Куда ушла культура?

     КУДА УШЛА КУЛЬТУРА?

     Середина дня. Очередная лекция едва перевалила за половину. Профессор читает никому не нужный предмет. В зале постепенно нарастает гул. Лектор друг замолкает и выходит из-за кафедры. У слушателей и просто отбывающих номер складывается впечатление, что он что-то замышляет… Преподаватель вдруг интересуется у аудитории только-что изложенным материалом:
     - Способна ли культура, на ваш взгляд, разрешить конфликт между отдельным человеком, между личностью, зажатой современным бытием со всех сторон в тиски, и цивилизацией? Должен ли человек подчиниться воле большинства или имеет право на выражение своей индивидуальности? – Девушка с голубыми волосами, Мальвинушка вы наша, ответьте, пожалуйста на мой вопрос.
     - Ну… Э… Современное общество толерантно к различным проявлениям индивидуальности. Многообразие обогащает всех нас… – с трудом выдала вовне пару коротких предложений студентка.
     - Что вы от нее хотите?! Голова-то фарфоровая! Лично ей никакой конфликт не грозит, она постоянно тормозит! – крикнул мажор.
     - Теперь вам, молодой человек, вопрос. Сами напросились. – Должна ли современная культура ставить перед собой высокие задачи, стремиться к воспитанию новой личности или она должна просто отражать существующую действительность такой, какая она есть? Ведь каждый взрослый человек самостоятельно способен сделать выбор?
     - Мне вопрос?! – поинтересовался активист курса, сын крупного, по региональным меркам, бизнесмена.
     - Вам, Андрей Маркович! Я не ошибся в вашем имени, отчестве? – уточнил педагог.
     - Культура – это такая же сфера экономической деятельности, как сельское хозяйство или энергетика. Следовательно, инвестиции в культуру должны приносить прибыль. У нас ведь капитализм?!
     - Ход ваших мыслей мне понятен. Культура ушла на заработки. Должно ли тогда государство снять имеющиеся немногочисленные запреты и ограничения, чтобы дать культуре больше свободы? Как известно, запретный плод сладок и лишь стимулирует интерес, а запреты – неэффективны либо требуют больших затрат на то, чтобы их обеспечить. Есть в аудитории иная точка зрения?!
     - Ну… Если культура, как вы заметили, позволяет ограничивать агрессию человека, его постоянно возрастающие потребности в потреблении благ, тогда государству, возможно, следует более внимательно относиться к нашей культуре. – начала рассуждать девушка с голубыми волосами, которую сильно задело недавнее сравнение с фарфоровой головой. 
     - Хорошо! Не возникнет ли двух параллельных миров? Государственная политика в сфере культуры для одних, частная – для других? А сами вы стремитесь следовать неписанным правилам, нашим традициям в повседневной жизни?! У меня есть некоторые опасения на этот счет. В потоке информации культура растворяется, ее кристаллизацией заниматься некому… – Продолжим нашу лекцию.
     Как только лектор вернулся к трибуне и продолжил свою песнь о роли культуры в жизни общества, авторитет вытащил из рюкзака смартфон и принялся с его помощью делиться последними новостями в чате. В ожидании реакции сокурсников на очередную недоношенную новорожденную шутку, он решил обратиться к студенту, который только что перевелся на их курс.
     - А че у тебя телефон кнопочный? Ретроград или шифруешься?
     - Меня этот вполне устраивает. Привык к нему… – нехотя ответил новичок.
     Вопрошавшему на момент показалось, что новенький внимательно слушает лекцию либо делает вид, что она ему интересна. Во втором случае – он грубо пытается игнорировать меня, – подумал мажор. Не позволю!
     - Завидуешь игрушке?! Я себе на днях другой хочу взять. Может махнемся не глядя? – предложил студент.
     - Я за новинками не гоняюсь. Отец в свое время так говорил: Чужое не бери, свое не отдавай. И еще: Не дери глаз на чужой квас!
     - Да ты, я посмотрю, фольклорист! «Воздуха», «лавэ» нет?! Не хочешь брать бесплатно, продам задешево! Бери, пока не передумал! – предложил начинающий нервничать авторитет курса.
     - Андрей, я тебя не понимаю! Не нужен мне твой телефон.
     - Не надо «агриться», давай дружить! – предложил студент, расплывшись в дежурной, неестественной улыбке, которая порой случается у некоторых продавцов товара с душком.
     - Андрей! Я очень редко злюсь. Эмоции мешают думать и принимать верные решения.
     - А ты не думай, не бери в голову! Наслаждайся жизнью, пока молодой!
     - Не всегда получается. – констатировал новенький, которому явно стал надоедать назойливый собеседник.
     - Я только что столик забронил в кафешке. Со мной подружишься, жизнь будет в кайф! – процитировал известное выражение Андрей.
     - Дружба – это серьезно...
     - Несколько раз не предлагаю. Я могу устроить кому угодно на нашем курсе сладкую жизнь! Думаешь, ты исключение?! – пригрозил Андрей и демонстративно отодвинулся от новенького в сторону.
     В этот момент открылась дверь в лекционный зал и в аудиторию вошел декан факультета, а сразу за ним – человек в военной форме.
     Студенты нехотя поднялись и поприветствовали вошедших.
     Декан подошел к микрофону, что поблескивал на трибунке ярко-красным цветом, и задал вопрос:
     - Сидоренко на лекции?
     - Так точно! – ответил новенький и вскочил со своего места.
     - Вам нужно подпись на документе поставить. Подойдите к представителю военкомата. – предложил декан, показывая рукой на стоящего возле него военного.
     - Наш новенький от армии косил! Его прямо на лекции повязали! – громко крикнул Андрей Маркович.
     Зал захихикал… Лектор покраснел, пододвинул микрофон поближе к себе и сказал:
     - Мы на лекции час как про культуру беседуем. Вот он, ее уровень…            
     - Культура – как много силы в этом слове! Мы еще об этом поговорим, проведем на следующей неделе рабочее совещание… Смех ваш, товарищи студенты, неуместен. Студент Сидоренко полгода назад, будучи снайпером группы, до подхода основных сил вместе со своим боевым товарищем удерживал натиск противника. Командованием был представлен к государственной награде. На днях в администрации города состоится награждение. – Сидоренко! Скажите курсу от себя и своих боевых товарищей пару напутственных слов студентам.
     - Мы сегодня много говорили о культуре, о ее роли в обществе. Возникла небольшая дискуссия… А мне вспомнились слова, сказанные нашим известным писателем, режиссером и актером Василием Шукшиным: «Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым». Мне показалось, что далеко не все молодые люди эти слова различают. Среди моих боевых товарищей не было ни одного богатого, но там не было и ни одного дешевого!
     Также мы обсуждали вопрос о том, а куда же ушла культура? Почему так много кругом безвкусицы, иногда – откровенного сатанизма?! На мой взгляд, наша настоящая культура в окопах. Она заняла там глухую оборону… Я надеюсь, что в самом ближайшем времени она оттуда выйдет… Извините, если что не так. Никого не хотел ненароком обидеть.
               
                апрель, 2024   


Рецензии