Командировка в Египет

Этот небольшой рассказ был написан моим дедушкой капитаном первого ранга Шошковым Евгением Николаевичем (28.01.1928 - 15.04.2002) в 2000 году.

Публикую сегодня 15 апреля 2024 года в его день памяти.


Шошков Е.Н., 06 мая 2000 г.


Командировка в Египет была для меня неожиданной, но как оказалась по своим последствиям очень удачной.

По предложению Начальника 5 Управления ВМФ М.Я. Чемериса и Начальника управления 14 Института ВМФ И.И. Тынянкина меня, начальника 84 отдела, кандидата технических наук, инженер-капитана 2 ранга, в апреле 1970 г. командировали в Египет (г. Александрия) сроком на 10 дней для защиты технического проекта установки БГАС “Волхов” (береговая гидроакустическая станция), разработанного ГИПРОпроектом (без моего участия). Проект был сложный, особенно сам метод постановки - он требовал много корабельных средств. Египетской стороне я был представлен, как главный инженер проекта - гражданское лицо.

После успешной защиты проекта, меня в августе 1970 г. вновь командировали в Египет. Здесь произошло некоторое замешательство - Зам. Командира по политчасти 14 Института ВМФ отказался подписать характеристику из-за того, что нельзя посылать в командировку, человека бывшего в той же стране в том же году. Но тут на него надавили из Главного Штаба ВМФ и он подписал характеристику. Меня вызвали в Москву и началось утверждение моей кандидатуры и инструктаж. Я сосчитал: со мной беседовали 40 адмиралов и капитанов 1 ранга.

На последнем утверждающем совещании меня спросили: “Зачем Египетским военно - морским силам нужна мало эффективная БГАС “Волхов”, разработанная в 1950 годах и принятая на вооружение советского флота в 1957 г., в Александрии?” Я тоже не понимал этого, но приказы начальства не привык обсуждать. Тут присутствующий на совещании один из капитанов 1 ранга из ГШ ВМФ ответил, что это Главнокомандующий товарищ С.Г. Горшков пообещал защитить Главную базу от проникновения еврейских ПЛ (подводных лодок). После этого уточнения все возражения были сняты и меня утвердили руководителем группы сдатчиков БГАС “Волхов”. (Мне назначили заместителем - капитана 3 ранга, зам. начальника 5 отдела ЧФ).

Вызвавший Начальник 5 Управления ВМФ контр - адмирал М.Я. Чемерис предупредил, что постановка в СССР двух серийных БГАС “Волхов” (на СФ и ТОФ) оканчивалась неудачно. Обтекатель БГАС “Волхов” содержал 6 тонн касторки в тонком 6 мм. медном обтекателе и не было случая чтобы при ее установке она не проливалась. Я спросил Михаила Яковлевича что мне делать. Он ответил: “`Я не знаю, что тебе посоветовать. Но я знаю, если ты разольешь касторку в Средиземном море, и она тонким слоем попадет на пляжи, то будет международный скандал!”. Курировавший проект от 10 отдела ГШ ВМФ капитан 2 ранга Алексеев предупредил, что контракт на установку БГАС “Волхов” предусматривает срок - 5 месяцев, и надо обеспечить точно в срок и что никакого досрочного выполнения не предусмотрено. Я с такими не веселыми мыслями мы (с моим заместителем) полетели на двух из трех военных самолетов АН в Египет через Будапешт, В Будапеште я просидел сутки, т.к. именно на нашем самолете сломалась какая-то помпа, и мы ждали из Москвы ее поступление. Там я познакомился с экипажам самолета МИГ-15, который находился в самолете АН. Так я узнал, что Советский Союз помогает ОАР не только техникой, но и летчиками. На запрос в Москву о возможности проведения автобусной экскурсии по Будапешту, последов категорический запрет выходить с территории советского гарнизона Будапешта. Летели мы из Будапешта в Каир более 7 часов. На самолете АН был военный экипаж в гражданской форме. В самолете не было элементарных удобств.

Прилетели мы в Каир. Меня никто не встретил. Забыли из Москву дать телеграмму о том, что самолет задержался в Будапеште. У меня ни одного пиастра, ни знания языка. Так как я второй раз прилетел в Каир, то на аэровокзале удалось найти сотрудника консульства и я благополучно добрался до Александрии.

Для удобства передвижения в г. Александрия в мое распоряжение выдели УАЗик с шофером - арабом. Руководство работами по монтажу аппаратуры и установке донной системы было возложено на отдел связи ВМФ ОАР. Начальник отдела - капитан 1 ранга Саид ....., совмещающий службу во флоте с бизнесом по установке телефонных аппаратов в г. Александрия. Он обучался на курсах в СССР ( г. Измаил). Ответственным за установку БГАС был назначен очень культурный молодой капитан 2 ранга зам. Начальника отдела связи ВМФ ОАР по гидроакустике, вроде учившийся в ВМА.

Многожильный кабель КПК 4х18 египтяне по условиям контракта закупили в Финляндии.
Для прокладки кабеля и установки донной базы ВМФ СССР выделило кабельное судно “Цна”, которое пришло через несколько дней после моего прилета.
28 сентября 1970 г. умер Президент ОАР А. Насер. Советским специалистам посоветовали сидеть в гостинице. Траур продолжался 3 дня. Это было потрясающее, но организованное зрелище.

Для сращивание кабеля на борту кабельного судна была привлечена бригада египетских специалистов под надзором мичмана с “Цны”. Следует заметить, что египетский мастер по сращиванию обучался у англичан, имел 3-х подручных и был специалистом высочайшего класса. Периодически он пил чай из заварочного чайника, который приносил ему вестовой из кают-кампании корабля. В муфту он вкладывал свою визитку с датой производства сращивания. Это являлась гарантией качества сращивания.

В то время я решал пробить свою идею - изготовить макет донной системы в натуральную величину для тренировки личного состава кабельного судна.
Во время беседы с подполковником из аппарата Зам. Командующего ВМФ по тылу на его вопрос : “Предусмотрено ли это проектом ?”, я ответил: “Не предусмотрено, но его изготовление снизит общие расходы египетской стороны по установке донной системы и обеспечит большую гарантию по загрязнению пляжей от попадания касторки” Он попросил прийти через день. Прихожу в назначенное время. Он говорит, что фирма найдена по изготовлению макета БГАС и с ней заключен контракт. (Позже я видел этот контракт: маленький листочек бумажки. На нем написано: “Фирма обязуется изготовить макет но чертежам и указаниям мистера Шошкова в течении 10 суток. ВМС берет на себя обязательства выписать пропуска в Военно-Морскую базу и обеспечить Фирму металлом. Стоимость контракта - 4000 египетских фунтов.“.

Фирма представляла собой - в центре г. Александрия помещение площадью около 100-150 метров без крыши и с земляным полом. Там стояло несколько токарных станков с ременными передачами. В фирме работало 100 рабочих, бригадиром которых был отец главы фирмы. На следующий день молодой инженер - он же глава фирмы приехал на кабельное судно и мы договорились, что надо делать. Через день закипела работа с 8 часов утра до 9 часов вечера - несколько египтян крутились около изготовляемой донной системы, а хозяин фирма стоял в тени и наблюдал за работой иногда отлучался на недолго - чтобы позвонить своему контрагенту - сварщикам и поставщикам цемента.

Так продолжалось 12 дней и 16 метровый макет донный системы была готова. Прощаясь, хозяин фирмы обратился ко мне с просьбой - доложить Зам. Командующему по тылу ВМФ ОАР (Объединенная Арабская Республика), что я доволен его работой. Я естественно выполнил его просьбу.

Одноэтажный береговой пост был уже построен египтянами, Также был назначен начальник БГАС “Волхов” - ленивый капитан ....... ‚ Он больше интересовался политикой и задавал много провокационных вопросов. Но мы были проинструктированы, что среди нас нет членов КПСС и нам запрещена какая либо агитация. По этому мы отклонялись от дискуссий. Особенно это легко было сделать: молодой переводчик Володя большей частью сопровождал меня в многочисленных переговорах. А бригада из Таганрога не знали английского языка. Но они знали, что срок их командировки - 4 месяца и поэтому они тянули время. Установку одних тисков четверо рабочих затрачивало один рабочий день ( с 8 часов утра до 14 часов).

Укрепление берегового конца кабеля выполняла еще одна египетская фирма. Ее рабочие более 15 человек в набедренных повязках бегом носили бетон и укрепляли бетонные короба, которыми защищали 1 километровый прибрежный кабель. ( Но учитывая, что в г. Александрии не было ни одного штормового дня, то, по моему мнению, можно и уменьшить защиту прибрежного кабеля).

После успешной постановки макета донной базы, (которая была оставлена на причале: египетские офицеры смеялись, что я воздвиг себе памятник и пришлют мне его на мою могилу) началась прокладка кабеля и установка смонтированной донной базы (силами той же фирмы, которая изготовляла макет. Прокладка кабеля и установка донной базы происходила в условиях полного штиля и завершилась успешно. Касторка не пролилась.

Началась сдача аппаратной части. Для ее приемки была назначена египетская комиссия в составе 2-х человек - офицеров египетского флота, эксплуатирующих станцию “Геркулес”. Электрическая мощность генератора не дотягивал до номинальной, но нам повезло. Когда офицеры, должны проверять электрическую мощность, но наступило время молитвы. И офицеры, постелив коврики, приступили к исполнению к выполнению своих религиозных обязанностей. Затем, после молитвы они перешли к другим пунктам программы.

Завершив сдачу аппаратной части, мы обратились к командованию Александрийской Военно-Морской Базы (далее АВМБ) с просьбой выделить ПЛ для заводских испытаний. Просьба была удовлетворена. Первый блин комом. Как выяснилось позднее ПЛ маневрировал в не зоны действия БГАС “Волхов”. Повторный выход. Успешный - ПЛ подставила борт на дальности, близкой к ТТЗ (тактико-техническому заданию). После этого БГАС “Волхов” была предъявлена Заказчику для ее приемки. Была назначена комиссия во главе с Командиром Александрийской ВМБ капитаном 1 ранга ..... и офицерами его штаба.

Первый выход показал, что в условиях интенсивного судоходства в районе ВМБ и Порта, различить надводные корабли от ПЛ на экране станции затруднительно. Пришлось докладывать правду. Командир АВМБ принял решение - установить РЛС “Дон” в том же помещении. Он же выделил своего советника от ВМФ СССР - капитана 1 ранга .... в качестве планшета. (В то время каждый начальник имел своего советника. Были советники и с меньшим образовательным цензом.) Был изготовлен бумажный планшет надводной обстановки в районе базы. РЛС “Дон” была установлена силами офицеров ОАР в течении 10 дней. (На мой вопрос - почему они покупают советские РЛС ‚ не английские, они ответили, что СССР продает в 2 раза дешевле и в кредит).
2 выхода ПЛ проекта 613 были зачетными. Оба раза ПЛ находилась в зоне предельной дистанции на острых курсовых углах в течении нескольких минут. Помог планшет.
Мои товарищи уехали на пароходе, через Грецию. Я оставался для оформления сдаточных актов. За неделю я сумел оформить акт и утвердить на самом высоком уровне.

На следующий день на машине я выехал в Каир.

Пробыв в Каире сутки, посетил могилу А. Насера, вылетел в Москву. Температура воздуха в Каире + 30 ; Москва встретила температурой - 25.
На этом моя командировка закончилась.

После доклада в 10 отделе ГШ ВМФ, где я высказал свои замечания по организации поставки военного оборудования (Последний наконечник я получил от египетской стороны в день подписания акта: в ЗИПе не было генераторной лампы ГИ-50, которая была в СССР снята с производства), и высказал предположение, что от услуг наших советников откажутся, состоялся доклад Начальнику 5 Управления ВМФ контр-адмиралу М.Я. Черемису. Он поблагодарил за продленную работу и Сказал, что изготовление макета донной базы в СССР понадобилось бы не меньше полгода. Ведь подготовка совместного решения МСП и ВМФ займет больше 10 дней.

Позже я узнал, что БГАС “Волхов” в ВМБ Александрия недолго функционировала: поврежден кабель якорем какого то судна. (Я направил 2 доклада Руководству ВМФ ОАР, о необходимости закрытия района установки под какой либо легендой)
Каждый месяц мне, как специалисту (по египетски - «хабора») платили около 100 фунтов, столько же брала египетская сторона (на оплату гостиницы - номер на двоих стоил 4 фунта в сутки, выделение автомашины и др. расходы), столько же брала советская сторона на компенсацию расходов на советников. К специалистам египетские офицеры относились с большим уважением, чем к советским советникам. ( Они с уважением относились к тем советским специалистам, которые ездили на “Волге” И имели право подписи документов).

Евгений Николаевич Шошков.

06 мая 2000 г.


Рецензии