Буддизм. Путь от восприятия к осознанности

"Путь от восприятия к осознанности: механизмы обработки информации у живых существ в рамках концепции учения Буддизма."

                ~ 1. ~

Давайте опишем процесс обработки информации, с момента восприятия до её полной осознанности и выработки отношений к ней у живого существа:

1. Восприятие информации: Процесс начинается с восприятия внешних стимулов через сенсорные рецепторы, такие как зрение, слух, осязание, вкус и запах. Это происходит на уровне скандинав, или пяти агрегатов в буддийской терминологии, которые включают формы (рецепторы органов чувств), ощущения (восприятие сенсорных стимулов), восприятие (интерпретация сенсорных данных), ментальные формации (ассоциации и классификации) и сознание (осознание происходящего).

2. Обработка информации в мозгу: Воспринятая информация направляется в мозг для дальнейшей обработки. На уровне когнитивных процессов происходит интерпретация, анализ и классификация информации на основе предыдущего опыта, знаний и ценностей субъекта. Когнитивные функции, такие как память, внимание и мышление, играют важную роль в этом процессе.

3. Формирование оценочных суждений и отношений: На основе обработанной информации формируются оценочные суждения и отношения к ней. Это может включать в себя оценку информации как положительной или отрицательной, согласно личным предпочтениям и ценностям. Культурные, социальные и эмоциональные факторы также могут повлиять на этот процесс.

4. Полная осознанность и выработка реакции: Наконец, происходит полная осознанность информации и выработка соответствующей реакции или отношения к ней. Это может включать в себя принятие решений, планирование действий, выражение эмоций или коммуникацию с окружающим миром.

Таким образом, этот процесс представляет собой последовательное движение информации от первичного восприятия через обработку и интерпретацию до полной осознанности и реакции со стороны живого существа. Он включает в себя взаимодействие различных аспектов психического опыта, таких как чувствование, мышление, эмоции и сознание, и формирует основу для нашего восприятия и взаимодействия с окружающим миром.

В буддизме концепция перерождения основана не на существовании постоянной, независимой души, но на процессе кармы и зависимого возникновения. Вот как это работает в контексте буддистского учения:

1. Карма и зависимое возникновение: Согласно учению буддизма, карма является основной причиной для перерождения. Карма - это закон причинности, согласно которому действия и мысли существа оказывают влияние на его будущие переживания и состояние. Зависимое возникновение утверждает, что все явления возникают взаимозависимо, и перерождение является частью этого процесса.

2. Пяти скандинав: В буддизме учат, что человеческое существо состоит из пяти аспектов, называемых скандинавами. Эти аспекты включают в себя тело, ощущения, восприятия, ментальные формации и сознание. Ни один из этих аспектов не является постоянной, независимой душой или самостью. О том, как пять скандинав участвуют на уровне обработки и оценки информации мы разобрали выше.

3. Процесс перерождения: Перерождение в буддизме объясняется как результат кармических причин, создаваемых действиями и мыслями существа. При смерти существа его кармические устремления и привязанности определяют его следующее воплощение. Этот процесс не требует существования постоянной души, поскольку он основан на зависимом возникновении и карме.

Поэтому, в буддизме перерождение осуществляется через зависимость от кармических причин и процесса зависимого возникновения, а не через существование постоянной души.

                ~ 2. ~

Скандхи или скандинавы (Skandhas) - это понятие из буддийской философии, которое обозначает пять аспектов или агрегатов, составляющих человеческое существо и все явления в мире в восприятии и осознании живым существом. Слово «скандха2 может переводиться с санскрита на русский язык ,как «скопление», «группа», «куча», «связка», «свёрток», «совокупность».  Эти аспекты составляют основу для понимания природы реальности и определяют процесс возникновения страдания и искупления от него в буддийском учении.

Пять скандх (панча скандхи), о которых мы расскажем, составляют совокупность граней, из которых складывается личность. Многие люди ассоциируют свою личность с неким «я», которое, в их представлении, реально существует и не изменяется.
Это глубочайшее заблуждение является главным препятствием, которое мешает им двигаться на пути к просветлению и заставляет перерождаться снова и снова в мире сансары. Привязанность к своему «я» приводит к различным негативным действиям, порождает ненужные чувства и, в конечном итоге, заставляет человека страдать.

Пять скандх включают в себя:

1. Рупа (Form/тело): Физическое тело или форма, включающая все материальные аспекты существования. Этот аспект относится к физическому телу существа или его материальной форме. Он включает все физические элементы организма - органы, ткани, жидкости, функциональные структуры на их основе, и т.д. В буддизме тело рассматривается как временное и преходящее, подверженное страданиям и изменениям.

Группа форм – рупа, физическое восприятие явлений окружающего мира при помощи шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых ощущений и посредством ума, который «засекает» ментальные объекты. Рупа – это то, что в западной философии принято называть материей.

2. Ведана (Feeling/ощущения): Ощущения или чувства, которые возникают при взаимодействии со внешним миром, включая приятные, неприятные и нейтральные ощущения. Этот аспект относится к чувственным ощущениям, которые возникают при контакте органов чувств с внешними объектами. Ощущения могут быть приятными, неприятными или нейтральными и являются основой для развития привязанностей и страданий.

Группа чувств, ощущаемых, как  приятные, приносящие удовольствие, неприятные, причиняющие боль, или нейтральные, сопровождаемые безразличием, — ведана. Чувства не подвергаются осмыслению, осознаются без эмоций, просто испытываются.

3. Санья (Perception/ восприятия): Восприятие, возникает в процессе оценки и классификации сенсорных данных, на первичной стадии при обработке информации о внешнем мире. Этот аспект относится к процессу восприятия и идентификации объектов. Он позволяет различать и распознавать различные вещи и ситуации. Восприятия формируются на основе опыта и предшествующих впечатлений.

Группа распознавания отличий: вкусное – невкусное, синее — красное и т. д. и образования представлений и понятий — самджня. Распознавание помогает «раскладывать по полочкам» всё воспринятое.

4. Санкхара (Mental Formations/ментальніе формации): Ментальные формации, которые включают в себя мысли, желания, эмоции и другие ментальные процессы, которые формируют наше поведение и реакции. Этот аспект включает в себя различные ментальные процессы и активности, такие как мысли, чувства, вожделение, ненависть, страх и так далее. Он относится к психическим и эмоциональным состояниям, которые возникают в уме существа.

Группа мотивов и умственной деятельности, ответственных за образование кармы, — самскара. Это идеи, представления, импульсы, волеизъявления, духовные налонности, опыт, которые заставляют человека действовать определённым образом, что приводит к накоплению соответствующей кармы.

5. Видьяна (Consciousness/сознание): Сознание или осознание, которое обеспечивает основу для восприятия и понимания мира, а также определяет наше понимание себя и других. Этот аспект относится к осознанию или сознанию, которое осуществляет восприятие и к более полному пониманию окружающего мира с выработкой суждений о нем. Оно обеспечивает осознание ощущений, восприятий и ментальных формаций. Виджняна является базовым элементом для формирования самосознания и чувства себя как отдельного существа.

Собственно сознание – виджняна. Оно объединяет непостоянные моменты сознания в знание о результате действий без омрачения его эмоциями.

В буддизме учат, что человеческое существо состоит из пяти аспектов или скандинав - формы (тела), ощущений, восприятий, ментальных формаций и сознания. Эти пять аспектов составляют базовый каркас человеческого существа и определяют его опыт и существование. Понимание и осознание этих пяти аспектов помогает понять природу страдания и освободиться от него. В понимании осознания пустотности (шуньятха), скандинавы являются пустыми и лишены постоянства.

                ~ 3. ~

Разберем отдельно каждый из агрегатов (скандинав) влияющих на обработку информации.

3.1. ФОРМА (физическое тело)

Понятие "форма" (рупа) в буддийской философии означает физическое тело или материальные аспекты существования. В контексте пяти скандинавов (агрегатов) форма рассматривается как один из них и обозначает физическое тело существа.
Вот более подробное объяснение того, что включает в себя понятие "форма":

1. Физическое тело: Это включает в себя все аспекты физического тела существа, такие как его органы, ткани, кости, мышцы и т. д. Форма представляет собой материальную основу, на которой базируется жизнь и активность существа в мире.

2. Внешние феномены: Форма также относится к внешним аспектам существа, которые могут быть видимы и воспринимаемы другими. Это может включать в себя внешний вид, физические характеристики, облик и т. д.


3. Функциональные аспекты: Форма также включает в себя функциональные аспекты физического тела, такие как движение, дыхание, чувственные ощущения и другие физиологические процессы.

4. Временное и изменчивое: Форма рассматривается как временная и изменчивая характеристика существования. Она подвержена процессам старения, болезни и смерти, что отражает основные аспекты непостоянства и непостоянства в буддийской концепции существования.

Таким образом, форма в контексте пяти скандинавов представляет собой физическое тело существа и его материальные аспекты, которые являются основой для взаимодействия с миром и опытом существования.

Если говорить о форме в плане строения нашего тела, то наше тело состоит из органов и систем, где каждая система может выступать в роли сигнальной при реагировании нашего организма на изменения в внешней среде и в нашем организме, кроме того на нем расположена рецетурная система (резцепторы осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения), каждый из которых имеет своё сложное строение и путь в обработке информации, начиная от момента поступления сигнала, до его обработки и классификации, а дальше и более сложных когнитивных и мыслительных формах для её оценки. Таким образом без формы работа других агрегатов становится невозможной, потому что они тесно связаны меж собой функционально и зависят от качества работы и здоровья наших органов и систем. Физическое тело, как и рецепторные системы не входит в план раскрытия нашей статьи, потому как это отдельные большие информационно пласты информации, которые мы не сможем сейчас раскрыть во всех аспектах. Единственное, что вероятно важно помнить, так это то, что наша форма это материя, которая в свою очередь при её детальном разборе на макроуровне является энергией разного вида собранной воедино (в одну завершенную форму творения) и способную осознавать себя и окружающий живое существо мир. Благодаря наличибю формы и времени, которое мы ею обладаем мы можем вести свой путь осознания себя и своего места в окружающем мире, совершенствуя поток сознания который проходит через нас и опосредовано влияет на жизнь и сознание других живых существ.

3.2 и 3.3 ВЕДАНА И САМДЖНЯ (ощущения и восприятия)

Ведана и Самджня - это два различных аспекта психической жизни человека в буддийской психологии, которые взаимодействуют и влияют на личность и поведение. Давайте рассмотрим их отличия и взаимодействие:

• Ведана (ощущения): Ведана относится к чувственным ощущениям, которые возникают при взаимодействии органов чувств с внешними объектами. Ощущения могут быть приятными (положительными), неприятными (отрицательными) или нейтральными. Например, когда мы касаемся чего-то горячего, это вызывает неприятные ощущения. Ощущения воспринимаются как прямая реакция на внешние стимулы.

• Самджня (восприятия): Самджня относится к процессу восприятия и идентификации объектов, которые вызывают ощущения. Это процесс, при котором мы распознаем и классифицируем внешние объекты на основе наших предыдущих знаний и опыта. Например, мы видим и распознаем кошку как кошку на основе наших предыдущих знаний о кошках.

Взаимодействие между веданой и самджней заключается в том, что восприятия влияют на наши ощущения, а ощущения в свою очередь влияют на наши восприятия. Наш опыт и наше восприятие окружающего мира формируются на основе как наших внутренних представлений (самджня), так и наших внешних впечатлений и взаимодействий (ведана). Например, если мы имеем положительные представления о каком-то предмете или ситуации (самджня), это может вызвать приятные ощущения при его восприятии (ведана).

Поэтому, ведана и самджня взаимодействуют друг с другом, формируя наше восприятие мира и влияя на наше поведение и реакции на окружающую среду.

В буддийской традиции чувствование (ощущение) относится к восприятию различных видов информации, таких как звуки, запахи, вкусы, ощущения тела и мысли. Восприятие этих различных видов информации происходит через соответствующие органы чувств (слух, обоняние, вкус, осязание, зрение) и воспринимается как чувственные ощущения.

Таким образом, в буддийском контексте чувствование включает в себя восприятие всех различных форм информации, которые поступают к нам через органы чувств, и включает в себя не только физические ощущения (такие как тепло, холод, боль), но и восприятие внешних объектов и мыслей.

Следует отметить, что в буддийской психологии чувственные ощущения рассматриваются как один из факторов, влияющих на психическую жизнь существа и его восприятие мира. Также важно понимать, что в буддизме акцент делается на том, что все чувственные ощущения временны и подвержены изменчивости, а привязанность к ним может быть причиной страдания.

У вас может возникнуть вопрос: как можно ощущать мысли, мысли более сложная результирующая работы нашей психики, но не на уровне ощущения, мысли не связаны с рецепторами организма на прямую и не могут давать опыт в виде чувтсвенно закрепленных восприятий и реакций – приятное, неприятное, светлое, темное, острое или кислое на запах или вкус и т.д.?

И вы окажетесь правыми, мысли как таковые не являются объектами прямого чувственного восприятия в традиционном смысле, так как они не имеют физической природы и не могут быть ощущаемы через органы чувств, как звуки, запахи или ощущения тела, т.е. взвешены рецепторными ощущениями в значимую для нас информацию об окружающем мире. Однако в буддийской традиции чувствование (ощущение) может включать восприятие не только физических ощущений, но и психических состояний, включая мысли и эмоции.

Когда говорят о восприятии мыслей или чувственных переживаний, это обычно понимается в контексте психического опыта, который может включать в себя восприятие и реакции на различные типы мыслей, включая их содержание, эмоциональную окраску и т. д. Например, мы можем осознавать наши мысли, реагировать на них эмоционально и иметь физические ощущения в ответ на эти мысли (например, чувство напряжения или расслабления).

Таким образом, хотя мысли не являются прямым объектом чувственного восприятия, в буддийском контексте понимание и восприятие мыслей рассматривается в рамках широкого понятия чувствования, включающего как физические, так и психические аспекты опыта существа.

В контексте буддийской психологии и философии существует понимание, что чувственные реакции часто возникают как результат воздействия наших мыслей, убеждений и внутренних состояний. Это означает, что наши чувственные опыты могут быть опосредованы нашими психическими процессами, такими как мысли, убеждения, воспоминания и эмоции.

Например, если мы придаем большое значение определенным мыслям или убеждениям, это может вызывать у нас определенные эмоциональные реакции и чувственные переживания. Также наши эмоциональные состояния и мыслительные процессы могут влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир и наши собственные ощущения.
Таким образом, в буддийском понимании, чувственные реакции не всегда возникают прямо и непосредственно из внешних стимулов, но часто могут быть опосредованы нашими внутренними процессами, в том числе нашими мыслями и эмоциями. Это понимание помогает нам осознать важность контроля над нашими мыслями и внутренним состоянием для достижения более гармоничных и спокойных чувственных переживаний.

   *     *    *

Чувственность (чувственное восприятие) – это процесс восприятия внешних и внутренних стимулов через чувственные органы (биологические рецепторы) и системы нашего организма. Этот процесс включает из себя восприятие различных видов информации. Восприятие происходит благодаря работе органов чувств и передаче сигналов в мозг для дальнейшей обработки и интерпретации. Чувственное восприятие является одним из первичных способов, с помощью которых мы взаимодействуем с миром вокруг нас и получаем информацию о нем. Этот процесс играет ключевую роль в формировании нашего опыта и понимания окружающей среды.
Классфификация чувствования:

1. Физиологический аспект: Чувствование включает в себя физиологические процессы восприятия различных стимулов через органы чувств, такие как звуковые волны для слуха, свет для зрения, химические вещества для вкуса и запаха, а также физические контакты для осязания.

2. Когнитивный аспект: Чувствование также связано с *когнитивными процессами в мозгу, которые интерпретируют и анализируют воспринимаемые сигналы. Это включает в себя распознавание и классификацию различных типов чувственных стимулов, а также их связь с предыдущим опытом и знаниями.

3. Эмоциональный аспект: Чувствование часто сопровождается эмоциональными реакциями на воспринимаемые стимулы. Например, приятные запахи или звуки могут вызывать положительные эмоции, а неприятные - отрицательные. Эмоциональный аспект чувствования также может включать в себя оценку и реакцию на степень интенсивности стимула.

4. Субъективный аспект: Подобно восприятию, чувствование обладает субъективным характером, поскольку оно может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта, его предыдущего опыта, ценностей, верований и эмоционального состояния.

5. Культурный аспект: Чувствование также может быть влияние культурных факторов, таких как обычаи, традиции, социальные нормы и стереотипы, которые формируют восприятие и оценку различных чувственных стимулов.
В результате мы видим, что чувствование представляет собой многогранный процесс, включающий физиологические, когнитивные, эмоциональные, субъективные и культурные аспекты. Он играет важную роль в нашем восприятии и взаимодействии с внешним миром.

* — Когнитивный аспект относится к процессам познания и мышления, которые включают в себя интерпретацию, анализ и обработку информации в мозгу. Этот аспект включает в себя различные когнитивные функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, решение проблем, анализ, сравнение, абстракция и т. д.
В контексте чувствования, когнитивный аспект включает в себя способность интерпретировать и анализировать воспринимаемые чувственные стимулы, присваивать им смысл и связывать с предыдущим опытом и знаниями. Например, при восприятии нового предмета или события человек может активировать когнитивные процессы, такие как распознавание, сравнение с аналогичными ситуациями, ассоциации с предыдущим опытом и т. д., чтобы понять его значение и значение.
В результате, когнитивный аспект чувствования помогает субъекту не только реагировать на внешние стимулы, но и понимать их смысл и значение на уровне мышления и познания.

У вас закономерно может возникнуть вопрос: Чем же тогда восприятие отличается от когнитивного аспекта, если они оперируют идентичными наборами для классификации и интерпретации? Тогда получается, что это одно и тоже, и не значит ли это что восприятие это надстройка системы чувств?

Восприятие и когнитивный аспект действительно тесно связаны и часто работают вместе при обработке информации. Давайте рассмотрим основные различия между ними:

• Восприятие: Восприятие в основном относится к начальному этапу обработки информации, который происходит на уровне сенсорных рецепторов и первичных чувственных областей мозга. Это процесс восприятия внешних стимулов через органы чувств, таких как зрение, слух, осязание, вкус и запах.

• Когнитивный аспект: Когнитивный аспект включает в себя более сложные процессы обработки информации, которые происходят на более высоких уровнях мозга. Это включает в себя интерпретацию, анализ, сравнение и ассоциации с воспринимаемыми стимулами, а также связь с предыдущим опытом, знаниями и ценностями.

Таким образом, можно сказать, что восприятие - это более прямой и первичный процесс, который представляет собой начальную фазу обработки информации, когда информация поступает от органов чувств к мозгу. В то время как когнитивный аспект - это более сложный процесс, который включает в себя более высокие когнитивные функции, такие как мышление, анализ и интерпретация, и обычно происходит на более поздних стадиях обработки информации.

Восприятие и когнитивный аспект можно рассматривать как взаимосвязанные, но все же разные аспекты обработки информации, которые работают вместе для создания нашего восприятия и понимания окружающего мира.

Чтобы убрать возможную путаницу, давайте уточним. Давайте уточним взаимосвязи и различия:

• Восприятие как часть когнитивного процесса: Восприятие можно рассматривать как первичную стадию когнитивного процесса, где информация извлекается из внешнего мира через сенсорные органы и обрабатывается в мозге. На этой стадии происходит фильтрация, интерпретация и первичная организация информации для дальнейшей обработки. Таким образом, восприятие является неотъемлемой частью когнитивной деятельности, поскольку информация из внешнего мира не может быть обработана без ее предварительной восприятии.

• Различие между восприятием и когнитивным аспектом: Хотя восприятие и когнитивные процессы переплетаются, они обычно описываются на разных уровнях анализа. Восприятие чаще всего ассоциируется с более прямыми и непосредственными процессами обработки информации на уровне сенсорных рецепторов и первичных чувственных областей мозга, в то время как когнитивные процессы относятся к более сложным функциям высших уровней обработки информации, таким как мышление, анализ, сравнение и принятие решений.

Теперь становится ясным, что восприятие и когнитивные процессы работают вместе для создания нашего опыта и понимания окружающего мира, но они обычно описываются на разных уровнях исследования и анализа.

Вы сейчас вероятно скажете: тогда получается что когнитивные процессы по сути являются часть процессов мышления и сознания?

Да, всё верно. — Когнитивные процессы действительно связаны с мышлением и сознанием. Они представляют собой различные аспекты обработки информации в мозге, которые позволяют нам понимать, анализировать и принимать решения на основе полученной информации.

Мышление включает в себя более широкий спектр когнитивных функций, таких как абстрактное мышление, решение проблем, планирование, оценка и т. д. Когнитивные процессы, такие как внимание, память, восприятие, язык и т. д., служат основой для этих высших функций мышления.

Сознание, с другой стороны, это более общее понятие, описывающее наше осознание себя, окружающего мира и наших мыслей и переживаний. Когнитивные процессы играют ключевую роль в формировании и функционировании сознания, поскольку они позволяют нам воспринимать и интерпретировать информацию, которая составляет основу нашего опыта и осознания.

Таким образом, когнитивные процессы являются важной частью процессов мышления и сознания, поскольку они обеспечивают нам способность понимать и взаимодействовать с миром вокруг нас.

   *     *    *

Восприятие - это процесс интерпретации и понимания информации, поступающей от внешнего мира через органы чувств. Оно включает в себя обработку сенсорных данных и присвоение им смысла на уровне сознания. Давайте рассмотрим основные характеристики и толкование восприятия:

1. Процессуальный аспект: Восприятие представляет собой активный процесс, включающий в себя взаимодействие между внешними стимулами и внутренними процессами обработки информации в мозгу. Этот процесс может варьироваться в зависимости от различных факторов, включая контекст, ожидания, предыдущий опыт и эмоциональное состояние.

2. Интерпретационный аспект: Восприятие включает в себя интерпретацию сенсорных данных и их преобразование в осмысленные представления о внешнем мире. Это включает в себя процессы распознавания, классификации, сравнения и ассоциации, которые позволяют субъекту понять и оценить воспринимаемую информацию.

3. Субъективный аспект: Восприятие обладает субъективным характером, поскольку оно зависит от индивидуальных особенностей субъекта, его предыдущего опыта, ценностей, верований и ожиданий. Один и тот же внешний стимул может вызывать различные реакции и впечатления у разных людей.

4. Конструктивный аспект: Восприятие не является простым копированием внешних стимулов, а скорее представляет собой конструктивный процесс, в котором субъект активно создает свое внутреннее представление о мире на основе имеющихся данных и собственного опыта.

Подытожим. — Восприятие представляет собой сложный и многогранный процесс, который играет ключевую роль в нашем взаимодействии с окружающим миром и формировании нашего опыта и понимания.

   *     *    *

У вас может возникнуть закономерный вывод: таким образом восприятие это процесс интерпретации и классификации на основе ассоциативного и накопленного опыта о субъектах восприятия?

Да, это правильное суждение. Восприятие действительно включает в себя процесс интерпретации и классификации информации на основе ассоциативного и накопленного опыта субъекта восприятия. Вот некоторые ключевые аспекты этого процесса:

1. Интерпретация: Субъект восприятия интерпретирует входящую информацию с помощью существующих знаний, опыта и предположений. Например, при виде объекта или ситуации человек может мгновенно присвоить ему определенные характеристики или значения на основе своего предыдущего опыта.

2. Классификация: Восприятие включает в себя классификацию воспринимаемой информации на основе различных критериев, таких как форма, цвет, размер, звук и т. д. Эта классификация позволяет субъекту организовать воспринимаемый мир и понять его структуру.

3. Ассоциации: Восприятие также включает в себя активацию ассоциативных связей в мозгу, которые помогают субъекту связать воспринимаемую информацию с ранее полученными знаниями и опытом. Например, при виде предмета человек может мгновенно ассоциировать его с определенным контекстом или эмоциональным опытом.
Таким образом, восприятие не просто передача сенсорных данных от органов чувств к мозгу, но скорее сложный процесс, в котором субъект активно взаимодействует с воспринимаемым миром, используя свой предыдущий опыт и знания для интерпретации и понимания информации.

   *    *    *

3.4. и 3.5. МЕНТАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ И СОЗНАНИЕ

Чувствование, осознание и мышление - это различные аспекты психической активности человека, которые выполняют разные функции. Вот как они отличаются:

1. Чувствование (ощущение):
Чувствование относится к первичным чувственным восприятиям, которые возникают при контакте органов чувств с внешними объектами или внутренними состояниями организма. Например, это может быть ощущение тепла, холода, боли, приятности или неприятности.

Чувствование обычно происходит без участия мысли или осознания. Это простая реакция организма на внешние стимулы.

2. Осознание:
Осознание относится к процессу восприятия и понимания окружающего мира, включая восприятие внешних объектов, событий, своих собственных состояний и мыслей.
Осознание включает в себя более высокие когнитивные функции, такие как внимание, восприятие, распознавание и интерпретация информации.

3. Мышление (думание):
Мышление относится к процессу формирования мыслей, идей, концепций и суждений на основе восприятия и осознания.

Мышление включает в себя использование логики, рассуждений, анализа, синтеза и творческого обдумывания информации для решения проблем, принятия решений и планирования действий.

Таким образом, осознание и мышление являются более сложными и высокоуровневыми психическими процессами по сравнению с чувствованием, которое обычно происходит на более примитивном уровне без участия мысли или осознания.

Подытожив сказанное. Можено сделать вывод: могжно сказать что из пяти агрегатов (скандинав) сознание тесно связано с восприятием, а ментальные формации с чувствами? И это правильное понимание.

В буддийской психологии существует тесная связь между пятью агрегатами (скандинавами) и различными аспектами психической жизни, в том числе между сознанием и восприятием, а также между ментальными формациями и чувствами.

1. Сознание и восприятие: Сознание (виджняна) и восприятие (санкхара) тесно связаны друг с другом. Сознание обеспечивает осознание восприятий и чувственных ощущений, а восприятие интерпретирует входящую информацию и помогает субъекту распознать и классифицировать внешние объекты. Таким образом, восприятие влияет на сознание, определяя его содержание и направление.

2. Ментальные формации и чувства: Ментальные формации (санкхара) и чувства (виджняна) также взаимосвязаны. Ментальные формации включают в себя различные ментальные процессы, включая мысли, эмоции, намерения и привязанности. Эти ментальные формации в значительной степени определяют эмоциональный и психологический опыт существа. Чувства, в свою очередь, являются реакцией на внешние и внутренние стимулы и могут быть вызваны ментальными формациями. Например, если у существа возникает мысль о чем-то приятном, это может вызвать приятные чувства.

Таким образом, между пятью агрегатами (скандинавами) существует сложная взаимосвязь, и каждый из них играет определенную роль в формировании психической жизни существа.

Ментальные формации (санскр. samskara) и сознание (санскр. vijnana) - это два различных аспекта психической жизни в буддийской психологии, которые тесно взаимосвязаны. Давайте разберем их отличия и взаимосвязь:

• Ментальные формации (санскр. samskara):
Ментальные формации относятся к ментальным процессам, включая мысли, эмоции, намерения, желания, убеждения и привязанности. Они являются результатом прошлых действий и опыта существа и формируют его характер, личностные черты и поведение.
Ментальные формации могут быть как осознанными (когда мы осознаем свои мысли и эмоции), так и неосознанными (когда они возникают автоматически, без осознания).
В буддийской психологии ментальные формации рассматриваются как одно из ключевых звеньев, определяющих сознание и опыт существа.

Ментальные формации (санкхара) в буддийской философии относятся к ментальным процессам и образам, которые возникают в уме существа. Эти формации включают в себя мысли, желания, эмоции, представления и другие аспекты психической активности, которые формируют наше поведение и опыт.

Вот более подробное объяснение ментальных формаций:

1. Мысли: Это концепции, идеи и представления, которые возникают в уме существа. Мысли могут быть связаны с прошлым, настоящим или будущим, и они играют важную роль в формировании наших взглядов, убеждений и решений.

2. Желания и намерения: Ментальные формации включают в себя желания, стремления и намерения, которые мотивируют наше поведение и действия. Это может включать в себя желание достижения определенных целей, удовлетворения потребностей или избегания страданий.

3. Эмоции: Ментальные формации также включают в себя эмоции и чувства, такие как радость, гнев, страх, печаль и т. д. Эти эмоции могут возникать в ответ на различные события и стимулы и оказывать влияние на наше поведение и реакции.

4. Представления и убеждения: Это образы и представления о мире, себе и других людях, которые формируются на основе нашего опыта, обучения и культурных влияний. Представления и убеждения могут оказывать существенное влияние на наше восприятие и взаимодействие с миром.

Ментальные формации играют ключевую роль в формировании нашего опыта и сознания, поскольку они определяют наши мысли, эмоции, желания и поведение. Понимание этих ментальных процессов помогает нам лучше понять природу нашего ума и путей преодоления страданий в буддийском учении.

• Сознание (санскр. vijnana):
Сознание относится к процессу восприятия и осознания окружающего мира. Оно обеспечивает осознание восприятий, ощущений, мыслей и эмоций, возникающих в уме существа.

В буддийской психологии сознание рассматривается как процесс, который возникает в ответ на стимулы из внешнего мира и из внутреннего мира ума.

Сознание (видьяна) в рамках пяти скандинавов в буддийской философии относится к процессу восприятия и осознания окружающего мира. Это включает в себя осознание сенсорной информации, понимание смысла и значения этой информации, а также формирование восприятий о себе и окружающем мире.

Вот более подробное объяснение сознания:

1. Восприятие сенсорной информации: Сознание играет ключевую роль в восприятии информации, поступающей через наши сенсорные органы, такие как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Это включает в себя восприятие окружающего мира через зрительные образы, звуковые волны, запахи, вкусы и текстуры.

2. Интерпретация и понимание: Сознание также включает в себя процессы интерпретации и понимания сенсорной информации. Это включает в себя осознание смысла и значения воспринятой информации и формирование представлений и восприятий о мире на основе этого понимания.

3. Осознание себя и других: Сознание также включает в себя осознание себя и других существ. Это включает в себя осознание своего существования, своих мыслей, эмоций и действий, а также осознание других существ и их опыта.

4. Реакции и рефлексии: Сознание также включает в себя реакции и рефлексии на воспринятую информацию. Это может включать в себя эмоциональные реакции, мысленные ассоциации, рефлексивные действия и другие формы ответного воздействия на окружающий мир.

Сознание играет важную роль в нашей способности взаимодействовать с миром и формировать наше понимание реальности. Оно является ключевым аспектом нашего опыта и существования в буддийской философии и играет важную роль в формировании наших переживаний, убеждений и поведения.

Взаимосвязь между ментальными формациями и сознанием заключается в том, что ментальные формации формируют содержание и качество сознания. Мысли, эмоции, намерения и убеждения, которые возникают в уме существа как ментальные формации, определяют его восприятие и осознание окружающего мира. Например, если существо испытывает негативные эмоции, такие как гнев или страх, это может искажать его восприятие и создавать негативный опыт. Таким образом, ментальные формации и сознание взаимодействуют друг с другом, определяя опыт и поведение существа.

             ~ 4. ~

Изображения пяти будд с разными цветами часто ассоциируются с пятью скандхами в буддийской традиции, хотя это не всегда имеет однозначное толкование. Вот одно из возможных объяснений:

Цвета и их ассоциации:

1. Желтый Будда: ассоциируется с формой (рупа), физическим телом или материальным аспектом существа.
2. Красный Будда: связан с ощущениями (видьяна), т.е. восприятием сенсорной информации.
3. Зеленый Будда: относится к восприятиям (самджня), т.е. интерпретации и классификации воспринимаемой информации.
4. Синий Будда: связан с ментальными формациями (санкхара), т.е. ментальными процессами и образами, которые возникают в уме существа.
5. Белый Будда: ассоциируется с сознанием (видьяна), т.е. осознанием и восприятием окружающего мира.

Соотношение с пятью скандхами:

• Форма (рупа) - физическое тело существа (желтый Будда).
• Ощущения (видьяна) - восприятие сенсорной информации (красный Будда).
• Восприятия (самджня) - интерпретация и классификация информации (зеленый Будда).
• Ментальные формации (санкхара) - ментальные процессы и образы (синий Будда).
• Сознание (видьяна) - осознание окружающего мира (белый Будда).

Эти ассоциации могут варьироваться в различных традициях буддизма и могут иметь различные интерпретации в зависимости от школы или культурного контекста. Однако, в целом, они служат для визуализации и понимания основных аспектов человеческого существования и его отношения с миром.

* * *

На иллюстрации Будда-Амидабха (изначальный Будда). Ади Будда — Будда , у которого нет ни начала, ни конца, — это Ади Будда. Он обладает бесконечным существованием, созданным самим собой и представляющим себя в голубом пламени, исходящем из лотоса.

Великая ступа долины Катманду , Сваямбунатх, посвящена Ади Будде. Концепция Ади Будды была впервые признана группой Калачакры Яны секции Ваджраяны , которая принадлежит ветви буддизма Махаяны . Ступа, расположенная на холме Сваямбху недалеко от Катманду, считается Ади Буддой. Легенда, изложенная в «Сваямбху Пуране», гласит, что Ади Будда изначально был виден в форме пламени.

Говорят, что Ади Будда был воплощением символа пустоты и инициатором пяти видов медитации.

* * *

Если вы дошли до этого места, то благодарю за прочтение! Надеюсь материал был вам полезен, потому что вскрывает ряд вопросов, которые возникают у каждого и дает на них ответ с позиции буддизма, а также отвечает на вопросы, почему я всегда называл буддизм, как учением что одно из первых наиболее полно рассмотрело психологию восприятия живых существ. Если вы нашли, какие-то неточности и агрехи, пишите мне в личку, мои познания ни есть истиной в последней инстанции и возмоэжно этот материал может кто-то дополнить или наоборот изложить более кратко и лаконично, но я старался следавать в рамках обозхначенной темы, чтобы раскрыть все составляющие, что её образуют.

Спасибо, за внимание! Пусть в вашем сердце пребывает мир, любовь и сострадание! Пусть ваши слова и дела будут осознанны в оказании милосердия живым существам, а ваши возможности делать добро не оскудеют.

(в процессе написания и редактирования, что-то может быть изменено...)


Рецензии