Ч. 18а. Путь в Боржигантай

После поклонения моему месту рождения - «Тоонто нютаг», месту силы, которой мне, ох, как не хватает в последние годы городской жизни, я попросила друзей направиться в с. Боржигантай.

Мы выехали на последний отрезок трассы Агинское –Ага-Хангил - Могойтуй -  Цаган-Оль - Усть-Нарин - Боржигантай. В пути я смотрела во все стороны, осматривая окрестности, вспоминая разные годы жизни в родных степях. Пади Жаран, Булуктуй, Хотоши и др.

Вот здесь, в этой же местности Жаран, у подножья сопки с правой стороны дороги была наша зимняя стоянка, стоявшая в очень удобном, закрытом от всех ветров месте. Мы там зимовали в юрте, потом в вагончике на полозьях, прицепляемом и перемещавшемся при перекочевках гусеничным трактором «дэтэшкой» - маленьким, юрким детищем то ли Сталинградского, то ли Харьковского тракторного завода.
Во взрослой жизни, через много лет, я увидела эти родные трактора ДТ в соседнем государстве Китай, готовившемся к проведению ХХ1Х Летних Олимпийских игр, работавшими на строительстве нового шоссе от г. Маньчжурия до г. Хулун-Буир. Оказалось, что они были проданы китайцам, берегущим свою землю, стараясь не увеличивать площадь пустынь. А у нас появились более тяжелые гусеничные трактора, которые во время ливневых дождей даже превращали часть полей, степные грунтовые дороги в месиво.

Потом родителей вместе с отарой перевели во второе отделение овцесовхоза, расположенное в с.Усть-Нарин, и мы стали жить на левом берегу реки Ага. А на место нашей стоянки в местности Жаран (в официальных документах Падь Джаран-Хундуй) перебазировали с вершины следующей сопки 1-ый полеводческий участок конезавода-овцесовхоза, вместо маленького домика построили новый, вместительный, длинный барак, в котором жили полеводы по время посевных и уборочных работ, обустроили склад запчастей, хорошую столовую, в которой много лет бессменно работала повариха тетя Маша. Через дорогу от этой стоянки был странный бугор, выглядевший, да и сейчас выглядящий, как насыпной курган. В сторону озер «восьмеркой» от него всегда, круглый год били несколько ключей, где для водопоя скота зимой родители устраивали ледяные корыта, куда целенаправленно стекала вода, после пробития ломом ледяного купола над источником. В другие времена года овец поили в ручьях, или для их водопоя вода наливалась в деревянные, а позже - в металлические корыта из огромного чана около скотного двора, куда она наливалась и хранилась, привозимая совхозными автоводовозками. В этой местности из озер, ручьев поить скот было небезопасно, так как земля вокруг большинства из них обычно заболочена и овцы застревали-тонули в вязкой грязи, прячущейся под травами.

С другой стороны бугра с неизвестно каких давних времен находился колодец с необыкновенно вкусной водой, хрустальной чистоты. Рядом протекал ручей, через который проходила дорога и был построен, ремонтировался ежегодно мостик, а вокруг была заболоченная низина. Во времена конезаводские колодец был всегда в поле зрения руководства и сруб колодца постоянно ремонтировался, к нему вел настил из досок. А потом, без ухода колодец превратился в часть болота. Когда бы и на чем бы односельчане не проезжали мимо, всегда старались набрать там воды домой или хотя бы попить и умыться. Там же иногда набирал воду в свою совхозную водовозку на базе ГАЗ-51 мамин брат дядя Володя для жителей с. Усть-Нарин. И все люди, особенно недавно переехавшие в село, расспрашивали, откуда же он привозит воду, такой необыкновенной чистоты и вкуса. Но постоянно ездить туда за водой было невозможно, только иногда, попутно, при своей круглосуточной работе шофером второго отделения Агинского овцесовхоза в течение многих лет.

Я уже подзабыла, как называются по-бурят-монгольски все окрестные сопки, пади, распадки; не нашла их названий в открытых источниках, да и спросить уже не у кого. Так и не удалось мне пока обнаружить в архивах подробной Карты Агинских степей, в т.ч. земель Боржигантая - Бурят-Монгольского военного конезавода № 128, указанной как Приложение к материалам Агинской экспедиции 1908 года, проведенной Читинским отделением Приамурского отдела Императорского русского географического общества. Удалось найти в открытых источниках названиях всех падей и распадков, так знакомых мне с детства, отнесенных только к территории Усть-Наринского сельсовета, выделенного из Боржигантайского в 1984г., о которых я писала в своей книге «Тоонто нютаг – место моего рождения. Очерки по истории Боржигантая – Бурят-Монгольского военного конезавода № 128» (М., КРУГЪ, 2021, 400с.,ид.).

Фото: Местечко Тором в августе 2000г.

Продолжение следует


Рецензии
Дорогая Дарима, карты Агинской экспедиции, возможно, есть в Архиве Географического общества в Петербурге. Во время войны там был госпиталь. Могли уцелеть. Я там читал дневники Миклухи-Маклая и ещё многое другое.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.04.2024 11:32     Заявить о нарушении
Спасибо, запрошу Архив Географического общества.

Так как карт в Приложении к материалам этой
экспедиции, хранящимся в Санкт-Петербурге в Президентской библиотеке им. Б.Ельцина и в Национальной библиотеке Республики Бурятия они не обнаружены, полагаю, что эти карты из Материалов Агинской экспедиции были целенаправленно изъяты во время специальных работ по поиску-исследованию земель в Забайкалье - пригодных для развития коневодства и коннозаводства в 30-х годах прошлого века.

Наверняка, карты нашей местности есть частями в архивах разных учреждений - Минсельхоза и т.д. Обошлась без них при издании книги и дальше переживу их отсутствие. На днях звонил из Забайкалья не представившийся господин и требовал представить ему данные, где я брала исходные данные, включенные мно

Дарима Базарсадаева   15.04.2024 16:19   Заявить о нарушении
включенные мной в свою книгу ( т.к. он якобы кандидат наук и пишет книгу про коневодства в Забайкалье. Странный господин. Флаг ему в руки и пусть ищет.

Дарима.

Дарима Базарсадаева   15.04.2024 18:01   Заявить о нарушении
Правильно, Дарима!

Владимир Врубель   15.04.2024 19:45   Заявить о нарушении