Когда боги спали. Лагерные хроники

(Из записей Марка Неснова)

Мой добрый и душевный приятель - осетин Жора Камурзаев часто говорил особо наглым людям:
-Ну, не может же быть так, что одному всё время праздники, а другому постоянно несчастья.
Должно же быть в мире какое-то равновесие.

Трудно не согласиться с мудрым человеком.

Но ко мне понимание этой истины пришло намного раньше знакомства с Георгием Александровичем.

В 1968 году меня с простреленными грудью, рукой и поломанными  рёбрами привезли в Шепетовскую железнодорожную больницу.
Шепетовка - родина Павки Корчагина.
Это для тех, кого в школе не заставляли читать *Как закалялась сталь*.

Для меня и второго раненного подельника по побегу Витьки Кутищева выделили отдельную палату в конце коридора и посадили двух солдатиков
 нас охранять.
Витька, профессиональный шулер и наглец, сразу обыграл солдатиков в карты, простил им долги, и мы подружились.
Со всей больницы к нам с авоськами шли сердобольные больные и уже тогда Жорин постулат проник в моё сознание накрепко.
Как пелось в известной песне:*После радостей неприятности по теории вероятности.*
Только у нас с Витькой было всё наоборот. После долгого периода неприятностей наступило недолгое время благоденствия и покоя.

Хотя в этой же больнице мне встретился человек, судьба которого была жестоким исключением из этого правила.

Пули особого вреда мне не причинили, и через пару дней я уже ползал по коридору возле палаты с помощью какого-нибудь больного.
На большее здоровья не было, а потому охранники не возражали.

Мы отъедались давно забытыми деликатесами и развлекали публику разными байками и историями.
Палата напротив нашей охранялась обычным милиционером.
В ней с ожогами лежала молодая женщина. Поражено у неё было процентов семьдесят кожи.
А поскольку ожогового центра, да и серьёзных специалистов не было,
надежд на её спасение не оставалось никаких.
Врачи снимали ей боли наркотиками и это всё, что было в их силах.
Рассказывали, что она сожгла целую семью вместе с домом и пострадала сама.
Звали её Ольга, и больше о ней ничего не было известно.

Она ни с кем не разговаривала, а потому лежала одна, ожидая неминуемого конца.
Милиционер ничего не имел против моих к ней визитов, и я время от времени заходил к ней, отвлекая своей болтовнёй от боли и горестных мыслей.
Наверное, моё положение и вид вызывали у неё какое-то доверие, и однажды она обратилась ко мне с просьбой.
Никому больше она, видимо, довериться не могла, а важный для себя вопрос  нужно было перед смертью решить.

Ей  необходимо было передать весточку своим детям, которых она давно не видела и сообщить, что она их всегда любила и никогда не забывала.
Просила об остальном им не сообщать, а написать, что она просто умерла.

Просьба была для лагерной жизни обычная, а вот содержание вызвало у меня любопытство и интерес.
Я заучил адрес и текст послания, несколько раз повторил ей и поклялся своими родителями, что при первой же возможности отправлю тайно и с гарантией это письмо. Она успокоилась.

Следователь пару раз к ней приходил, но толку не добился и, наверное, просто ждал справку о смерти преступницы, чьей фамилии и адреса он так и не мог установить.
Однажды она сама, задыхаясь, начала мне рассказывать свою историю.
Наверное, ей нужно было выговориться перед смертью.
Из её, не всегда связных и членораздельных, предложений я понял смысл её невероятной истории и попытаюсь её изложить, как сумею.

Когда из армии вернулся её парень, она была беременна от другого и собиралась за того замуж.
Но отец ребёнка её бросил, и прежний ухажёр уговорил её снова к нему вернуться.
Жили они сначала неплохо, но года через три, после рождения второй, уже общей дочери, муж начал пить и избивать Ольгу.
Так продолжалось пару лет, когда она в одной из драк, отбиваясь, ударила его бутылкой по голове и убила.
Обнаружив, что сердце у мужа не бьётся, она в панике выскочила из дома и побежала, куда глаза глядят, благо дети были у стариков.

Она  не помнила, сколько пробежала и прошла, когда её подобрала на *Москвиче*семейная пара и повезла к себе домой в Хмельницкую область,
в село.
Ехали они из Киева, где продавали клубнику со своего участка.
Поселили они Ольгу во времянке и она стала помогать  по хозяйству.
Они же обещали её не выдавать, если она не будет выходить со двора.

Она целыми днями работала, но была довольна, что не сидит в тюрьме.

Однажды хозяин сообщил ей, что он был в её районе и узнал, что она объявлена за убийство во всесоюзный розыск, поэтому должна сидеть тихо.

После этого он прижал её к себе и потащил на кровать. Она же боялась возражать и сопротивляться, потому что альтернативой была тюрьма на многие годы.
С тех пор он стал к ней заходить регулярно, а хозяйка делала вид, что ничего не замечает.
После очередного застолья, хозяин привел во времянку своего кума и они оба, по очереди, ей попользовались.
После этого уже почти все гости заглядывали к ней во времянку с согласия хозяина, а Ольга молчала, потому что хозяин уже недвусмысленно намекал, что просто так держать он её не будет, хотя работала она, сколько хватало сил.
Так продолжалось несколько лет.

Ольга обнаружила, что беременна и стала спрашивать совета у хозяйки, что ей делать.
Та была подвыпившая и посоветовала Ольге сбежать к себе домой, потому что муж её жив и здоров, а ей она уже надоела со своим *****ством*.

Для Ольги это был удар, который пережить  она не смогла.
Она решила покончить с собой, а заодно и сжечь этих гадов.
После очередной пьянки, когда по дому валялось человек шесть членов семьи и их родственников, Ольга закрыла двери, облила всё бензином и подожгла.
Когда всё заполыхало, она испугалась и выпрыгнула в окно, в уже горящей одежде.
Помнит, что  тушила себя в бочке с дождевой водой, а дальше уже  ничего и в памяти и нет.

Она устала и замолчала.
Наутро она умерла.

Письмо мне удалось отправить только из лагеря года через полтора.
Хотелось без прокола.
А потом эта история закрылась многими  другими, не менее драматичными событиями.

Лет через двадцать в нашу ленинградскую квартиру позвонила женщина.
Это оказалась Ольгина дочь, которая через мою мать, адрес которой я когда-то сообщил, разыскала меня и приехала узнать подробности.

Я  рассказал, что Ольга поверила в смерть мужа и скрывалась, пока не попала в аварию и не погибла.
Ни о чём другом я не рассказывал.

Отец же, по словам дочери, всё время считал, что Ольга его бросила и убежала с другим, а когда получили моё письмо, запил и уже не просыхал.
Вскоре он умер. Вернее утонул на реке. Тёмная была история.

Детей вырастили бабушка и дед.

На прощание я сказал Вере, что мама только и думала о детях и очень страдала перед смертью.
- У вас была хорошая мать. И вы можете ей гордиться.
Женщина была благодарна мне за эти слова.
Наверное, она ждала их всю свою жизнь.
            


Рецензии
История поучительная.
Паскудство семейной пары на "Москвиче" проявилось не сразу. Их доброта по укрытию "преступницы" потихоньку переросла в безмерную эксплуатацию добровольной рабыни. А уж домогательство рабовладельца даже на Кавказе предосудительно. Сбежала бы, глупая, от таких "добродетелей"! Обмана не перенесла, отомстила по беспределу козлам хохло-панам. Клубника вышла им боком. А водка и тем более.
Так выпьем! Хотя бы за то, чтобы не думать о том, что жизнь пошла прахом! Чтобы не было мучительно больно за бесцельно пропитые годы, когда пламя охватит наше проспиртованное тело! Чтобы не жёг позор за (забыл, как там, в финале романа "Как закалялась сталь"?).

Владимир Деев 2   17.04.2024 18:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.