Палка для спасения российской культуры

ЭПИГРАФ: Российская культура очень простая. Раньше она регулировалась палкой, а сегодня - нажатием кнопки.
________

После своего выступление на странице писателя Петра Алешкина, я получила следующий ответный комментарий:

"Елена! У Вас ,как в том стихотворении- смешались в кучу: кони, люди...Период с 1917 года по 1930 был для Русской литературы страшен. Благодаря Сталину и Горькому и была спасена Советская литература, то бишь и остатки Русской. Просто спасали ее выходцы из простого народа.- Шолохов, Леонов, Васильев, и др. А фронтовая Поэзия вновь возродила Великую Русскую Литературу". Валерий Ненашев.
________

Не люблю, когда текст, особенно на писательском форуме, где, как я понимаю, присутствуют в основном люди читающие и пишущие, оформлен столь небрежно. Однако я не стала исправлять написанное и оставила всё как есть. Потому что не только сама мысль, заключенная в тексте, но и ее оформление текстом многое говорят о человеке. Между прочим, о человеке, рассуждающем о важности сохранения "русской культуры".

Повторю, текст этот был ответом на мое выступление по поводу несвободы писательского слова в СССР, которое повлекло за собой создание большого количества фиктивной пропагандистской литературы низкого качества.

"Если бы, - написала я, - советским писателям дали возможность писать так, как они считают нужным, то из всей шелухи "советских писателей" осталось бы всего несколько ослепительных имен, а остальные сгинули бы в макулатурной куче.

В конце концов Лев Толстой, Достоевский Тургенев, Пушкин - главная наша гордость - появились не на волне пропагандистского оптимизма. И русская тоска, как проявление исконно русского, ищущего Бога, духа, которой всегда была пропитана наша литература, могла испариться только под нажимом энергичной пропаганды механического и "весёлого" сталинского времени.

Страшно представить, но, если бы Пушкин жил при Сталине, да под чутким контролем НКВД и РАПП, то его живо сломали бы и заставили писать оды про индустриализацию и коллективизацию. И тогда не было бы никакого Пушкина, а появился бы второй Демьян Бедный, которого в конце концов расстреляли бы как за непролетарское происхождение, так и за неимением особой ценности. Мало ли в России того времени было "демьяновбедных". К людям тогда относились незатейливо. Сталин просто засунул бы гения в свой узкий лоб, как проделывал это со всеми прочими гениями, и заставил бы его мыслить так, как мыслил он сам - плоско и механистично.

Я никогда не хотела читать книги о предприятиях и колхозах, хоть там и была какая-то любовь, какие-то простенькие моральные чувства в перерывах между работой. Для меня непереносимо было убогое бытописательство. Деревянный слог. Насильственное одухотворение партсобраний, секретарей райкомов, разговоров о планах, лимитах, поставках. Всё это механическое стучащее бытие, в котором была сплюснута душа советского человека.

Для меня на первом месте всегда была метафизика души и перипетии ее путешествия. Но именно такие книги в советское время "не разрешались" по причине их контрреволюционного пессимизма. Я знаю писателей, которые страшно мучились тем, что их заставляют писать о "простых людях", о том, что "жить стало легче - жить стало веселей". И Маяковский мучился, затравленный до самоубийства РАППовцами. И Есенин. И Тынянов. И Каверин. И многие другие, которые стали топливом для индустриализации в лагерях.

Советская литература всегда была пропагандистской и рассчитанной на ВОСПИТАНИЕ ЛЮДЕЙ, ИЗОЛИРОВАННЫХ В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СВОЕЙ СТРАНЫ. За душой у них не должно было быть ничего, кроме работы и простых правил жизни".

Конец цитаты

А теперь я публикую непосредственно свой ответ Валерию Ненашеву, который сделал заявление о том, что РУССКАЯ КУЛЬТУРА НЕ СПОСОБНА РАЗВИВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ ПАЛКИ, НАДЗОРА И ПОШАГОВОЙ КАРТЫ.

"РАППовцы, - написала я, - которые не всегда были русскими, а часто и вовсе евреями, по приказу Сталина не одну талантливую русскую (и не только русскую) душу загубили своими публичными издевательствами на собраниях и в СМИ, проплаченными Сталиным. Оставшихся писателей, которых его власть еще не поразила в правах, но над которыми уже был повешен дамоклов меч, превратили в подлецов и льстецов "дорогого и всеми любимого товарища Сталина" (таково было обычное обращение в докладах к генсеку).

Я вижу, что в вашем ОЧЕНЬ ПРОСТОМ ПОНИМАНИИ, кувалда пролетариата, занесенная над головой писателя, есть НЕОБХОДИМОЕ ОРУДИЕ для "СПАСЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ". Потому что без ПАЛКИ русскую культуру спасти невозможно.

Может быть, имея такое странное мировоззрение, вы еще и что-то пишете? То есть, несете эту вашу диктаторскую установку в массы? Хотите внушить всем, что без бича и пошаговой карты в творческой жизни писателю и жить невозможно?

Ай, какая красота! Ах, как ваша спина по плетке-то соскучилась! Впрочем, вам, очевидно, не о чем беспокоиться. К носителям идеи насилия в творчестве российская власть всегда благоволила".


Рецензии