Судьба спасённого дикого гуся подранка. Глава. 28

Глава. 28      Рождество Христово.



Природа, в отличие от людей, никогда не волнуется без причины

Анастасия Машевская – известная писательница.




Пришло в Александровку шумное и разухабистое рождество Христово. Его справлял всяк по своим достаткам: кто пил брагу или медовуху, а кто и самогоном баловался. Большая и дружная Федотовская родова тоже не дремала и собралась в просторной усадьбе Кузьмы.
Он встретил их у входной калитки. Карай дремал у своей будки. Заметив незнакомых людей, поднял голову, рыкнул.
- Тихо, Карай ! - прикрикнул на пса охотник – Свои !

Кузьма вошёл в сени, кивком приглашая гостей за собой. Из сеней они попали в просторную комнату - прихожую в избе. Карай положил голову на лапы и снова задремал. В гости пришли старшая сестра Фрося с мужем Дмитрием и тремя сыновьями: Николаем, Владимиром, Виктором и дочерью Галей, младший брат Николай с женой Галиной и двумя сыновьями – Сергеем и Сашей. Навестили Кузю и его закадычные друзья: Ваня Шундра и Василий Вотинцев.

Василий был профессиональным пчеловодом и привёз в подарок на санях – розвальнях сорокалитровую овальную алюминиевую флягу с душистым медком.
- Это вам Кузя. Будите по вечерам пить чаёк в прикуску с мёдом и меня вспоминать !
Федотов сгрёб в охапку Вотинцева, крепко обнял ...
 - Спасибо тебе дружище ! Это действительно царский подарок. Себе - то хоть оставил в закромах ?

- Не переживай, лето ведь у нас было жаркое и комфортное для медоносных трав, а пчёлки мои потрудились на славу ! Ты всегда меня выручаешь. То солёными грибочками, то клюквой мочёной, то брусникой. Да ещё лосятиной и медвежатиной балуешь !
Кроме того Василий передал другу двадцатилитровую флягу с ядрёной медовухой (1).
- А вот за медовуху тебе друже особое спасибо ! Только я не знаю насчёт её крепости !

Вотинцев внимательно посмотрел на Кузьму.
- А вот на посиделках мы и проверим насколько она хороша !
Шундра к столу принёс пуд свежей лосятины, а самое главное на плече у него висела его гармонь. Ваня был забойным гармонистом, редко какие посиделки у деревенского клуба проходили без его участия. Николай доставил четверть отличного самогона. В общем, вечер намечался быть горячим.

Женский коллектив с утра хлопотал на кухне у жаркой русской печи. Чистили картофель на щи и жаркое, пироги, готовили салаты. С вечера они приготовили и разлили по тарелкам холодец. Кроме того ощипали несколько тушек куриц, выпотрошили и зажарили. Птицы были так хорошо зажарены, что местами отливали тёмным золотом. Накормили ораву детишек, они сытые с радостными криками рванули на улицу к ждущим их друзьям, у взрослых свои забавы у молодёжи свои.

Посреди деревни лежал заваленный снегом пруд под названием - Афанасьево озеро. Сугробов намело везде, где пурга встретила преграду, а между домами, которые кое - где стояли чуть не на метр друг от друга, они были особенно высокими и пушистым. День оказался тихим, да и мороз не таким крепким. Детвора визжала, кричала, каждому не терпелось нырнуть с разбега в снег и проверить его глубину. Ребятишки могли до позднего вечера кататься на санках и лыжах с крутой горки Афанасьева озера, играть в футбол и хоккей. Одни лепили снежных баб, другие играли в снежки, третьи возили друг друга на санках…

Стоял солнечный зимний день. Чист и прозрачен был воздух, ясны бесскрайные дали. Таня, Миша и Марина не заметили, что вся их одежда превратилась в ледышку, как и они сами. Было так весело и замечательно атаковать со снежными зарядами друзей на горке, врезаться в рыхлый податливый снег и рыть ходы белоснежной, обжигающе ледяной крепости. Родители удивлялись – «И откуда у детей столько энергии ?!».

Когда все приготовления были закончены, они все дружно уселись за стол. Накрытому застолью могли позавидовать любые заморские цари и владыки, блюда перечислять не стану, чтобы у читателя не разыгрался аппетит, и он случайно не захлебнулся бы слюной. Подняли чарки с самогоном и медовухой за первый тост выпили.

И полилась непринуждённая беседа, перемежавшаяся весёлыми шутками и остротами на тему деревенской жизни. Медовуха, принесённая Вотинцевым на пробу, оказалась просто великолепной. Вроде пьёшь, сладенькая водица с привкусом медка, проходит время голова светлая, а ноги как ватные отказываются повиноваться. Просто волшебство и загадка, какая – то.
-  Да это чисто Лукулловский пир ! - не мог удержаться от восклицания Василий Вотинцев и стал вертеть куском жирной курятины, насаженной на длинную вилку.

На правах хозяина дома Кузьма дал команду:
- А ну – ка гости дорогие наливайте горькую в шкалики (2) ! Как говорят: «Между первой и второй перерывчик небольшой !».
Зазвенели графины с самогоном и медоухой. Разлили спиртное и взоры гостей устремились на хозяина дома. Кузьма взял шкалик с медоухой, встал.
- Я не умею говорить красивые пафосные речи, но давайте выпьем за большой и светлый праздник - Рождество Христово !

- Говорят, что счастье стучится в тот дом, где царит весёлое и праздничное настроение. Так давайте в этот светлый праздник Рождества от всей души повеселимся и встретим счастье ! Пусть оно сегодня заглянет в наш гостеприимный дом и надолго тут загостится !

Все собравшиеся дружно поддержали Кузьму, чокнувшись шкаликами. И кутёж продолжился в прежней колее. Время летело совершенно незаметно. Потом были душевные застольные песни, а под занавес марлезонского балета зазвучала певучая гармонь Шундры, начались зажигательные пляски до упада под убойные «цветные» частушки - прибаутки.

Старшая дочь Фроси - Жаркова Галина так увлеклась танцем под звонкую гармонь, что сломала каблук на обуви. Но она не растерялась и скинув обе туфельки принялась отплясывать без обуви. Публика ревела от восторга, подбадривая её:
- Давай покажи Галюха как умеют плясать лучшие деревенские танцоры !
Счастье, наполнявшее сердца Федотовской родни, было таким же громадным, как гигантской реки Батюшки - Енисея !...

Праздник удался на славу ! Эх умели всё – таки колхозники и ударно трудиться и активно отдыхать ! Лучи заходящего солнца ярко высвечивали на далёком горизонте вершинки высоких деревьев. Вот светило скрылось совсем, наступали лёгкие сумерки, а с ними крепчал и мороз. Так всегда велось на Руси, в дни: Рождества Христова и Крещения Господня обычно стояли трескучие морозы.

Волшебница – чаровница ночь вступала в свои права. Невидимый кудесник – чародей щедрой рукой дары рассыпал по небесному куполу разноцветные изумруды и алмазы ! А ночь несла на своей спине тьму и холод, несла тревогу. Среди ночи над деревенской округой прокатилось густое и тягостное завывание:
- Вов ! Вов ! В – о – о – о – у – у – у – у – у – у – у – у – а – а – а – а – а – а – а – а – а !

Этот заунывный звук повисел над тайгой и упал на вольные поля, растворяясь в зябкой стуже злобной зимы. То голодные изгои дикой тайги – волчары исполняли ночные арии, точно жалуясь на свою нелёгкую долю.


Примечания.

1
Медовуха  - алкогольный напиток, созданный путем брожения меда с водой, иногда с различными фруктами, специями, зернами или хмелем.

2
Шкалик (от нидерл. schaal «чаша, шкала») — устаревшая российская единица измерения объёма жидкости, а также сосуд такого объёма. Применялась преимущественно для измерения количества вина и водки в кабаках. В настоящее время в разговорной речи шкалик относится к маленьким бутылочкам объёмом 50 мл. По другим источникам, шкалик равен 75 гр. или половине кружки.



Продолжение следует …


Рецензии