Учителями славится Россия

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
      
Доброта присуща многим. Но быть добрейшими удается немногим. Ильмугаят Джалалова, член творческой группы Каякентского научно-методического центра, родом из села Шамхал Янгиюрт Кумторкалинского района. После окончания Хасавюртовского педучилища имени З. Батырмурзаева в 1972г.  начала свою трудовую деятельность в родной школе. Совмещая работу в школе, заочно окончила филологический факультет ДГУ. С 1998 года работает в МОУ Новокаякентская СОШ".
– На протяжении 39 лет основной принцип, по которому я строю свою работу, – рассказывает в беседе со мной И. Джалалова, – развивать познавательный интерес детей, найти ключи к сердцам и умам учащихся. С этой целью я ввожу в учебный процесс нестандартные уроки.  Они помогают мне разнообразить методы педагогической деятельности.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ученика.  Поэтому я стараюсь дать творческий выход энергии ребёнка, заботясь об идейно-нравственном направлении его "творений". А подготовка детей к творческой работе – дело чрезвычайно сложное. Чтобы учащиеся устно или письменно умело излагали свои мысли, нужно обогатить их словарный запас, вызвать потребность в самообразовании, научить мыслить творчески. А творческое мышление предполагает умение активно использовать полученные знания, наблюдать, сопоставлять жизненные факты и делать определенные выводы.
Сама по себе художественная литература – это, прежде всего, школа нравственности, поиск истины и красоты, это судьбы людей, это сложность человеческих взаимоотношений.
– Анализируя образы героев произведений, – говорит Ильмугаят Джалалова, – мои ученики делают свои выводы, делятся на уроках своими личными переживаниями за судьбу окружающего мира. Всё это в целом является стимулом, побуждающим учащихся к литературному творчеству.  С целью формирования чуткости учащихся я стараюсь увлечь детей внеклассными и общешкольными мероприятиями: уроками-диспутами, уроками мужества, конкурсами чтецов, предметными вечерами, посвящёнными писателям, поэтам-юбилярам и т. д.  Артистизм, выразительность речи моих бывших и нынешних учеников: З. Сулеймановой, П. Магомедовой, О. Абдурахмановой, Л. Каркесовой, Л. Ильясовой, занимавших призовые места  на школьных, районных олимпиадах по русскому языку и литературе, не раз покоряла и членов жюри и зрителей. Р. Сонгуров, занявший первое место на районном слете пионерских отрядов и награжденный ценным подарком за чтение стихотворения Расула Гамзатова "Мой Дагестан", показал хороший результат нашей совместной с ним работы.
Главным делом моей жизни всегда была и останется поисковая работа – методика воспитания в учащихся   доброжелательных отношений с окружающими людьми. Где бы ни были мои ученики, кем бы ни стали, хочется, чтобы они оставались добры и человечны в жизни, чтобы любили свою страну. Сотрудничая с Каякентской НИЛ по ФДЧО, я часто думаю, что же мешает детям быть гуманнее. И прихожу к мысли, что после введения ЕГЭ многие старшеклассники перестали заниматься в полную силу своих способностей. Безучастность к учёбе создают в первую очередь взрослые, которые пугают их провалом на экзаменах. Родители на завершающем этапе обучения думают не столько об уровне углубления знаний своего чада по тому или иному предмету, сколько о том, чтобы их дети набрали баллы для зачисления в престижный ВУЗ. В итоге получается, что тот ребенок, который при всем старании учителей не учился в школе, отлынивал от учёбы, попадает в вуз. И из стен университета при поддержке родителей выходит слабо подготовленный специалист, которого не волнуют нравственные устои. Я считаю, что этого не должно быть! Какая же помощь выпускникам от сдачи экзаменов за родительский счёт? Если у них не было знаний до ЕГЭ, не будет их и после сдачи ЕГЭ. Такая "родительская помощь" только расхолаживает их, лишая стимула, усердно учиться. 
Я бы порекомендовала Каякентской НИЛ по ФДЧО проводить с родителями круглые столы, чтобы обсуждать актуальные вопросы нашего времени, связанные с проблемами образовательного процесса. Объяснять им необходимость дать детям почувствовать, что без труда нет способностей. Без способностей, нет и хороших результатов. Без хорошего специалиста, нет и хорошего отношения к нему на работе. Образование и воспитание подрастающего поколения должно проходить на основе созидательного труда. Больно и до глубины души обидно, когда родители не прислушиваются к советам учителей и позволяют детям лениться. Обидно и за "униженных и оскорбленных" государством учителей старой закалки, которые продолжают обучать и воспитывать детей от всего сердца, развивать их духовно, когда долгий и непрерывный труд (даже более 30-ти лет педагогического стажа) оценивается сейчас наравне с работой техничек или сторожей.   Хочется, чтобы окружающие люди понимали нас, учителей, как понимает их Андрей Дементьев.      

      Не смейте забывать учителей.
      Они о нас тревожатся и помнят (...)
      Они нас ждут. Они следят за нами
      И радуются всякий раз за тех,

      Кто снова где-то выдержал экзамен
      На мужество, на честность, на успех.
      Не смейте забывать учителей.
      Пусть будет жизнь достойна их усилий.
      
     Учителями славится Россия.
     Ученики приносят славу ей.
     Не смейте забывать учителей!
      
      
 


Рецензии