Ч. 5 Одни воюют, другие дружат

Предыдущая страница  http://proza.ru/2024/04/15/466

26 сентября в Нарвском заливе был торпедирован и потоплен советский танкер «Металлист». На следующий день в газете "Известия" было напечатано:

«27 сентября около шести часов вечера неизвестной подводной лодкой в районе Нарвского залива был торпедирован советский пароход "Металлист" водоизмещением до 4000 тонн.
 
Из состава команды парохода в количестве 24 человек дозорными советскими судами подобрали 19 человек; остальные 5 человек не найдены».
 
Еще через день «Известия» сообщили:

«По радиосообщению капитана советского парохода "Пионер", 28 сентября, около двух часов ночи, при входе в Нарвский залив он был атакован неизвестной подводной лодкой и был вынужден выброситься на камни в районе банки Вигрунд.
 
К месту аварии был выслан спасательный пароход ЭПРОН-а. Никто из членов экипажа не пострадал».

История с «торпедированием» двух советских судов очень мутная, напоминает некоторые события нашего недавнего прошлого, связанные с гибелью людей. Все, кто были причастны к тем «торпедным атакам», никогда ничего о них не рассказывали, отказывались что-либо об этом говорить даже спустя десятилетия.

Но эти два эпизода и состоявшийся ранее побег польской подводной лодки «Orze;», которую хотели интернировать эстонские власти,  дали повод обвинить эстонское правительство в том, что оно неспособно контролировать свои воды, а потому на территорию Эстонии  ввели уже ранее сосредоточенные у границ советские войска.

Пока продолжались боевые действия в Польше, Германия  в дополнение к пакту о ненападении от августа 1939 года,  заключила с Советским Союзом «Договор о границе и дружбе».

По этому договору все государства Прибалтики оказались в сфере советских интересов. По договорённости с советским правительством,  фашистская Германия на 37 немецких торговых судах вывезла около 65 000 балтийских немцев из Ревеля и Риги в Готенхафен.
 
Немецкие корабли совместно с армейскими батареями и железнодорожной батареей подавили последний очаг сопротивления поляков на полуострове Хела.

Перед началом войны командование ВМС Германии прекрасно понимало, что даже временного господства на море с их силами не достичь, нечего и думать о защите немецких морских путей или перехвате вражеских кораблей.
 
Многие морские офицеры считали, что война с Англией в 1914-1918 годах была ошибкой. Защита морского транспорта должна ограничиваться Балтийским морем и проливами Скагеррак и Каттегат.

Польский флот мог быть быстро уничтожен, что и случилось, а Советский Союз занимал дружественный фашистской Германии нейтралитет. Для перевозки руды можно было использовать территориальные воды внутри шхер почти до Скагеррака, как и в мирное время.

Когда началась война, у Западно-Фризских островов в 150 милях к северу установили мощное минное заграждение, благодаря которому выход из Немецкой бухты был выдвинут до широты Скау. Суда в этом районе были хорошо защищены.
 
А вот что касалось торговых судов за пределами этих обширных внутренних вод, то, кроме как дать им приказ спасаться бегством, ничего сделать было нельзя.

Многие капитаны немецких судов предприняли попытку вернуться в Германию. Около сотни грузовых судов общим  водоизмещением порядка полмиллиона тонн сумели добраться до  немецких портов, причём многие с ценными грузами.

Захваченные и поднятые со дна польские суда (канонерская лодка «Komandant Pilsudski», тральщики «Mewa», «Czajka», «Zuraw», «Rybitwa») включили в состав Кригсмарине.

В морской войне с Англией, флот которой намного превосходил германский, немецкое командование ВМС, учитывая все обстоятельства, могло сделать ставку только на подводные лодки.

Решение классической задачи войны - лишение англичан возможности использовать морские пути было нереальным из-за неравенства сил на море.
 
Единственное, что оставалось – это атака кораблей и военно-морских сил Великобритании и Франции всеми имеющимися средствами до тех пор, пока не появятся в достаточном количестве подводные лодки.

Немецкие подводные лодки, надводные корабли и авиация устанавливали мины вблизи британского побережья, а рейдеры, действовавшие в дальних морях, отвлекали на себя британский флот.
 
В октябре обе стороны несли потери авиации: Береговое командование Королевских ВВС потеряло 10 самолетов во время операций над Северным морем и Атлантикой, а немецкая военно-морская авиация потеряла за этот же период 9 самолетов.

3-го октября 1939 года на минном заграждении, поставленном англичанами у берегов Сингапура, подорвалось и затонуло норвежское грузовое судно «Hoegh Transporter».
 
Война Японии с Китаем велась с 1937 года.

Чтобы отсечь Китай от поставок сырья, Япония заключила с Великобританией соглашение, известное как «Соглашение Ариты — Крейги», по которому англичане перекрыли Бирманский и Сингапурский проливы. Это позволило англичанам избежать войны с Японией.

4-го октября 1939 года из Кингстона в Англию вышел первый большой конвой из 45 судов под охраной австралийских и британских крейсеров.

Для охоты в Южной Атлантике на тяжёлый немецкий крейсер «Admiral Graf Spee» создали восемь боевых групп из французских и британских кораблей.

Корабли воюющих сторон досматривали грузовые и пассажирские суда всех стран, часть судов после досмотра отправляли в свои порты.

В первой половине октября немцы сделали попытку группового действия подводных лодок, прообраз будущих «волчьих стай». Эту группу возглавил командир подводной лодки U-37, он же командир 2-й флотилии подводных лодок,  корветен-капитан Вернер Хартман.

Из 9-ти запланированных подводных лодок удалось развернуть только 6. Из этих шести подводная лодка U-40 подорвалась на мине и сразу затонула. Из 48 членов экипажа удалось спастись 9-ти подводникам через люк аварийного выхода в корме лодки.
 
С помощью своего аварийно-спасательного оборудования восемь из них смогли безопасно добраться до поверхности воды. Один умер при выходе из подводной лодки, а затем от переохлаждения умерли ещё пять человек.
 
Через десять часов трёх оставшихся в живых подводников заметили с  эсминца «Boreas». Оставшуюся часть войны они провели в плену.

Подводные лодки U-42 и U-45 во время атаки на конвой OB.17 потопили британские эсминцы. Осталось три подводные лодки. Командир U-37 корветен-капитан Хартман потопил 8 судов, а командиры U-46 и U-48, капитан-лейтенанты Солер и Шульце – по одному судну.

Во время атак у немцев часто происходили отказы торпед.

Экипажи немецких грузовых судов при захвате их британскими надводными кораблями пытались затопить свои суда. Но это удалось не всем. Командиры британских кораблей уводили захваченные суда в свои порты.

В октябре восьми немецким торговым судам всё же удалось пройти незамеченными сквозь блокаду между Исландией и Фарерскими островами.

Продолжение http://proza.ru/2024/04/18/886

На фотографии: удачливый подводник Хартман


Рецензии
А год какой?

Игорь Леванов   24.04.2024 19:10     Заявить о нарушении
Год был 1939-й.

Владимир Врубель   24.04.2024 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.