18b. Боржигантай

Село Боржигантай, которому возвращено историческое название в 1951 году, расположено на левом берегу реки Онон, в 98 км к востоку от райцентра пгт Могойтуй по автотрассе местного значения. 

По данным всезнающей Википедии население села составляло на 2021 год 643 человека, на 2002 год было – 1166 человек, из них – 87 % русские, остальные буряты, украинцы, татары и др.

Ныне хозяйствует агропроизводственный кооператив «Боржигантай», работают средняя школа, детский сад, дом культуры, библиотека, медпункт (а были когда- то санчасть БМВКЗ,..., а в недавние времена - полноценная участковая больница с амбулаторией).

По данным Бурстатуправления (Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) по итогам Сельскохозяйственной переписи 1923 года в Списке населенных пунктов Бурят-Монгольской АССР, Агинский аймак, Цугольский хошун, значится  улус Бор-Чжигитай, в котором было 248 хозяйств с населением муж/жен. пола 444/483, всего 927 человек. Поселение было юрточное, население коренное, бурят-монгольское. 

В село мы въехали по нижней дороге, с северо-восточной стороны. Перед въездом в село, на месте, где раньше был знак населенный пункт «Боржигантай», вдруг увидела огороженный православный крест, черного цвета. Кто, зачем установил этот крест, освящен ли он, выяснить во время этой поездки мне не удалось.
 
Во многих местах, со времен христианизации Руси, в частности с приходом первопроходцев на новые Земли, в том числе в Забайкалье, устанавливались Поклонные кресты, Часовни как символы Веры и Государства.  Для Забайкалья было характерно в давние времена установка православных Поклонных крестов на высоких сопках вблизи вновь создаваемых селений.

В последние времена с возрождением Православия в Забайкалье устанавливается все больше Поклонных крестов для обозначения как самого населенного пункта, так и для духовной защиты населения, как место для молитвы и памяти. Люди исстари считали, что Поклонный крест, установленный при въезде в село и освященный православными священниками, убережет его жителей от болезней, разбойников, нечисти и всякой дугой напасти.

В Забайкалье действуют Читинская и Краснокаменская епархии Московского патриархата Русской православной церкви.

В пгт Агинское и поныне действует Свято-Никольский храм, построенный в 1897-1905г.г. под попечением Жамсарана Бадмаева (1851-1920), уроженца Агинской степи, закончившего Восточный факультет Петербургского университета, и учившегося в Военно-медицинской академии как вольнослушатель и в то же время - обучавшегося канонам восточной медицины своим старшим братом и его коллегами. П. Бадмаев известен своей многогранной деятельностью - как общественный деятель; как врач тибетской медицины; как дипломат, служивший в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи. Он был крестником императора Александра Ш, окрещен как Петр Александрович.

Петр Бадмаев принял православие вместе со старшим братом Бадмаевым Сультимом-Александром Александровичем (1826-1873), врачом тибетской медицины, первым врачом-бурятом приглашенным и признанным при дворе русского императора, получившим офицерский чин и статус военного врача за заслуги во врачебной деятельности.

Изначально коренное население Забайкалья, бурят-монголы, как и многие монгольские племена, исповедовали шаманизм; с конца ХУ1 века в Забайкалье начал распространяться буддизм, а с приходом русских – христианство. Для христианизации коренного населения в Забайкалье прибывали разные миссионеры. Об их работе видно, например, из исследовательских материалов, опубликованных на сайтах «Предыстория» и «Восточная окраина» забайкальским краеведом Альбертом Моцаром, обнаруженных им в статье «Забайкальская духовная миссия» в журнале «Православное обозрение» за 1865г.

Так что ныне у каждого жителя Боржигантая есть возможность и в соответствии со ст. 28 действующей Конституции Российской Федерации им «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Фото: с. Боржигантай, вид с сопки (снимок мой).

Продолжение следует


Рецензии
На фотографии видно, что народ сажает вокруг домов деревья.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.04.2024 13:31     Заявить о нарушении
Володя, это фото села последних времен и видимая зелень - остатки прежней роскоши. Во все годы существования конезавода-овцесовхоза наше село быдл самым озелененным в Агинском Бурятском округе, в степи. Ежегодно школьниками, жителями высаживались привозимые из питомников саженцы деревьев и кустарников, в огороженных палисадниках, отделяющих проезжую часть улиц от подъездных дорог к домам, учреждениям; у каждого дома в палисадниках со стороны улиц, а во дворах - плодовоягодные кусты, огородные культуры и картофель; и т.д. В конезаводе были свои огромные плодовоягодный сад, огороды и даже на пришкольном участке что только не выращивалось!

Особенность эта выделяла наше село потому, что вновь прибывавшее с начала 30-х годов прошлого века население, прежде всего военнослужащие и члены их семей, было родом или жителями Юга России, Украины и Беларуссии, столиц и населенных пунктов Средней полосы страны.

А коренное население, в т.ч. мои предки, быстренько обучались и воспринимали культуру озеленения сел, огородничества-садоводства.

С уважением
Дарима.

Дарима Базарсадаева   15.04.2024 17:03   Заявить о нарушении