Женя Гик и Мерцающие шахматы

Кандидат технических наук и мастер спорта по шахматам Евгений Гик был для меня лично фигурой не однозначной. Я написал в свое время письмо Давиду Бронштейну в котором излагал свой способ определять силу шахматных фигур. На пустой доске я ставил фигуру на клетку и считал сколько возможностей на этой клетке пустой доски имеет данная фигура. На диаграмме на данной клетке я и ставил это число. Постепенно сосчитал все поля для всех фигур. Для каждой фигуры своя «карта» доски. Потом сложил все 64 числа для каждой фигуры и поделил на 64 и получил точное «среднее» значение для каждой фигуры. И вот эту процедуру и её результаты я и направил в письме Давиду Ионовичу – высшему для меня в юности шахматному авторитету. Я рос с его знаменитой книгой «Международный турнир гроссмейстеров» и зачитывал её «до дыр». Так что с кем делиться своим маленьким открытием для меня вопроса не стояло.
Прошло около года или немного меньше. Ответа я не получил никакого. И уже ничего и не ждал.ю И вдруг в свеженьком выпуске библиотечки «Квант» читаю пространную статью Гика, в которой он просто и со вкусом излагает содержание моего безответного письма Бронштейну!!!
Передать, как я тогда расстроился, я не в состоянии. У меня было очень нехорошее чувство обиды.
Я понимал, что эта чисто математическая идея могла прийти в голову не мне одному, но когда я писал Бронштейну ничего подобного я нигде не встречал. Я догадывался что мир огромен и что большинство продуктов такого рода мне просто неведомы, и всё равно. Для юноши обдумывавшего житьё этобыло слишком жестоко.
И вот после открытия Мерцающих шахмат меня пригласил ЦК ВЛКСМ (я всё тешил себя надеждой что это член ЦК ВЛКСМ Ирина Роднина стояла за этим вызовом) и мне дали десять дней за счёт государства посещать всех кого я сам выберу для подробной информации о Мерцающих шахматах! И среди моих адресатов был мною запланирован и Евгений Яковлевич Гик. Он мне нравился как автор прекрасной юморески про Ферзьбери. Тогда я еще только-только познакомился с Вайнштейном Борисом Самойловичем (по итогам сеанса 1978 года на страницах «64») и он мне еще не успел рассказать о Берии так, как сделал это позже.
Для всех «Ферзьбери» происходит от имени великого мастера игры Пильсбери.
Но позднее я понял, что псевдоним Ферзьбери имеет принципиально иной исток происхождения.
Берия – прямой и непосредственный руководитель Бориса Самойловича и сам Борис Самойлович считал себя правой рукой Берии. Говоря шахматными аналогиями он считал себя одной из сильнейших фигур Берии в государстве. То есть ферзём Берии. Вот и появился Ферзь Берии, сокращённый до замаскированного Ферзьбери смахивающего на Пильсбери.
Гениальное прикрытие!
В юмореске Евгения Гика в финале каждой из трёх сцен звучит грозное «Ферзя бери!» и только тогда участники понимают какой исполин им противостоит.
Так или иначе, но я не стал выяснять у Гика судьбу своего письма Бронштейну. На кону была принципиально иная задача: пробить брешь в информационной блокаде Мерцающих шахмат. Ведь я прекрасно понимал, какая мощь противостоит моим крошечным усилиям. Там и тогда я наивно предполагал что в СССР есть сторонники развития СССР и идей основоположников.

Мне дали адрес и телефон и Гик любезно согласился принять меня у себя дома!
Визит мой был кратким и предельно деловым. Мы поговорили о Мерцающих, о мнении Исаака Линдера, о перспективах публикации и Женя пообещал мне «что-нибудь придумать».
Это для Читателя не знакомого с обллитом, с системой редакторства в СССР просто автор просто пишет просто книжку и просто издатель оную просто издаёт.
Нигде, никто, никогда не рассказывает о том, как на самом деле принимаются решения о публикациях, какие именно интересы стоят за каждым подписанием текста «в печать».
Тот факт, что фрагмент о Мерцающих шахматах вообще увидел свет в 1983-ем году, является Чудом. Женя Гик не пошёл против запрета писать о Мерцающих шахматах. Он взял моё определение одной из форм игры и под этим именем опубликовал идею как таковую!
Между нашей встречей у него дома и публикацией прошло два года!
Два года я понятия не имел: придумал он что-нибудь или не придумал.
Затем этот же фрагмент слово в слово попал в следующее издание то есть получил вторую жизнь! Именно этот текст лежит и в основе публикации в самой трусливой газетке тех лет – «Комсомольской правды». Так что в известном смысле Женя Гик совершил настоящий подвиг.
Он не только рассказал запредельно кратко идею, но и упомянул автора и одно из имен собственных этого Творения.
Помните у Леонардо Мона Лиза, Джоконда… Можете написать Джоконда, можете написать Мона Лиза а портрет увидите в итоге один и тот же.

В чём прикол от Жени Гика?
Если бы он выбрал «пульсирующую» форму в качестве обозначения в публикации, он бы исказил существо дела. Из пульсации не следует многофигурность. А вот  при выборе «последовательной» формы само слово вынуждает думать о многофигурности. То есть многофигурность скрыта в последовательной форме и имманентна ей! Внутренне присуща!
Евгений Яковлевич многим рисковал давая эту публикацию. И ему явно указали на его место в системе. В третьем издании фрагмент просто исчез.
Понимал ли Евгений Яковлевич, что задевает самое чувствительное место у Британского льва?
Что англосаксы не прощают, когда их ставят на второе место в мире.
Они с визгом проиграли самую крупную интеллектуальную битву четырёх столетий.
Они не смогли сгенерировать такую Идею.
Оказались неспособны!
А были так близко!
Ближе чем Роберт Скотт к Южному полюсу, когда его опередил норвежец!
Надо же было так обкакаться!
Не сдюжить!
Пропустить такой удар в грыжу!
Мгновения у виска!
Самая-самая малость!
Соросята просто с ума сходят, когда слышат о Мерцающих шахматах.
Все их гипотезы об искусственном якобы интеллекте рушатся в мгновение ока!
И ведь тюкнула их Колыма!
Тот самый Гулаг!
И правая рука Берии приложил таки руку!
Он не только под Сталинградом возводил стокилометровую параллель таская рельсы с БАМа!
Он и про Мерцающие им отписал по полной!
Ферзь Лаврентия Павловича!
А параллельно с ним, но резче  и жёстче один из самых остроумных шахматных острословов Евгений Яковлевич Гик. Рискнул! И останется в истории именно с этим.
Все остальные математические смекалки были и до него известны миру. А вот рискнуть писать о том, как англосаксам указали на их шконку в истории Игр Человечества, это действительно дорогого стоит!


Рецензии