Танцы
Танцы
- Алеша! - кричит через весь цех мастер.
Алексей еле услышал его в своей конурке для электриков. Выключил паяльник, канифольный дым от которого едко щипал глаза, и помахав мастеру сквозь стекло, прокричал:
- Что случилось, Петрович?
- Беги сюда, ворота не закрываются!
Ворота действительно оставались распахнутыми, как Петрович ни нажимал на кнопку "Закрыть".
Работницы у станков уже сердито поглядывали на него и кричали:
- Закрывай, Петрович, замерзаем!
Эта кнопка барахлила уже давно. И никак у Алексея не доходили руки ее отремонтировать. Он один дежурный электрик на весь цех. Не успевал.
Захватив с собой новую, Алексей за пять минут все отремонтировал. Закрыл ворота.
Женщины обрадовались.
- Молодец, Алеша! А то совсем нас Петрович заморозил.
- Да, - улыбнулся Алексей, - что-то разлюбил он вас. Нормы наверно не выполняете?
В каморке уже стояла, открыв двери и папкой выгоняя дым, Марина Кузнецова - секретарь заводского комитета ВЛКСМ.
- Вот, Алеша, как тебя наши женщины любят. Не могут без тебя.
- Да уж. - улыбнулся он, бросая в ящик с инструментами обгоревшую кнопку. Вдруг пригодится. Пусть лежит. Есть не просит.
- Так, Алексей, - строго сказала Марина, - едем в субботу активом на базу, директор подписал разрешение. Возражения не принимаются. Гитару не забудь. Побежала я в заводоуправление. Пока.
- Ох и шустрая девчонка. - улыбнулся Алексей, снова включая паяльник. настоящая "комсомолка, спортсменка", вспомнил он слова Фрунзика Мкртчяна.
На турбазе было весело и интересно.
Соревнования. Обед. Снова соревнования. Вечером небольшой банкет. Танцы. Музыка.Костер.
Приехало начальство в лице Виктора Петрова - первого секретаря горкома ВЛКСМ.
На небольшом междусобойчике у вечернего костра Алексей прочитал свои новые стихи.
Он встал у костра и негромко, тихо, как бы печально начал?
Взведены карабины. Направлены в грудь.
Расстрел и гильотина.
Фашистский франкизм устилает свой путь
Жертвами, словно минами.
Генералам, захватившими власть,
Люди страшны живою силой.
Пока безоружны. Стрелять. Стрелять.
С перекошенной от страха миной.
В могиле ногою уже, но пока
Есть пулемет под боком.
Стреляют в народ, как в злого врага,
Прикрываясь Господом Богом.
Пятеро рабочих.
Матерей горе.
Кто их утешит?
Чернее нет боли.
Пока в погонах садизм.
Стой!
Опасно!
Смертельная зона!
Испания!
У власти фашизм.
Он повысил голос. И уже читал громко, четко и ясно, не стесняясь этой лесной вечерней тишины. Его голос звенел металлом.
Бурлит недовольством общественность стран.
Долой фашизм! Митингуют народы.
Напрасно Франко прячет наган,
Задыхаясь от страха, бессилья и злобы!
Казненным пятерым патриотам
Вся планета поет скорбный гимн.
На всех языках грозным эхом:
"Долой навсегда фашизм!"
И верим мы над Испанией
Встанет солнце свободы!
О расстрелянных честных рабочих
Будут помнить все патриоты!
Алексей читал громко, проникновенно, страстно, подняв правую руку со сжатым кулаком.
В тишине слышалось всхлипывания девчонок.
Наступила тишина.
- Молодец! Проникновенно! «Правильно!» —произнес мастер пятого цеха, ветеран войны Иван Петрович, приглашенный комсомольцами цеха на этот вечер.
Аплодисменты.
Затем выступили девчата из сборной первого цеха и охраны с боевыми и задорными частушками.
А потом у костра звучали песни "Взвейтесь кострами синие ночи! мы пионеры - ДЕТИ РАБОЧИХ!"
К Алексею кто-то подсел. Это был Виктор Петров.
- Я слышал, - спросил секретарь, - пишите стихи? Читал ваше стихотворение в районке. И это, против диктатуры Франко, сильное. Молодец. А чем увлекаетесь?
Алексей пожал плечами.
- Песни люблю. Ансамбль хочу организовать ВИА. Есть ребята на примете.
- А секретарем комитета комсомола завода пойдешь работать? Марина-то скоро в декрет.
Виктор Петров, с интересом наблюдая за Алексеем, продолжил:
- Алексей, мы видим в тебе потенциал. Ты не просто электрик, ты искра, способная зажечь огонь в сердцах молодежи. Мы хотим, чтобы ты взял на себя руководство комсомольским комитетом завода. Твоя задача - не только вдохновлять, но и организовывать. Мы хотим, чтобы ты стал связующим звеном между рабочими и управлением, чтобы ты помогал в реализации социальных и культурных инициатив.
Алексей, хоть и был удивлен, чувствовал в себе силы для новых вызовов:
- Я готов попробовать. Мне важно, чтобы наша молодежь не только работала, но и развивалась, чувствовала поддержку и имела возможность выражать себя. Я хочу создать такую атмосферу на заводе, где каждый сможет найти что-то для себя, будь то спорт, искусство или наука.
Марина, поддерживая взглядом Алексея, добавила:
- Алексей всегда был примером для нас. Его идеи, его стихи - это то, что движет комсомолом вперед. Я уверена, что с ним наш комитет достигнет новых высот.
Секретарь парткома завода, наблюдавший за разговором, вступил в диалог:
- Алексей у нас лучший рационализатор. Алексей, твоя энергия и творческий подход к работе впечатляют. Но помни, что комсомол - это не только место для самовыражения, но и площадка для воспитания дисциплины и ответственности. Мы ожидаем, что ты будешь нести эти ценности молодежи.
Алексей кивнул, понимая важность баланса между новаторством и традициями, и пообещал, что будет следовать этим принципам, сохраняя при этом свою уникальность и стремление к прогрессу.
Все трое обменялись улыбками, предвкушая новые возможности, которые открывались перед ними.
Легкий лесной воздух наполнялся ароматами хвои и свежей зелени, в то время как солнце, играя лучами сквозь крону деревьев, озаряло берега речки.
Вода в реке блестела, словно огромное зеркало, отражая яркое солнце и голубое небо. Деревянное здание туристической базы, уютно устроившееся среди зелени, словно приглашало всех к себе, обещая тепло и уют.
Днем солнце согревало все вокруг, а к вечеру небо украшали яркие звезды, мерцающие на фоне ночной тьмы, словно драгоценные камни на бархате.
Вокруг костра, что пылал у реки, собрались комсомольцы, их голоса сливались в песнях, полных патриотизма и молодежного задора.
Гитара звучала под руку с плеском воды, создавая мелодии, которые будоражили сердца.
Ребята и девчата хором пели комсомольский песни такие как "Не расстанусь с комсомолом", песни гражданской войны "Там вдали за рекой", "Дан приказ ему на Запад, ей в другую сторону, уходили комсомольца на гражданскую войну".
Все это на фоне костра у реки, и гитарных мелодий было проникновенно и волнительно.
У парней горели сердца, у девушек блестели слезы на глазах.
Так, в кругу друзей, у костра, под звездным небом, время словно остановилось, позволяя каждому моменту стать вечным, каждому взгляду - бесконечным, а каждой песне - бессмертной.
Начитавшись исторически важных документов, в частности речи В.И.Ленина на третьем съезде ВЛКСМ, доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, постановлений и решений последних съездов и пленумов ЦК ВЛКСМ, Алексей композицию и сценарный план своих действий и работал энергично, с энтузиазмом, не оглядываясь на заводское начальство.
А что? Партия доверила, молодежь избрала, надо работать.
Рейды "Комсомольского прожектора" по цехам, складам, по условиям и режиму труда подростков, рейды по общежитию, активизация работы Совета молодых специалистов, возобновление тренировок заводской волейбольной команды, субботники по приведению в порядок стадиона, лыжных трасс, оборудование заводского катка, комсомольское шефство над внедрением в производство новых товаров народного потребления, все требовало внимания и усилий комсомольского актива.
Но главный увлечением Алексея, его коньком, стала культурно-массовая работа с молодежью.
По его инициативе отремонтирован заводской клуб.
На деньги комсомольских субботников приобретено новое оборудование и даже целый комплект для духового оркестра.
Репетиции нового ВИА в заводском клубе были наполнен ожиданием чего-то нового и волнующего.
Витька, бас-гитарист, Ирина Смирнова, начинающая певица с нежным взглядом, направленным на Алексея, Саша, ударник с ритмом в крови, и Сеня, гитарист-солист с мечтой о больших сценах, собрались вместе, чтобы создать что-то уникальное.
Три гитары, сделанные своими руками, были свидетельством их упорства и творческого порыва.
Они выпиливали корпуса, наматывали магниты под каждую струну, паяли усилители, вдыхая жизнь в безмолвное дерево и металл.
Ударная установка, оставшаяся от былых джазовых времен, стояла как монумент прошлому, которое они хотели возродить в новом ключе.
На первых собраниях в воздухе витал дух сотрудничества и амбиций.
Они мечтали о грандиозных концертах, о том, чтобы их музыка звучала далеко за пределами заводского клуба.
Увлечение Битлами, Ленноном и другими участниками легендарной четверки было для них не просто хобби, а маяком в мире музыки. Они изучали каждую ноту, каждый аккорд, стремясь понять секреты великих.
Прически ребят были ярким отражением их восхищения западной музыкой - у Витьки были длинные волосы, заплетенные в тугой хвост, у Саши - коротко стриженные волосы с длинной челкой, а Сеня носил волосы, уложенные в стиле Леннона. Их одежда была не менее выразительной: узкие брюки, яркие рубашки и ботинки на высокой платформе.
В тусклом свете клуба, под скрип виниловых пластинок они разучивали аккорды "Yesterday" и "Come Together". С каждым перебором струн, с каждым ударом барабана, рождалась мечта, и в каждой ноте - отголосок Ливерпуля.
Ирина, а её голос был мягок и волнующ, как первый весенний ветер, пела о любви и мечтах, взгляд её искал Алексея в толпе. Витька, Саша и Сеня, они были не просто музыканты, такое ощущение что они были посредниками между мечтой и реальностью.
Их пальцы скользили по струнам, искрясь от страсти, как будто каждая нота была ключом к новому миру. Их голоса сливались в гармонии, и в этом единстве, и заводской клуб на мгновение становился "Cavern Club".
Эти репетиции в клубе по вечерам после работы были началом чего-то большего, чем просто музыкальные репетиции.
Это стало началом их пути самовыражению и к новой жизни, которую они так стремились построить в ритмах своих любимых песен.
Директор клуба Раиса Ивановна поддержала идею создания ВИА.
Но главной задачей вновь образованного ВИА сделала проведение по субботам и воскресениям так называемых "Танцев".
Танцы - так коротко это мероприятие обозначалось в афишах заводского клуба.
Начинались они в восемь часов и заканчивались в 23 часа.
Эти воскресные и субботние вечера заводская молодежь просто обожала.
Порядок в заводском клубе обеспечивали заводские дружинники с красными повязками на рукавах и так называемый КООД, что расшифровывается как " комсомольский оперативный отряд дружинников".
Иногда в клуб захаживал местный участковый Сергей, молодой лейтенант и с завистью смотрел как заводская молодежь зажигала шейк. Самый модный танец этого года.
Под медляк ребята играли Битлз.
С их приходом клуб стал выполнять план доходов от культурно-массовых мероприятий, спускаемый ему управлением культуры района.
Директор клуба Раиса Ивановна не могла нарадоваться. Ведь они и работники клуба получали за выполнение плана по доходам приличную премию каждый месяц.
Все шло прекрасно.
Все шло замечательно.
Пока в один прекрасный день в клуб не наведалась проверка обкома комсомола из областного центра.
Проверяющий инструктор обкома Игорь Пухов вызывал в кабинет директора клуба Алексея, как руководителя ВИА, и начал отчитывать его за неправильную ориентацию молодежи на западные музыкальные ансамбли.
При испуганной Раисе Ивановне, которая иногда поддакивала то одному, то другому оппоненту, Игорь говорил о советском патриотизме, гордости за достижения советской власти для молодежи, а Алексей спорил с ним и доказывал, что культура общечеловеческая и развитие ребят, самосовершенствование не противоречат друг другу и исполнение несоветских песен ВИА не является актом антисоветским. Что ж нам теперь под частушки и песни Николая Доризо танцевать? спрашивал Алексей.
Игорь Пухов, с недовольством в голосе, продолжал:
- Алексей, ты должен понимать, что наша молодежь должна воспитываться на примерах советского патриотизма и гордости за достижения нашей власти. Твоя ориентация на западные ансамбли отвлекает их от великих дел нашего времени.
Алексей, уверенно и спокойно, ответил:
- Игорь, культура не знает границ. Музыка Битлз и других западных групп вдохновляет нас не меньше, чем достижения нашей страны. Развитие и самосовершенствование - это не отказ от советских ценностей, а стремление к общечеловеческим.
Раиса Ивановна, волнуясь, вставила:
- Может, Игорь, Алексей прав? Ведь молодежь так любит эти танцы, и клуб процветает...
Игорь, не сдаваясь, продолжил:
- Но мы не можем позволить, чтобы наша молодежь забывала о своих корнях. Мы должны воспитывать их на примерах наших героев, наших песен.
Алексей, с легкой усмешкой, спросил:
- Игорь, разве музыка Николая Доризо не может сосуществовать с музыкой Битлз? Мы не отвергаем наше, но и не закрываемся от мира. Музыка объединяет людей, и это самое важное.
Спор продолжался, но Алексей стоял на своем, убеждая всех в том, что культурное разнообразие только укрепляет дух молодежи и дает им возможность развиваться в гармонии со всем миром.
Игорь, утвердившись в своей позиции, начал цитировать доклад Леонида Ильича Брежнева:
- Алексей, ты должен помнить слова Леонида Ильича. Он говорил о важности идеологической бдительности и необходимости борьбы за чистоту наших идеалов. Мы не можем позволить западной культуре подорвать основы нашего общества.
Алексей, не теряя самообладания, ответил:
- Игорь, я уважаю слова Леонида Ильича, но не думаю, что он имел в виду закрыться от всего мира. Мы можем воспринимать лучшее из других культур, сохраняя при этом наши ценности и идеалы. Музыка - это язык, который всех объединяет, и мы должны использовать его для диалога, а не для изоляции.
Раиса Ивановна, все еще волнуясь, добавила:
- Может быть, мы найдем компромисс? Ведь мы можем включить в программу и советские песни, и творчество западных исполнителей. Так молодежь будет знакомиться с разнообразием мировой культуры, не забывая о своем.
Спор продолжался, но было ясно, что Алексей и Раиса Ивановна стремились к открытости и прогрессу, в то время как Игорь стоял на страже традиционных ценностей. В этом диалоге отражалась вечная борьба между новым и старым, между инновациями и консерватизмом.
- Так, хватит демагогии. Закончим. - Отрезал Игорь. - Весь репертуар завтра мне на стол. И мы с управлением культуры будем решать что и как играть на танцах. И наш список будет обязательным.
Он ушел хлопнув дверью.
В тихом вечере, когда звезды начали мерцать на небосводе, словно свидетели их тайного собрания, участники ВИА собрались вместе после встречи Алексея с Игорем. Печаль окутала их, как прощальная ночь перед надвигающимся запретом.
Алексей, собрав взгляды на себе, начал:
- Ребята, Игорь хочет контролировать наш репертуар. Он требует, чтобы мы играли только то, что одобрит управление культуры.
Витька, сжимая кулаки, отреагировал первым:
- Это нонсенс! Мы не можем позволить им диктовать, что нам играть. Наша музыка - это наш выбор, наш голос!
Саша, ударник, добавил:
- Мы должны стоять за свои права. Мы создавали этот ансамбль, чтобы делиться музыкой, которую любим, а не повторять одно и то же, что им нравится.
Сеня, гитарист-солист, поддержал:
- Мы не можем сдаться без борьбы. Наша музыка вдохновляет людей, и мы должны продолжать играть то, что приносит радость нам и нашим слушателям.
Их общее мнение было ясно:
- Мы должны объединиться и выступить против этого административного давления. Мы покажем управлению культуры, что наша музыка имеет значение, что она важна для молодежи, - сказал Алексей, заключая их решение.
Вечер окутал заводской клуб печальной тишиной, звезды светили ярко, словно знаки судьбы. Сердца участников ВИА горели от страсти и боли, в преддверии запрета, что мог разрушить их мечты. "Не сдадимся," - шептали они, словно молитву, среди теней и звездного света, в ночи прощальной. Их музыка была свободой, их голосом, их силой.
И они решили бороться, чтобы эта свобода выбора музыки, которую им играть, не угасла.
Они расходились по домам, но в их сердцах теперь жила решимость.
Эта ночь была не концом, а началом их борьбы за право быть услышанными.
На следующий день Алексея вызвали в партком.
Секретарь парткома усадил его перед собой и коротко скомандовал:
- Ну Рассказывай, что случилось?
Алексей, собравшись с мыслями, начал свой рассказ:
- Товарищ секретарь, все началось с того, что мы, группа молодых энтузиастов, решили создать ВИА на заводе. Наша цель была проста: дать молодежи возможность наслаждаться современной музыкой и выразить себя через танцы и песни. Мы сами сделали гитары, усилители, и наши выступления привлекли много людей в клуб, что значительно увеличило его доходы.
- Но вчера ко мне подошел Игорь Пухов из обкома комсомола и заявил, что наш репертуар должен быть одобрен управлением культуры. Он утверждал, что мы должны следовать строго советскому патриотизму и избегать западных влияний в музыке.
- Я попытался объяснить, что культура не имеет границ и что вдохновение, которое мы черпаем из музыки Битлз или других западных групп, не умаляет нашу преданность советским идеалам. Наоборот, это помогает нам развиваться и стремиться к самосовершенствованию.
- Я также подчеркнул, что наша музыка приносит радость и объединяет молодежь, и что мы не можем игнорировать то, что нравится нашим слушателям. Мы верим, что музыка - это инструмент для объединения, а не разделения.
- Игорь настаивал на своем, ссылаясь на доклад Леонида Ильича Брежнева и необходимость идеологической бдительности. Он потребовал, чтобы мы предоставили весь наш репертуар на утверждение и следовали только тому, что разрешит управление культуры.
- Я понимаю серьезность этого вопроса, но я также верю, что мы должны защищать право на творческую свободу и самовыражение. Мы не хотим конфликта, но мы не можем отказаться от наших убеждений и от того, что делает нашу музыку особенной для многих людей на заводе.
Алексей закончил свой рассказ, глядя на секретаря парткома в ожидании его реакции, надеясь на понимание и поддержку.
- Да, заварил ты, Алеша, кашу. - задумчиво произнес секретарь. -Ты знаешь, нам ни к чему сейчас это скандал. И если ты не послушаешь советов твоих старших товарищей, то я даже не знаю, чем тебе помочь.
- И даже больше, - добавил он, когда Алексей был уже в дверях. - Может быть поставлен вопрос о том моешь ли ты, имеешь ли ты моральное право работать секретарем заводского комитета ВЛКСМ. Подумай.
- Такие вот дела у меня, —сказал Алексей Ирине.
Они за это время уже успели подружиться и частенько гуляли по вечерам в заводском парке, что был рядом, совсем недалеко от реки.
По парку пролегала освещенная лыжная трасса для заводских спортсменов.
Это зимой.
А летом это была отличная освещенная тропинка для вечерних прогулок.
Она извивалась по парку, то убегала вверх в темноту прямо к звездам, то лунной дорожкой опускалась прямо к реке, дружелюбно поблёскивавшей вдали.
Они гуляли до ночи, рассуждая о дальнейшей судьбе ансамбля, о карьере Алексея, который сейчас должен сделать жесткий выбор между работой функционера по воспитанию молодежи или вместе с ребятами из ВИА и Ириной перейти в другой Дом культуры, может быть даже поискать его за пределами области.
Ирина и Алексей шли медленно по тропинке, отражающей свет лунной дорожки. Воздух был прохладным, но их разговор наполнял теплом предстоящую ночь.
Алексей:
- Ирина, я в замешательстве. Сегодня в парткоме мне дали понять, что если мы продолжим играть западную музыку, моя карьера в комсомоле под угрозой. Я не знаю, что делать.
Ирина, подхватив его за локоть:
- Алеша, я всегда восхищалась твоей смелостью. Ты не можешь отказаться от своих убеждений ради должности. Музыка для тебя всегда была больше, чем просто хобби.
- Да, но это не только о музыке. Это о свободе, о праве выбирать. Я не хочу, чтобы наша молодежь росла в мире, где нет места разнообразию.
Ирина вздохнула:
- И я с тобой. Мы все с тобой. Может, пора искать новые горизонты? Перейти в другой Дом культуры или даже уехать за пределы области?
- Это большой шаг, Ирина. Но, возможно, ты права. Мы можем начать заново, где ценят творчество и свободу слова.
- Куда бы ты ни пошел, я буду рядом с тобой. Ты знаешь это, правда?
- Да, я знаю. И это значит для меня все. Ирина, я.… я чувствую к тебе больше, чем просто дружбу.
- Алеша, я тоже. Ты для меня стал кем-то особенным. Вместе мы сильнее, и я верю, что вместе мы сможем преодолеть любые препятствия.
Они остановились, глядя друг на друга под мерцающими звездами, их руки невольно нашли друг друга.
В этот момент они поняли, что перед ними открывается новая страница их жизни - страница, которую они будут писать вместе.
Через неделю на афише заводского клуба появилось яркое в красной рамке объявление:
"По техническим причинам танцы в заводском клубе временно до сентября месяца проводится не будут".
Редкие прохожие обращали на это внимание.
Большинство проходили мимо, не читая.
Стайки молодежи, прочитав его, тоже особо не переживали.
И по вечерам атаковали местный автобус, который вез их на танцы в парк областного центра.
Субботний вечер наступил, но заводской клуб стоял в непривычной тишине.
Там, где раньше звучала музыка и смех, теперь лишь ветер наигрывал меланхоличные мелодии, проходя сквозь пустые залы.
Окна, еще недавно светившиеся яркими огнями, теперь были тусклыми и безжизненными, словно забытые звезды на небе.
Природа вокруг клуба казалась оцепеневшей от разочарования.
Деревья склонили свои ветви ниже, будто скорбя о прошедших вечерах, а река тихо шептала песни, которые больше никто не танцует. Луна, вздыхая светом на пустующую площадку, отражала тоску по ушедшим временам.
Люди, привыкшие к веселью этих вечеров, теперь проходили мимо, оглядываясь с надеждой, что музыка вновь зазвучит.
Но "технические причины", как невидимая стена, разделяли их с миром, где танцы были жизнью.
Тоска и разочарование окутывали сердца, и в воздухе витало ощущение потери.
Заводской клуб, когда-то сердце субботних вечеров, теперь был лишь памятником ушедшей радости.
И хотя звезды продолжали свой вечный хоровод, их свет казался бледным - они были свидетелями эпохи танцев в заводском клубе, эпохи, которая ушла, оставив лишь эхо в сердцах и душах тех, кто их помнил.
Свидетельство о публикации №224041601108