Николай Гумилёв Сомнение

Николай Гумилёв

Сомнение


Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас,

Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет… нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, вы мне сказали «да»,
О это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

1911 год


Стихотворение Николая Гумилева «Сомнение» было опубликовано в сборнике «Чужое небо», который вышел в 1912 году.
Поэт написал стих в 1911 году, в возрасте двадцати пяти лет. Двадцать пять – пора любви, время душевных переживаний и поисков.
Этот стих воздушный, очень мелодичный. Читается почти нараспев. Стих звучит нежно, мечтательно, таинственно. Простые рифмы придают ему лёгкость.
Стих о любви, о мечтах, о грёзах, о несбывшихся надеждах влюблённого. Любимая лирического героя (героя) стиха – это образ, который реален в его фантазиях, в ночных и дневных снах. Это следствие весны, юности, внутреннего мира героя.

Герой одинок.

«Вот я один в вечерний тихий час…»

Герой влюблён. Его душа не спокойна. Любовь героя жаждет взаимности.

«Я буду думать лишь о вас, о вас,
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена…»

Герой не находит покоя, ждёт встречи с дамой, ждёт ответных сильных чувств от дамы.

«Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет… нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну…»

Герою кажется, что до взаимности один шаг, что ответное «да» если не прозвучало, то здесь, у клумб, вот-вот будет сказано.

«Вон там, у клумб, вы мне сказали «да»,
О это «да» со мною навсегда…»

Но разум, сознание, реальность говорят герою, что его возлюбленная не такая как в его воображении. Герой с грустью понимает, что сильная ответная любовь дамы – это его воображение, желание насладиться гармонией. А гармонии в реальной жизни героя нет. Есть сила весны, желание взаимности и грёзы героя. Но любимая не такая романтичная как герой, не так любит его как он любит её.

«И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.»

Интересно отметить, что в стихе автор упоминает предметы в доме (кровать, книга, подушка, окно) и объекты внешнего мира (луг, луна, клумбы, сосна). Их одинаковое количество.
Быт противопоставлен природе. Героя стиха влечёт природа как место свиданий с любимой. Там всё романтично, легко, красиво. Но реального в жизни героя не меньше, чем мечтательного.
Стих называется «Сомнение», поскольку герой живет в современном мире, и его грёзы, фантазии, мечты вступают в противоречие с реальностью.
Герой стиха живёт любовью, представляет себе ответные чувства дамы, но осознаёт в конце концов, что это бесплодно. Жизнь героя – поиск гармонии, попытка создать, слепить её. Герой не может успокоиться. Он ищет идеального в жизни и не находит.


Рецензии