Когда я вспоминаю папу

                Посвящается моему папе Василию Даниловичу Крупницкому

       - Ты просто сейчас протараторила стихотворение. Прочти ещё раз, с выражением, - потребовал папа.
        Мне не терпится убежать на улицу, но он непреклонно заставляет раз за разом повторять стихотворение, которое мне и учить не нужно было, оно год назад само запомнилось, когда старшая сестра Вера зубрила его. Быть второй в семье, особенно погодкой – преимущество для школьника. Всё, что учитель заставлял выучить наизусть я уже знала заранее. Сестра обычно кропотливо, монотонно заучивала стихотворения, правила грамматики, и в моей памяти они закреплялись тут же, без усилий. Поэтому получив задание подготовить стихотворение Сурикова, я уже предвкушала, что, быстро рассказав его, убегу к друзьям, на улицу. Но не тут-то было! Сегодня вместо мамы меня прослушивал папа. А ему важно было не знание текста стихотворения, а артистизм прочтения.
- Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
        Я читаю уже медленнее, и надеюсь, что папа останется доволен. Какие-то слова выделяю, интуитивно считая их важными, другие проговариваю в одной интонации.
        - Как же скучно ты всё рассказала. Я ничего даже приблизительно не представил. Покажи мне эту деревню, покажи этот дом!
        Я произношу первый куплет широко выбрасывая руку вправо, где по-моему мнению находится деревня, потом влево, где якобы стоит тот самый дом, а для горы место остаётся впереди. Я так же рукой показываю гору.
        - Эх, дочка, чего ты руками машешь? Я же просил тебя читать с выражением.
         Папа очень огорчён. Мне одновременно хочется на улицу и порадовать его. Я снова читаю стихотворение, теперь уже включаю в работу мимику. Эмоции проявлять мне несложно, но в данной ситуации я их усиливаю до максимума. Но и это не помогает. Папе не нравится, он морщится и говорит, что я сейчас просто кривляюсь. Я снова и снова читаю стихотворение, уже не зная, что ещё добавить. Издаю звуки смеха в конце стихотворения, как клоун в цирке, но опять мимо. Наконец, папа берёт у меня учебник и глядя в текст сам читает стихотворение. И тут-то передо мной оживает картина, которую так красочно описал поэт. Волшебство какое-то!
         - Как это у тебя получилось? Я будто по-настоящему всё увидела.
         - Так ведь и я видел, тебе просто передал.
        У папы всё было просто. Просто рассказывал истории, от которых дух захватывало, просто пересказывал фильмы, да так, что можно было уже не смотреть, в его интерпретации они были намного интереснее. Легко находил на огромной карте, висевшей в детской комнате любую географическую точку. Придумывал интересные шарады, ребусы, научил весело играть в «буримэ». Так же легко можно было заставить его решить сложную задачу по арифметике, главное заинтересовать процессом. В своё время папа не доучился в школе из-за войны, а тяга к знаниям осталась. Я подходила к нему с задачей и уверяла, что решить её невозможно, неправильная какая-то. Это срабатывало. Даже не догадываясь, что делает за меня мою работу он с энтузиазмом принимался за решение задачи. Нужно было только не мешать и стоять рядом. Все свои действия он всегда комментировал. Это было не менее ярко и доходчиво. Правда, решать задачи я так и не научилась, но и математика мне в жизни не очень-то и пригодилась. А вот хитрость прижилась среди моих сестричек, они тоже пользовались ею, когда что-то не получалось решить. Кстати, папа и за маму делал домашнюю работу в вечерней школе, куда она пошла учиться, когда мы немного повзрослели. Без него она навряд ли смогла закончить обучение. Он выполнял задания по разным предметам, пока она занималась рутинными делами по дому. Причём оценки ниже четвёрки его не устраивали, он был доволен только тогда, когда за выполненную работу хвалили. Мама же, смеясь просила, чтобы не очень старался: его сочинение учитель на весь класс читает, восхищаясь манерой изложения. А мама так образно передавать мысль не умела, поэтому боялась, что заметят несоответствие.
        Утро в доме всегда начиналось с папы. Он вставал очень рано. На кухне, вдвоём с мамой они тихонько разговаривали, смеялись. Как же это было трогательно и нежно! Дети обычно спят под утро крепко, хоть из пушки стреляй! Ко мне в предутренний сон прорывался таким радостным отголоском и мамин тихий смех, и папин что-то мягко рассказывающий голос.
        Папа на кухне - отдельная песня! Всё, что он в буквальном смысле изобретал, было вроде бы просто, но при этом невероятно вкусно. У него во всём был творческий подход. Если мама готовила традиционную еду, то папа обыкновенное, известное всем блюдо умудрялся сделать оригинальным, необычным. При этом он пел! Наверное, мне передалось по наследству. Замечаю за собой, что я тоже пою на кухне. Непроизвольно, и именно папин репертуар!
        Когда я вспоминаю папу, то передо мной он всегда вместе с мамой, даже если она где-то не рядом в этот момент. Я бы никогда не поверила в легенду о двух половинках, если бы не увидела её в реальности. Мама и папа – одно целое. При всей их непохожести в характерах, они были всегда едины. И это проявлялось в первую очередь в особой энергетической атмосфере, которая, как я теперь знаю, появляется там, где живёт Любовь. Какое счастье родиться и воспитываться у любящей пары! Как я сочувствую тем, кто не знает, что это такое.
        Папе досталась тяжёлая участь пережить свою жену. На шесть лет. Но можно ли это время назвать жизнью? Так, доживал. Ни дети, ни внуки не заняли огромное пространство в его душе, принадлежащее маме. Так, как с ней он не мог разговаривать ни с кем. Хотя был очень общительным человеком, любил беседовать, спорить, обсуждать книги, фильмы. Но с мамой у них всегда был особый разговор, тёплый и важный для каждого из них. После ухода мамы он продолжал разговаривать с её портретом, который висел в их комнате у кровати. И столько тоски было в его глазах, столько боли. Жить без неё папа так и не научился. Теперь они уже навечно вместе.
Он покинул земной мир 16 апреля, в пасхальную неделю 1996 года. Светлая память тебе, родной, любимый папа!
    


Рецензии