Без комментариев и срока давности

  Акт №136
  28 июня 1943 года. Мы, нижеподписавшиеся, председатель комиссии Кравцов, депутат сельсовета Тищенко, секретарь Дегтярёва, колхозник Шашков, в присутствии граждан села Шишкино, Благодарненского района Ставропольского края Матюшенко, Бибиковой, составили настоящий акт о том, что вероломными и разбойничьими действиями немецко-фашистских оккупантов гражданку Дьякову Ирину Трофимовну, проживающую в селе Шишкино, местная полиция в составе  Козин, Ряшенцев, Толмачёв, Щербатых, Константинов, по приказу немецкого коменданта Пфайфера секли плетьми.
 Сколько было дано плетей гражданка И.Т.Дьякова не помнит, так как она была без сознания. Предлогом к побоям и заключению на 5 суток было то, что она зарезала свою собственную свинью и подозрение в том, что резал свинью партизан, факт подозрения был не обоснован. Гражданку И.Т.Дьяков кроме сечки и ареста на 5 суток, ещё и оштрафовали на 200 рублей.
В вышеизложенном расписываемся
Председатель комиссии
члены комиссии

  Сей факт из биографии моей бабушки был для меня полной неожиданностью. Когда мы, босоногие мальчишки, вечерами, устроившись поудобней на печи, просили с братом Юркой рассказать о войне, то никаких таких ужасов про себя бабушка Ариша никогда не рассказывала.
  Я бы, возможно, никогда бы вообще и не узнал об издевательствах полицаев в родном селе, если бы не случай.
  Мы, с моей 86-летней матушкой, приехали в Шишкино рано утром, поправить могилки родных перед Пасхой. Побывали на могилках и у бабушки Феколы, что была свидетелем на том суде в сорок третьем, и у тёти Нюси, дяди Коли, старших детей бабушки Ариши. Из их многодетной семьи сегодня в живых осталась только моя мать. Но и она уже мало что помнит. Когда фашистов выбили из села ей было всего четыре годика. 
 
  Как управились с делами на кладбище, мы зашли к внучке той самой бабушки Феколы. Хлебосольная Надюшка сразу собрала на стола. Угощала своими пельменями из индейки, благо выращивает их сама и лепит по своему особому рецепту. А ещё свой сыр делает, масло и многое ещё чего. Ну и как водится, за столом помянули всех кого с нами нет. Я расспрашивал про родню, кто где, чего. Живы ли, как вдруг Надюха ошарашила:

- А ты знаешь, что бабушку Аришу в войну полицаи плетьми секли?

   От услышанного я просто остолбенел. Как такое может быть? В одном селе же жили... Оказывается, в бытность работы Надюхи в сельсовете(подменяла приболевшую сельчанку), по какому-то делу запросили документы из архива. Так эти акты и стали достоянием нашей родни.

   Сколько лет уж прошло. Сколько книг написано и фильмов снято, а факты и события той страшной войны появляются вновь и вновь.


Рецензии