Комментарии к публикациям о Мерцающих шахматах

Геннадий Александрович Супрунюк

публикация

«Советская Россия» 4 октября 1991 года

А.Ратушный вызывает за поединок за шахматной доской Г.Каспарова
«Мерцающий вариант»

С Алексеем Ратушным я знаком более двух десятков лет. Он — романтик, жаден к знаниям. Пишет стихи и прозу. В его голове то и дело возникали «гениальные» идеи, грозившие революцией в разных сферах науки и практики. Ратушный окончил философский факультет, работал в газете, в школе. В последнее время в захолустном городке Урае, что в Тюменской области, внедрял новую оригинальнейшую педагогическую технологию. Словом, неординарная, талантливая личность.
Расскажу о ещё одном его новаторстве — в шахматах. Сам Ратушный играет неплохо, разработал своеобразную методику обучения шахматам детей, применял её с отменными результатами в школьных кружках. Но не ограничивается этим. Вот уже несколько лет Ратушный настойчиво добивается персонального матча с чемпионом мира Г. Каспаровым. Более того, он уверен в своей победе! Фанфаронство? Как сказать! Дело в том. что Алексей Ратушный предлагает Каспарову сыграть в новые, так называемые «мерцающие» шахматы.
Новшество по сути лишь одно: вместо хода только одной фигурой (если не считать рокировки) партнеры по очереди делают серию ходов — могут пойти любой своей фигурой. Казалось бы, усложнение небольшое, но оно принципиально меняет многое. Количество возможных вариантов возрастает на несколько порядков: только после первого хода могут возникать десятки триллионов позиций! Поэтому становится нереальным их запоминание и создание монографий о «дебютах» для последующего заучивания
От игрока уже требуется, так сказать, минимум памяти и максимум творческой мысли. Рождаются позиции настолько неожиданные и фантастичные. что они вряд ли оставят кого-либо равнодушным. Таким образом, «мерцающие шахматы» —плод не досужего ума, а глубокой работы мысли, основанной на обшей теории игр.
Ратушный овладел ими настолько. что готов сражаться с кем угодно. Слухи о вызове на поединок самого Каспарова многим показались просто слухами. Но А. Ратушный уточняет: «Да, такой вызов впервые был опубликован в конце 1989 года в газете «Тюменский комсомолец». К сожалению. Гарри не прочитал его. Как и не получил мой вызов, который я попытался передать через близких ему людей».
— А если, извините, покажетесь ему, как бы это помягче сказать... Согласитесь, все-таки странно, когда неизвестный любитель ставит себя на один уровень с чемпионом мира...
— Ну что вы. Гарри — умный человек. Я ведь не собираюсь играть с ним в обычные шахматы, где он — вне конкуренции. А по «мерцающим» пока что чемпион я!
— Но ведь это звание вам никто не присваивал.
— Я его присвоил себе сам. По примеру того же Стейница, который победил многих сильнейших маэстро мира того времени, правда, кроме Пола Морфи.
— А кого побеждали вы?
— Начиная с 1931 года мне довелось сыграть со многими хорошими шахматистами. В мерцающие» ШАХМАТЫ я обыгрывал в легких партиях, разумеется, чемпиона мира среди юношей Савона, серебряного призера первенства СССР гроссмейстера Маланюка, чемпиона России Зарубина... Ещё десять лет назад я предлагал шахматным «генералам» Крогиусу и Авербаху провести сеанс одновременной игры с десятью ведущими советскими гроссмейстерами, причем — чёрными, с часами, но они не согласились. Тогда же мне удалось сыграть партию го Спасским, приезжавшим на Спартакиаду, и Борис ее проиграл. К сожалению. все зги победы не зафиксированы должным образом. И не по моей вине. Сильнейшие шахматные маэстро стесняются рисковать своей репутацией. Избегают официальных поединков за шахматной доской в «мерцалки».
В 1988 году я прочел лекцию в ленинградском шахматном клубе имени Чигорина и дал сеанс. За доску рискнули сесть только трое. Счет — 3.0 в мою пользу. В том же году в Москве на Арбате я сыграл со многими любителями, среди которых было несколько мастеров. Общий счет — 34:0. Кроме того, я составил уже около двухсот задач п «мерцающих» шахматах, играю вслепую. Так что к встрече с Каспаровым готов.
— Но ему о ваших успехах, вероятно, неизвестно?
— Ну и что? Пусть сядет за доску, предварительно потренировавшись в лёгких партиях, и мы начнем. Если я прав, Гарри не уйти от разгрома.
— Обусловливаете ли вы гонорар ли предполагаемый матч?
— Да. разумеется: десять тысяч долларов. Надеюсь, для Каспарова это не так уж много.
— Откуда взялась эта цифра?
— Впервые она возникла в Лондоне в 1922 году, и с тех лор для чемпионов мира призовой фонд меньше не устанавливали.
— Ну а какой смысл Каспарову играть? ради чего?
— Хотя бы ради будущего.
Я полагаю, неоднократный чемпион Архангельской области Радевич, хорошо знакомый с «мерцающими» шахматами, трижды прав, называя их игрой двадцать первого пека.
— Но Каспаров может предложить сначала добиться для «новых» шахмат такой же популярности, как и для «старых».
— Это затасканный аргумент. Его выдвигали и Крогиус, и Авербах, и Чепижный, и Кипнис. Между тем, он совершенно абсурден, поскольку мне просто не давали возможности пропагандировать эти шахматы.
— Если откровенно, считаете ли вы надежду на поединок с Каспаровым реальной?
— Признаться, раньше она была маловероятной. Но в прошлом году накануне отъезда Гарри а США на матч с Карповым, мне удалось поговорить с ним по телефону. Показалось, что он заинтересовался «мерцагами». По крайней мере обещал продолжить разговор после возвращения домой. Пользуясь  случаем, хочу напомнить, что обещание, даже если оно дано какому-то безвестному любителю, надо выполнять! Прошу через газету сообщить мой адрес, которым могут воспользоваться и Каспаров. к все. кому интересны «мерцающие» шахматы: 626310. Тюменская обл. г. Урай, микрорайон Д, дом 39. кв. 2.
Г. СУПРУНЮК

Мой комментарий

Г.А. знал меня с лета 1961 года, когда моя мама познакомилась с ним в литературном объединении города Краснодара, куда она выезжала работать по распределению после института. Они познакомились и подружились. В первую очередь на общем отношении к высокой поэзии и прозе. Оба сами прекрасно писали.
Я был летом в гостях у мамы (меня привез самолётом Ил-18 дядя Миша) и был известен Геннадию Александровичу как старший сын Лары.
В 1969 году я по его приглашению приехал к нему в Краснодар на климатическое лечение. У него дома я жил, водил в садик и забирал из садика его Матошу и Тотошу. Выполнял его мелкие поручения. А в основном бегал на длинные дистанции и искал себе работу. По его протекции смог прописаться в станице Динской и устроился на почту доставщиком телеграмм. Именно у него я познакомися с книгой Б.С.Вайнштейна "Комбинации и ловушки в дебюте". Сам Геннадий Александрович играл сразу в нескольких турнирах по переписке в ЦШК. И я тогда тоже этим увлёкся.
В начале 1970 года Геннадий с Риммой Марковной переехал в Пензу а я остался самостоятельно жить и работать в Краснодаре. Так что знал он меня три десятка лет, а как ученика с сентября 1969 года.
Про мою деконцентрацию скажу кратко: тут Геннадий Александрович серьезно заблуждался. Это внешне может показаться, что я "разбросан", но на самом деле это все "звенья одной цепи". Просто цельность восприятия возникает если вникаешь и проникаешься, а для внешнего наблюдателя многие внутренние связи просто незаметны.
Оригинальнейшая педлагогическая технология - это прорывная "Модульная школа" и "Мультиплетное расписание занятий" и "Домашняя школа" - мои разработки проверявшиеся успешно на Всесоюзной экспериментальной педагогической площадке.
Шахматный Всеобуч мы с И.В.Звягиным внедряли в Качканаре еще в 1985-87 годах.
Меня поддерживал и лично редактор "Учительской газеты" В. Матвеев, и знаменитый Александр Адамский  со всей своей "Эврикой", и великий Борис Никитин.
Шла борьба за новое образование России а англосаксы стремились разрушить Россию именно через идеи соросят. В итоге мы попали под "каток" и как я выжил, не понять.
Геннадий Александрович именно в это время учил своего сына в моей домашней школе "в захолустном Урае" и параллельно спасал великую балерину Майю Плисецкую. Именно после успешной защиты Плисецкой он вскоре странным образом и погиб. Впрочем одна из версий его гибели - "за статью о Мерцающих шахматах". Нам остаётся только ждать, когда пройдут годы и правда о его исчезновении наконец вырвется из пучины забытья.
Геннадий Александрович вел юридические рубрики в "Арзументах и Фактах" и в "Работнице". К нему ходила советоваться в его квартиру на Кривоарбатском вся Генпрокуратура СССР. С ним считались и его многие опасались. Всех своих учеников я старался знакомить с ним лично. Чтобы видели выдающуюся личность.
Статья не избавлена от грубых ошибок.
Наши беседы с Геннадием Алексанедровичем внезапно нашли выход, хотя я не предполагал, что он разместит статью не проверив её со мной лично.
Так или иначе это был прорыв информационной блокады вокруг мерцающих шахмат.
Потом и "Комсомолка" кратко упомянула мерцающие.
Выкипедасты ненавидят мерцающие потому что они опровергают миф об интеллектуальном первенстве Запада и конкретно англосаксов.
Англосаксы не смогли сгенерировать такую игру и проиграли России гонку за выход к океану игр будущего вчистую.
И материал Супрунюка сыграл на этом поле огромную роль несмотря на все свои естественные недочёты.


Рецензии