Фотограф или фоторепортёр
В событиях участвуют люди, они наполняют события, создавая психологическую атмосферу происходящего. Эту атмосферу стремятся передать обычно в фотоочерке, в котором немаловажную роль играет авторская эмоциональная составляющая. Таким образом, фотоочерк располагается где-то на стыке художественного запечатления происходящего и репортажной (непредвзятой) съёмки события.
Чем больше в коррекции фотофайлов задействован фотооператор (сам автор или его технический помощник), убирающий, по его мнению, всё лишнее, включая и технические изъяны, тем больше отражённое событие на фото претендует на художественность со склонностью сглаживания некрасивости некоторых деталей и планов. Но при этом автор порой допускает какой-то отход от документальности снимка, не ставя иногда цели показать «как было», а стремясь показать «как надо».
Определённая художественность, конечно, может присутствовать и в фоторепортаже, но цель этого направления — это наиболее точно и непредвзято передать снимаемое событие, ограниченное временными рамками, причём с отсутствием режиссирования со стороны фоторепортёра, ну разве что он может сам невольно допустить некоторое реагирование на его присутствие участников события.
Разумеется, события могут происходить и без участия людей, но отражённые объективом и зафиксированные человеком, они по факту имеют в своей среде одного свидетеля — фоторепортёра. Это его глазами на стихийное событие смогут посмотреть люди посредством фотографических снимков.
Любой человек имеет индивидуальные особенности, а если этот человек использует фотографическое устройство, то он и направляет его на то, что его привлекает в первую очередь среди происходящего многообразия.
Фотограф умеет (должен) хорошо снимать людей, пейзажи, архитектуру, но в отличие от фоторепортёра он не в гуще каких-то событий, в которых не скажешь людям: «Встаньте тут! Не заслоняйте друг друга! Не моргайте! Улыбайтесь! Смотрите на меня!..».
Неторопливость характеризует фотографа; оперативность — фоторепортёра.
Упущенное мгновение не переснять! И хотя можно иногда дождаться его повторения, но как говорится: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку!». В ту же текущую воду не войти, но фотограф-пейзажист прекрасно может запечатлеть любую реку и даже ручеёк, не входя в их воды! Напротив, кадры, снятые среди плывущих предметов при наводнении, останутся уникальными и, кроме всего прочего, отразят ту самую атмосферу тревожности и неординарности события, о которой зашла речь в начале этой заметки.
Из уже сказанного можно вывести ещё и правило: фоторепортёр должен уметь снимать быстро!
Научиться фиксировать неповторимые или редко повторимые мгновения можно, например, снимая спортивные соревнования. Чем фоторепортёр ближе находится к спортсменам во время их выступления, тем лучше передаётся напряжение мускулов частей тела, если они не скрыты одеждой, и игра мышц лица в моментах физических и волевых усилий.
Что касается особой атмосферы, то соревнования очень способствуют её созданию. Эмоции, характеры, сила и усталость — всё собрано в одну чашу стадиона, поля, зала или площадки. Неторопливо снимать тут противопоказано.
Ещё есть и церемония награждения, которая бывает перенасыщена эмоциями даже со слезами счастья и огорчения. Но главное, не перепутать эти слёзы, некоторые из которых обнародовать будет не совсем этично, потому что фоторепортёру не стоит зачислять себя в разряд папарацци!
На этом можно бы и закончить эти заметки и рассуждения о различии между фотографами и фоторепортёрами, но коли речь идёт о фотографии, то нельзя хотя бы совсем коротко не сказать о фотоаппаратуре.
Как говорилось в эпизоде одного старого советского фильма: «Чем мех дороже, тем он лучше!». Если в этой фразе слово «мех» заменить словами «фотоаппарат» и «объектив», то смысл останется прежним. Пыле- и влагозащита камеры и объектива — не роскошь, а необходимость в различных случаях съёмки вне помещений.
В помещениях же часто требуется не защищённость фотоаппаратуры, а светосила и резкость оптики, большая матрица с достаточно быстрым процессором фотокамеры. Желательно использовать фотоаппарат из ряда полнокадровых «зеркалок», так как пока электронные видоискатели не совсем отвечают требованиям спортивной съёмки по ряду причин. Но вполне возможно, что искусственный интеллект со временем поселится в процессорах камер и начнёт делать прекрасную «картинку», мало зависящую и от резкости линз объектива, и от чувствительности матрицы фотоаппарата к свету, ведь то, что нельзя исправить физически, можно облагородить, так сказать, умственно. А вот нужно ли мечтать о такой картинке? — это вопрос индивидуальный, и каждый сам должен сформулировать на него ответ, руководствуясь своим пониманием и желаниями!
15.04.24.
Геннадий Дергачев. Козырная карта, или И статика, и динамика. 2024. (Canon EOS 6D, объектив Canon EF 70-200mm f/4L USM
Exif: ISO 3200, 118mm, f4, 1/800s
Свидетельство о публикации №224041500495