Юлька-пулька и Паучиха

Любимая Юлькина игра - футбол с мальчишками. Она - самый лучший нападающий в их нехитрой команде. Может резко отвести мяч или даже своим коронным движением затормозить, упасть и проскользнуть меж ног зарвавшегося пацана вместе с мячом. Но это тогда, когда уж совсем выхода нет...
Два тонких хвостика по бокам, веснушчатый курносый нос, старенькие джинсы на тонких ногах и кофтёнка - вот и вся Юлька. Мальчишки уже привыкли к сорванцу-девчонке в своей компании и называют её не иначе, как Юлькой-пулькой. Она и не обижается на этих дурачков, тем более, что это ну прямо вот про неё.
Юлькина мама работает на заводе, днями пропадая в цехе, стараясь обеспечить дочь всем необходимым, ну а Юлька предоставлена самой себе. Нет, она конечно маме помогает - в квартире порядок навести, в магазин сходить, чего-нибудь там нехитрое приготовить. Мама придёт с работы уставшая, обнимет Юльку: "Помощница ты моя!", а та глаза прячет - ох придут, придут соседки жаловаться - вот сегодня мяч залетел на клумбу, на которой противная тётя Клава из их подъезда с голосом почище, чем иерихонская труба, сажает цветы. Юльке пришлось немного наступить на ту клумбу, та уже и развопилась, как раненый вепрь, да так, что поставила на ноги весь подъезд.
Или вот вчера - мяч нечаянно залетел в окно первого этажа и упал аккурат в кроватку к младенцу. Ну и что, что младенца там не было, он в это время лежал в коляске около лавочки, на которой точила лясы его мать с такими же молоденькими соседками. От этого полёта мяча у мамаши случился обморок, хотя чего было падать - младенец-то не в кроватке...
Соседки маме часто выговаривают: "И что у тебя, Зина, за пацан в юбке растёт? Все девки, как девки, а эта с пацанвой за мячом бегает. Ни платьев у ей, ни юбок, всё в штанах, тьфу!" Мама только улыбается, знает - не переделать Юльку...
В школе Юлька тоже спуску не даёт пацанам, да и девчонкам. Моднице Наташе, которая как-то назвала её безотцовщиной, на переменке осторожно прилепила жвачку аккурат к корням волос - пришлось Наташе отрезать одну длинную белокурую прядку. А когда волосы начали отрастать, то этот отрезанный клочок смешно топорщился и все называли Наташу индюшкой. Вот смеху-то было! Та, конечно, поняла, чьих шаловливых рук дело, но сделать ничего не могла, когда пожаловалась родителям и те пытались Юльку "допросить", девчонка сделала невинные глаза и заявила, что она к Наташе и близко не подходила.
Учится Юлька на четвёрки - уроки сама делает, хотя и не понимает, зачем та учёба ей нужна - она же в футбол хочет играть, а не быть какой-нибудь там учительницей или профессоршей.
Об отце Юлька и не думает. Спросила как-то раз у мамы, та только улыбнулась грустно, да сказала, что отец её хорошим человеком был, но умеr. Юлька с тех пор в голову не брала, хотя пацаны авторитетно ей заявляли, что "все мамы так говорят, когда скрывают что-то". Но Юлька об этом вскоре забыла - у неё другие дела-заботы.
Вот например в седьмом классе в школу назначили нового завуча, тётку вроде не старую ещё, но злющую, как стая цепных псов. Она в первый же день столкнулась с Юлькой, когда та в коридоре с девчонками в "резиночку" прыгала. Споткнулась тогда Юлька и упала прямо под ноги к "завучихе". Та её молча за ухо с пола подняла, да поволокла в кабинет директора.
С тех пор Юльке стало казаться, что эта Ирэна Карловна только её одну и видит. То и дело слышится: "Климова, не бегай!", "Климова, что ты скачешь, как конь, когда уже повзрослеешь!", "Климова, завтра родителей к директору!"
А потом она начала у них русский язык вести, и как бы Юлька не старалась, насколько бы хорошо уроки не делала - из троек по русскому не вылазила, хотя раньше у неё одни четвёрки-пятёрки были. Подошла она как-то к этой "паучихе", как прозвала её про себя, и смело глядя в глаза, спросила:
-Вы за что меня ненавидите? Что я вам сделала? Из-за того, что в первый день под ноги к вам свалилась?
Смешалась завуч, строго на Юльку посмотрела, причёску свою ввиде башни накрученной поправила и как заверещит:
-Климова, ты совсем совесть потеряла, ты как разговариваешь со мной, сопля?!
Тут Юлька не выдержала:
-Вы... Вы... Вы точно паучиха!
И кинулась бежать по коридору, слыша где-то там, за собой, громкий вопль:
-Чтооо! Вот мерзавка какая!
В первый раз за свою сознательную жизнь Юлька горько плакала дома и просила мать перевести её в другую школу. Мама, как могла, дочку утешала, но Юлька от всех этих переживаний слегла в постель и проболела целую неделю. А когда пришла в школу, то заметила, что завуч ведёт себя с ней потише, но всё так же строго и неприступно, везде только одно и слышится - Климова, да Климова.
"Мама, что ли, поговорила с ней?" - подумала Юлька про себя. Потом она стала замечать, что эта строгая "паучиха" порой как-то странно смотрит на неё - с ненавистью, неприязнью, а то и с каким-то интересом... С чего бы это? Ну с чего эта странная женщина в модных туфлях и отлично сшитых костюмах, которым завидуют все девчонки, должна её ненавидеть?
А как-то раз,будучи уже в девятом, Юлька возвращалась с матча, на котором они "резались" с соседним двором, и увидела маму и завуча. Они стояли на остановке, мимо них пролетали машины, обдавая весенней шугой из-под колёс, они этого не замечали и продолжали самозабвенно ругаться, махая руками и жестикулируя.
Юлька подошла ближе, чтобы послушать, но из-за шума проезжающих машин услышала только: "Да как ты могла?" и всё, больше ни слова. Вышла она из-за остановки и подошла к маме, вопросительно глядя на неё и "паучиху".
Мама как-то сразу смешалась, побледнела, чуть ли не за сердце хватается, сказала только:
-А, доча!
А завуч кивнула строго своей причёсанной головой, сказала сухо: "До свидания" маме и ушла, шлёпая модными красными сапогами прямо по лужам. Юлька повернулась:
-Мам, вы чего ругались? Чего она хотела? И почему на "ты" к тебе?
Мама махнула рукой:
-Но она же учитель твой. Встретились случайно, поговорили о тебе, о твоих успехах.
-Поговорили?! - возмутилась Юлька - ничего себе, разговорчики! Да она тебя чуть не ударила, я же видела!
Мама как-то смешалась, захихикала:
-Да ты что, дочка! Показалось тебе. А на "ты", так, случайно у неё вылетело... Не бери в голову.
Юлька только и мечтала, чтобы школу поскорее закончить, да не видеть больше эту противную Ирэну Карловну. Еле-еле дождалась выпускного.
На празднике завуч очень тепло всех поздравляла, подходя к каждому выпускнику, улыбалась, руку жала, некоторых девочек обнимала даже. К ней, к Юльке, подошла, сказала своё сухое: "С выпускным, Климова!", глазами своими остренькими зыркнула и ушла. Юлька вздохнула облегчённо - слава богу, больше она эту "паучиху" не увидит. Сколько слёз она из-за неё пролила, сколько переживала из-за этой странной, чужой тётки...Что же, уйдёт она сейчас, эта "паучиха" себе новую жертву выберет для гнобления, Юлька даже и не сомневалась. Такие тётки без этого не могут...
Юлька успешно поступила в местный институт на спортивный факультет - в том, что она поступит, никто и не сомневался. Не футбол, конечно, гонять, но тоже неплохо. Надо сказать, к тому времени Юлька превратилась в довольно симпатичную девицу и в брюки одевалась не чаще, чем в платья или юбки. Стройная, волосы с рыжиной, озорные "конопушки" так и остались на лице и глазищи под пушистыми ресницами... Много кто из соседских парней пытался за ней ухаживать, но она всем давала от ворот поворот, ждала "своего", по её словам, человека.
Так и влюбилась в однокурсника, да и он дня прожить не может без Юльки. Еле дотерпели, пока пятый курс закончат, будущий муж-то из хорошей семьи - мать, отец, бабушка, собрались всем миром, с Юлькиной матерью скооперировались и молодым свадьбу устроили. Гуляли в небольшом кафе в центре города.
И как раз тогда, когда натанцевались-навеселились, открывается дверь и в кафе появляется не абы кто, а сама "паучиха". Стихло всё вокруг, Юлька от удивления рот открыла и даже встала, а она спокойно так подошла к молодым и говорит:
-Ну, внучка, со свадебкой тебя! - и протягивает Юльке коробочку бархатную.
Юлька от удивления коробочку ту взяла, смотрит на завуча, да глазами хлопает. Опомнилась, когда уже та у двери была, крикнула только вслед:
-Ирэна Карловна!
Но та рукой махнула и скрылась за дверью. Стоит Юлька, ничего не понимает, гости кругом шепчутся, она на мать глядь - а та глаза прячет. Открыла Юлька коробочку, а там цепочка золотая, красивая, толстенькая, сплетёная искусно так - ни у кого точно такой не будет. Мать жениха, чтобы обстановку разрядить, музыку погромче - и в пляс.
Юлька в это время вслед за мамой вышла на улицу, подошла к ней и спрашивает:
-Мам, это что было сейчас, а? Почему она меня внучкой назвала?
-Дочка, давай потом поговорим! Как-никак свадьба у тебя, время ли сейчас?!
-Ну уж нет, мамочка, потом ты кучу причин найдёшь, чтобы мне не рассказывать ничего.
Помялась немного мама, да ничего не сделаешь - сызмальства Юлька упёртая была и своего привыкла добиваться. Сели они в тёмном холле в кафе, тут мама и призналась:
-Да мать она моя, твоя бабка, действительно... Только мы не общались долгое время.
-Но почему, мам? И почему она так ко мне относилась? Какая кошка между вами пробежала?
-Юля, детка - мама взяла её за руки, посмотрела умоляюще - ну тебе разве необходимо знать это сейчас?
Юлька состроила такую физиономию, что мама поняла - она просто так не отстанет.
-Ну обещай хотя бы, что после этого ты меня не возненавидишь!
-Ну нет, конечно, мам, ты о чём! - рассмеялась Юлька и обняла маму - ты ж меня вырастила, любила, образование мне дала, а я тебя - возненавижу?!
-Ох, дочка... Мало ли как ты на это посмотришь... Вобщем, Ирэна Карловна меня одна воспитала, как и я тебя... Строга она была, но любила меня, как могла, баловала. А потом встретила своё женское счастье в лице физрука той школы, в которой тогда учителем работала. Было это в другом городе. Он её младше был лет на десять, но она крепко в него тогда влюбилась.
Юлька слушала, затаив дыхание.
-Привела его к нам в квартиру, стали они вместе жить, как муж и жена, хотя не расписаны были. Она всё красилась, молодилась, следила за собой, лишь бы от него не отстать. А мне было четырнадцать... И я тоже в него тогда...по самые уши... Плакала по ночам, страдала, как дура, в рот ему заглядывала, он мне самым умным казался и самым лучшим, самым сильным. Ох, говорят, не сотвори себе кумира...А в восемнадцать призналась ему, что люблю его сильно. Он тогда немного удивился, но тоже мне сказал, что, гм.., неравнодушен ко мне.
Мама замолчала, а Юлька в нетерпении поторопила её:
-И? Что дальше-то, мам?
-Ну, стали мы с ним видеться, встречаться то бишь, нечасто... Когда матери не было - в квартире, иногда гулять уезжали за город. Я на крыльях от любви летала, всё ждала того момента, когда одни сможем остаться. Думала, что он так же сильно меня любит, как и я его. Мечтала о том, что может быть когда-нибудь мы сможем быть вместе... Правда, не знала, как это осуществить. Но однажды мать вернулась с работы раньше. На тот момент мы с ним потеряли всякий стыд. Нам было всё равно, застукают нас или нет. Вот она и застукала,пришла домой, а там мы - в их кровати.
Юлька слушала мать с широко раскрытыми глазами - всё то, что родительница рассказывала ей сейчас, казалось каким-то грязным и неправильным. Разве так должно быть в жизни?!
-Она устроила тогда истерику - настолько сильно её сразила увиденная картина. Нам пришлось уйти из её дома...
-Как я её понимаю - протянула Юлька.
Мама странно посмотрела на неё и продолжила:
-Мы переехали в этот город, сняли квартиру, кое-как перебивались на его зарплату. А потом оказалось, что я в положении. И тогда он сломался - сказал, что ему рано думать о детях, что он не планировал иметь полноценную семью, что он ещё молод. И ушёл. Я осталась одна - беременная, без специальности, без профессии, без работы, без поддержки. Нашла в себе силы написать матери письмо - слёзное, умоляющее, чтобы она простила и приняла обратно, ведь у меня будет ребёнок, и я хотела сохранить этого ребёнка.
-А она? - спросила Юлька.
-Она ответила, что поможет мне воспитать тебя и вырастить, но с одним условием - я привожу ей тебя, оставляю, она записывает ребёнка на себя, а я качусь ко всем чертям. При этом я, по-крайней мере, буду знать, что ты сыта, одета, обута, обласкана... Я не была готова к этому. Только один Бог ведает, что я тогда пережила и что испытала, если бы не помощь добрых людей... И от мужиков меня тогда, как отвадило. Всё боялась заводить отношения, предательства боялась. С тех пор мы с ней не виделись до того момента, пока она не переехала сюда и не устроилась в школу, в которой ты училась.
-А он - мой отец? Он так и не объявился?
Мама покачала головой:
-Нет. Видимо, ему было всё равно, и всё, что было нужно в своё время - молодая плоть рядом.
-Получается, мой отец - это потенциальный бабушкин муж?
Мама кивнула. Юлька спрятала лицо в ладони и ненадолго затихла.
-Юля? - мама тронула её за плечо. Но Юлька не плакала. Она наконец посмотрела на маму:
-Что же... Я и тебя, и её понимаю. У тебя - первая любовь, у неё - разрушенная жизнь. А он, получается, разрушил жизнь и ей, и тебе. Плохая у меня наследственность - улыбнулась девушка.
Юлька встала, чтобы идти в зал - нельзя заставлять гостей ждать. Мама тронула её за руку:
-Юленька...
-Не надо, мам. Я всё понимаю. Но мне надо переспать с этим.
После свадьбы пролетел месяц. Его молодые провели в горах - завзятые любители спорта и природы они мечтали именно о таком медовом месяце.
Конечно, Юлька рассказа всё своему мужу. Молодой человек, не по годам мудрый и рассудительный, предложил ей попытаться соединить некогда разрушенную семью. Юлька решила, что подумает над этим вопросом.
В один из вечеров раздался стук в дверь. Юлька открыла и увидела на пороге Ирэну Карловну.
-Бабушка?! - сказала она удивлённо, не ожидая увидеть женщину.
-Впустишь? - вместо приветствия спросила та.
Юлька молча кивнула. Ирэна Карловна принесла торт в картонной коробке. Они прошли в кухню, Юлька молча поставила чайник.
-Она тебе всё рассказала? - спросила Ирэна Карловна.
-Да - произнесла Юлька.
-Осуждаешь меня?
-Не мне тебя судить, ба. Но честно скажу - мне всегда кого-либо не хватало в жизни. Кого-нибудь ещё близкого, кроме мамы.
Ирэна Карловна вдруг расплакалась, сморкаясь в белый кружевной платочек. Это произошло так внезапно, что Юлька испугалась.
-Ты прости меня за всё, Юля. Я ведь тогда в школе сразу поняла, что это ты. Очень ты на него похожа - на отца своего. Ну, а когда фамилию узнала - так совсем сомнений не осталось... Не смогла я смириться с мыслью, что моя дочь растит его продолжение. Потому и делала тебе всякие...пакости. Я ведь любила его. А он... И она...
-Бабушка, ну что ты! - Юлька обняла женщину - Кто старое помянет - тому глаз вон - рассмеялась она.
Они сидели рядом, то плача, то смеясь, то успокаивая друг друга.
-Ладно, давай чай пить - сказала наконец Юлька.
Ирэна Карловна открыла принесённый торт, и Юлька увидела, что торт сверху украшен паутинкой из глазури и небольшим фигурным паучком. Она посмотрела на бабушку и рассмеялась. Та сначала улыбнулась, глядя на внучку, а потом тоже расхохоталась.
-"Паучиха" ты моя! - Юлька обняла бабушку.
Она пообещала себе, что постарается сделать всё, чтобы мама и Ирэна Карловна простили друг друга. Ведь нет ничего ценнее в жизни, чем большая и крепкая семья.


Рецензии