А. И. Фефилов Похождения Фауста продолжение

Сцена десятая. ЯВЛЕНИЕ ДЬЯВОЛА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МАСКЕ. ИСПЫТАНИЕ
Фауст
(Стоя в магическом круге, произносит в третий раз страшное заклинание.
Дверь распахнулась, и Фауст видит перед собой закутанную в красный плащ фигуру)

Раскройся, покажись мне! Брось эти игры в прятки!

(Дьявол распахивает плащ и предстаёт перед Фаустом в образе сильного, статного мужчины)

Ты принял образ человека? - И черты лица твои не гадки!
Дьявол
Я князь из преисподней. Твой зов мне повелел к тебе подняться.
Фауст
Да, я сейчас сильней тебя! Мне истинного твоего лица не убояться.
А дьявол где? Зачем же видеть мне себе подобного? В чём тут кураж?
Дьявол
Становимся мы дьяволами лишь тогда, когда мы принимаем образ ваш.
Да, Фауст! Как никогда лучше, подходит нам лишь человеческая маска!
Нам не приходится и внутренне меняться – у нас похожая закваска.
Пожалуй, вы даже похуже! Вы телом развратились, духом оскудели.
Разве не ваш обычай – скрывать, кем вы являетесь на самом деле?
Изображать и строить из себя такое, что не предписано вам небесами?
Фауст
Увы! Наш облик, вряд ли, отражает нашу сущность. Придумано не нами!
Я представлял, однако, что у дьяволов суть отражается во внешнем виде.
Дьявол
Не мудрено! Вы, люди, представляете себе весь мир в своём профите.
И замечаете лишь то, что выгодно для вас, что видит жадный глаз!
Вы не способны мыслить ни о чем великом. Правда убивает вас!
Явись я в своём облике перед тобой, душа твоя бы сразу отлетела.
Поскольку я не соответствую твоим стереотипам человеческого тела.
Как может жалкий червь судить о мироздании, ползая в навозе?
Фауст
Ты любишь образность и поучение. Ведёшь себя как кучер на извозе.
На основанье каких знаний мыслишь ты так низко о людской породе?
Ты ограничен в разуме, как мы. Ты - падший ангел по своей природе.
Дьявол
Привычка ваша рассуждать о том, чего не знаешь, известна мне отлично.
Фауст
Довольно говорить о том, что не имеет смысла… Как тебя зовут публично?
Дьявол
Левиафан. Всезнающий, всесильный, всемогущий.
Фауст               
                Да ты хвастун!
Сейчас проверим, кто ты есть на самом деле, и что ты не брехун.
И если ты Левиафан всевластный, то определи желания мои.
Дьявол
Я создан из пылающего света. Ты – из грязи. Понятны мне хотения твои.
Ты хочешь отомстить себе подобным за непризнание своих творений.
Ты хочешь разнуздать свою природу. Жаждешь наслаждений…
В подробности вдаваться я не буду. Скажу о них лишь за награду.
Я, как и вы, людишки, даром ничего не делаю. Мне плату надо.
Фауст   
Левиафан, какой ты ждёшь награды?
Дьявол
Хотел бы подтянуть тебя поближе к аду…
Если по согласию пожертвуешь своей душой…
Фауст
Сначала ты послужишь мне, потом займёмся мздой.
(задумчиво)
Попрал закон я, создающий гармонию между людьми.
Стою у края мрачной вечности. Полжизни позади.
Дьявол
Гармонию между людьми нельзя нарушить, потому что её нет!
И быть не может! В этой дикой пляске жизни тьма сменяет свет.
Фауст
Смеёшься! Но я был когда-то счастлив. Жил с миром в унисон.
Потом всё улетучилось куда-то. Пропал благословенный сон.
Ужель деревья вырастают только для того, чтобы засохнуть?
Дьявол
(про себя)
Кто встретится хоть раз со мной, тому придётся сдохнуть.
Фауст
(обращаясь к Левиафану, показывает на окно, потом
касается пальцем своей груди и лба)
Там буря за окном. Здесь ночь царит, дай мне увидеть свет!
Дьявол
(про себя)
Как можно князя тьмы просить об этом? Известен мой ответ.
Фауст
Левиафан! Хочу понять я назначенье человека, причину мирового зла!
И почему так - грешник счастлив, а праведник страдает и на нём хулА?
И почему мы платим за минуту наслаждения годами горя и страданий?
Ты должен мне открыть причину всех вещей и нравственных блужданий.
Дьявол
Спроси того, кто запалил огонь в твоей душе. Он это лучше знает.
Фауст
Я спрашивал. Но он молчит. Я звал его, молился. Он не внимает!

(Дьявол молчит и не собирается отвечать)

Ты думаешь, я звал тебя лишь ради золота, и чтоб насытить свою плоть?
Не знаешь, что сказать? Да ты ничтожество, как я. Тогда изыди! Прочь!
Дьявол
Не буду объяснять. Ты не поймёшь. Всё это неподвластно вашим чувствам.
Постичь то может лишь бесплотный дух. Твой ум зашорен безрассудством.
Фауст
Так, превратись же в духа, чтоб меня понять. И сбрось телесную личину!
Я указал тебе на пагубные следствия, так обозначь мне их причину!
Дьявол
Глупец! Я буду говорить как дух без плоти. Поверишь ты своим ушам?
Нет соответствия в твоём сознании ни моим смыслам, ни моим речам.
Фауст
Так, значит, мы с тобою сотрясаем воздух, говорим на разных языках?
Мимо друг друга рассуждаем. Зачем искать нам черного кота впотьмах?
Мечта моя рассеялась, и я обманут снова! Ты дать мне ничего не можешь.
А я надеялся познать, что не было доступно никому из смертных. Боже!
Дьявол
Взываешь к вездесущему? И хочешь бесконечного коснуться!
Ты дремлешь, не живёшь. Летаешь в снах. Пора проснуться.
И отврати свой дух от невозможного, стремись к доступному!
Фауст
Опять плутать? Телесничать? Ты возвращаешь меня к блудному!
Ты видишь этот мир через мерило своей подлости и демонского яда.
Дьявол
Всё это болтовня твоих философов, не знающих предназначенья ада.
Я покажу тебе, что ад не там, а тут у вас - в телах, в сознании людей.
Отправимся в дорогу, в путешествие по миру. Увидишь, кто злодей!
Фауст
Я попытаюсь показать, что нравственная ценность человека существует.
Дьявол
Верну тебе наш договор, который ты сейчас подпишешь кровью… Всуе.
Когда ты обнаружишь беспорочность в том, кого ты человеком именуешь.
Тогда сойду обратно в ад, и мы с тобой в расчёте. Но если не докажешь…
Фауст
Будешь подстрекать людей, на адскую стряпню. Потом мне скажешь…
Дьявол
Не сомневайся, Фауст! Я без твоего требования не стану делать ничего.
Всё, что увидишь, будет результатом человеческих деяний. Только и всего!
Я помогу тебе осуществить твои мечтания и скрытые желания.
Если захочешь, буду зло карать, добро творить без заклинанья.
Доверься мне! И выступи из круга, Фауст!
Фауст
                Нет-нет! Ещё не время!
Дьявол
Ты немец! И меня боишься? Мнительное и расчётливое племя!

(ставит перед кругом ящик, полный золота)
Фауст
Ты хочешь подкупить меня? – Блеск золота меня не ослепИт!
Дьявол
Тогда попробуй посмотреть на это!

(Мимо Фауста проходят видения – жена бургомистра,
а за ней вереница цветущих красавиц)

                Быть может, это возбудит?   
Фауст
Кто указал тебе путь к сердцу моему? Что за насилие?
Дьявол
Меня зовут Левиафан! Ты сомневаешься в моей сверхсиле?
Не узнаю тебя! Как будто бы тебе милее кривда, а не правда?
(про себя)
Не вижу между ними разницы! Чем отличается зловоние от смрада?
Фауст
Нет-нет! Я этого не говорил!
Дьявол
                Свести тебя с женою бургомистра?
Для инструмента твоего… то будет первой нотой нижнего регистра.
Фауст
Ну, чёрт с тобой! Я выхожу из круга. Будь, что будет!
Переступлю границы человека. Кто меня рассудит?
Дьявол
Да будет всё по твоему велению, пока ты жив, а я служу тебе!
Посмотрим, кто из нас одержит верх и победит в этой борьбе!


Рецензии