бранкица Михайлович скоро должны дебютировать за «Ленинградку» - прим. «Мяч над сеткой»), это, наверное, добавит мотивации, из-за того, что у нас с Бояной Дрча одно амплуа, немного дополнительно подстегнет.

Была универсалом – стала связующей
Почему я стала связующей? Мне было тогда, наверное, девять лет - только начинала волейболом заниматься. Тренировалась в группе с девочками старше – многие из них были выше меня, поэтому мама (она была тренером нашей команды) поставила пасовать. Но иногда переводила и в нападение – когда долго «сняться» не могли. Атаковать у меня хорошо получалось – даже приз лучшей нападающей получала несколько раз. А когда за свой год выступала, то в атаке играла даже чаще, чем пасовала. На тренировках тоже постоянно удары отрабатывала. Так что связующей я становилась постепенно (Улыбается).
Сначала нравилось и то, и другое. Забить иногда тоже хотелось – эмоции от удачного удара выплеснуть! Но чем дальше, тем больше мне нравилось быть связующей. Когда в Казань приехала, уже с амплуа окончательно определилась. Колебаний не возникало. Сейчас тем более. В нападение уже не тянет (Смеется). Мне нравиться пасовать.

Помогает ли высокий для моего амплуа рост? Это дает преимущество, наверное, на блоке – оценивает Полина достоинства своих 193 сантиметров. И когда девчонки на сетку доводят – мне в этих ситуациях рост помогает мяч обработать.
А в остальном не знаю. По-моему, игра связующей от роста не зависит. Есть низкие связующие, которые быстро не играют – пасуют высоко. Есть и такие, кто действует только быстро. Скорость передач с антропометрическими данными не связаны. Я свой рост никогда не воспринимала преимуществом для моего амплуа. Есть ли в таком росте для связующей минусы – тоже не знаю. Не задумывалась. (Улыбается). Оцениваю себя только по игровым качествам»
Вторая часть интервью – завтра. Вы узнаете, почему Полина Матвеева боялась заходить в раздевалку перед первой тренировкой в сборной России, о чем при знакомстве спросила чемпионку мира Евгению Старцеву, чем отличается от других иностранных тренеров Зоран Терзич и что после матчей Полине говорит мама.

Есть мнение, что иметь среди родных волейбольных профессионалов – очень хорошо. Помогут, искренне подскажут, дельным словом поддержат. Но издержки у волейбольной семейственности тоже есть. С них интервью с Полиной Матвеевой и продолжим.

Критика мамы и удивление сестры
«Мама смотрит мои матчи и постоянно их разбирает. Поэтому, когда созваниваемся с ней после матчей, прошу ее: «Давай сегодня без волейбола». Но у нее обычно другой настрой. Говорит: «Я же хочу тебе помочь – подсказать, где ты могла сыграть лучше». Вне критики мамы я остаюсь очень редко.

Вообще, самоощущение от своей игры часто со сторонней оценкой различается. Бывает, мне самой не понравилось, как я сыграла, но потом слышу позитивные отзывы, говорят: «молодец, хороший получился матч». А иногда получаешь от игры большое удовольствие, чувствуешь, что все силы и эмоции на площадке отдала, но говорят, сыграла не очень.

В зале и за его пределами я от самой себя сильно отличаюсь. Мне сестра говорит, что, когда видит меня во время игры – я кажусь другим человеком. Выгляжу «непробиваемой», серьезной, слишком сосредоточенной. В жизни я много разговариваю, могу часто смеяться – этот образ на площадке не проявляется.
Думаю, спорт и обычную жизнь люди должны разделять. И характер у спортсменов может быть любым. Например, меня Вадим Анатольевич Панков называет мягкой, хотя сама так не считаю. Если человек заслужил – могу сделать замечание. Просто я не привыкла кричать на людей. Поэтому, наверное, выгляжу мягкой.

Мужской волейболе зрелищней женского
За чемпионатом мира по волейболу следила, но периодически. Когда время позволяло, смотрела трансляции и нарезки. Такие матчи я смотрю как простой зритель. Иногда можешь начать анализировать, могут проскочить мысли: «я бы здесь сыграла так, здесь бы сделала это», но потом вспоминаешь себя в подобной ситуации – и понимаешь, что другого решения там быть не могло. Поэтому смотрю просто как зритель со стороны.

Мужской волейбол смотрится динамичней, мощнее, поэтому в качестве зрелища он привлекательней. Еще и в профессиональном смысле может оказаться полезным. Иногда наблюдаешь внимательно – можно что-то для себя почерпнуть.

А вот играть в волейбол против мальчиков не доводилось. В отличии от баскетбола. Я же начинала с него, там однажды ездили на соревнования – против мальчиков играли. А в волейболе сейчас такое и не практикуется».

Волнительный диалог со Старцевой
«Хоть и вызываюсь в сборную России с 16 лет, опытным игроком сборной себя не считаю. Не так много матчей я провела за нее. Чаще стояла на замене. Но то, что рано начала привлекаться, - большой плюс. Тогда, после дебюта, были мощные впечатления. Радость и одновременно казалось, что это невероятно! Я основных игроков той сборной до этого видела только по телевизору. Женя Старцева, Ира Воронкова, Таня Кошелева, Наташа Гончарова. «Неужели я с ними тренироваться буду» - такие проскакивали мысли. У меня тогда и начался переход из детского волейбола во взрослый. Разница между 16-летними девочками и взрослыми волейболистками – огромна.

В чем это проявляется? Например, в технике. Если я могла где-то ошибиться, «накосячить», то у старших этого не случалось. Они все элементы выполняли точнее, надежнее, мяч ни у кого не «сваливался». Еще бросалась в глаза скорость принятия решений – на таком уровне это гораздо быстрее. И уверенность игроков в своих возможностях, конечно.

В сборной адаптация у меня проходила долго. Я ведь человек достаточно стеснительный, поэтому общалась в основном с молодежью. Со старшими из-за разницы в возрасте трудно было найти тему для общения. Да и знакомство оказалось для меня очень волнительным. Я не любитель куда-то ходить одна – предпочитаю в компании. А тут - первая тренировка в сборной России! Очень волновалась. Поэтому пошла с девчонками, которых уже знала. Попросила, чтоб сначала они зашли в раздевалку, а я уже потом.

Еще я долго раздумывала над способом обращения к старшим партнерам. Думала, или на «Вы» или по имени-отчеству. Серьезно – так и хотела обращаться! Поинтересовалась у Жени Старцевой – она сказала: «называй просто Женя».

Даже сейчас, спустя уже три года после дебюта в сборной, моя стеснительность никуда не ушла. На Олимпиаде оказалась рядом с американским баскетболистом – мне его игра всегда нравилась. Мечтала с ним сфотографироваться. И вот он – в столовой олимпийской деревни стоит в нескольких метрах от меня. Но я не подошла. Застеснялась».

Строгий Терзич
Зоран Терзич – для меня второй иностранный главный тренер в сборной России. Мне кажется, что из всех иностранцев, которые у нас работают, - он самый строгий. Требует четкого выполнения заданий, строго спрашивает за ошибки. Хотя в игре при Терзиче перестраиваться не пришлось. Но каждый тренер вносит что-то свое, это касается и связующих. Говорят: «это в таких ситуациях делать надо» - «Этого делать нельзя».

При этом жестких рамок нет. Наоборот, Зоран призывает играть раскрепощено, смело принимать решения. У него нет установок пасовать в определенной ситуации только во вторую зону или, например, играть обязательно первым темпом. Связующие в любом игровом эпизоде могут отойти от установки. Решения часто принимаются, исходя из ситуации. Невозможно придумать установку, которая подойдет для всех ситуаций. Все определяется на площадке.

Это интервью Полина давала, еще когда была игроком клуба из Одинцова. Там её тренером был Вадим Панков, воспитавших двух сильных пасующих игроков, игроков сборной России – свою дочь и сына. Но дочь вскоре прекратила играть, а Павел Панков – капитан московского «Динамо», двухкратный чемпион России и серебряный призер Олимпиады в Токио.  А Полина перешла в казанскую команду «Динамо Ак Барс» и в ней после травмы играет.

Полина Матвеева не стандартный игрок для связи – высокая, рост 193 см. Такие игроки сильны на блоке, но более медлительны. Но Полина за счет хорошего чтения игры успевает пасовать даже после не очень хорошего приема подачи или защиты. Вообще в будущем сезоне казанский клуб может стать сильнейшим в России. Кроме Полины Матвеевой в нем будет играть еще одна молодая «звезда» из команды «Протон» (Саратов) – Светлана Гатина. Тоже высокая – 190 см, но не по годам умный игрок, как считает Зоран Терзич, который и пригласил Гатину в Казань. Но это будет в следующем сезоне, а пока будем смотреть, как сыграют клубы в плей-офф, который вышел на финишную прямую.  Сколько будет поединков в финале, увидим.


Рецензии