Трогательная кнопка

     Кто стучится в дверь ко мне
     С толстой сумкой на ремне...
          С.Маршак. Почта

Художественное оформление входного бытового устройства выражает стремление к визуальной социализации по соседству с анонимными дверями других квартир... Хотя существует и нежелание «быть пронумерованным» – естественная защитная реакция людей на тотальную цифровизацию. Так что «Трогательная кнопка» – уже пост-архаичный элемент обжитого социалистического города, исчезающего в процессе профессионального обновления (так называемой «реновации») старых кварталов. Отчасти в рукотворном оформлении кнопки выражена забота ещё о прежних «государственных» почтальонах «с цифрой 5 на медной бляшке», хотя по факту – о пришедших им на смену или на подмогу «фирменных» курьерах. Ибо именно они, с эпохи пандемии (начало 2020 года) до нынешних дней стучатся в двери, став субъектами живой взаимосвязи «узников»-горожан с внешним миром.

В рукотворном оформлении стандартной кнопки* проглядывают этапы информационного насыщения – попробуйте угадать их сами. Можно было бы называть этот арт-объект «вернакулярным», применив урбанистический термин, старающийся поглотить понятие «наивного искусства». Однако в случае с кнопкой хочется именно присоединить к народному дизайну соответствующее многозначительное название. Почему бы наряду с модным научным термином «вернакулярный» не применять более художественное и одновременно социальное слово «трогательный», которое объединяет собой смыслы «наивный» и «рукотворный»?

Что касается современной жилой застройки, есть надежда, что её «трогательное» обживание так же, как и прежде будет доступно городским обитателям. По крайней мере интерес к этому явлению не исчезает, в том числе со стороны профессионалов.**
 
     16.04.2024

     * Кнопка для проводного звонка ЭРА D1 C0039669 и сегодня в продаже.

     **Как рецензент публикации на эту тему (в сфере благоустройства), могу порекомендовать монографию выпускницы родного Нижегородского Архитектурно-строительного Университета Кругловой О.П. «Социальные основы архитектурно-ландшафтного формирования среды». Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. – 218 с. ISBN 978-5-528-00321-4.


Рецензии
Что касается законного нежелания "быть пронумерованным" или оцифрованным (уже достаточно почтальона "С цифрой 5 на медной бляшке") - оно усиливается естественным раздражением граждан в связи с присвоением бездушным роботам живых человеческих имён, наделения их аутентичной внешностью, голосом... Такое "введение в заблуждение" явно и давно должно быть остановлено на законодательном уровне.

Поэтическую интерпретацию этой темы можно посмотреть здесь: http://stihi.ru/2022/12/09/2146

Константин Савкин   18.04.2024 22:22     Заявить о нарушении