А ОН живёт...

А он живёт, незыблем, стоек,
Как ветеран средь новостроек,
Как гриб, хранящий тишину,
Старик, презревший новизну.

Во сне тебя я вижу, дом,
Скамью под стенкой за столом,
Дымок дедовых папирос
И утро свежее от рос.

Изба сработана на диво:
Крепка, хотя стоит чуть криво.
От лихолетья и невзгод
Хранит, наверно, сам Господь.
               
Хранит, с небес  на землю глядя:
Там дед и прадед, бабка, дядя -
У каждого свои заботы:
Они не могут без работы.

Заложен дом в начале века,
А строил прадед с человеком,
Которого не знаю я.
Не в этом суть. Вся жизнь моя
В нем протекала поначалу,
Здесь в зыбке мать меня качала.

Здесь в душу лёг особый штрих,
Поздней родился этот стих.
Дух избяной меня вскормил
И в путь дорогу проводил.

Однако связь с родней храню,
Которую люблю, ценю.
Как вечно молод отчий дом!
Я и сейчас душою в нем...


Рецензии
Классно написал, Саша... мне сразу дом бабушки Дарьи Никитичны вспомнился в селе Владимировка на севере Николаевской области - родине отца. Мы там прожили три года, после Армении, пока батя служил в Германии, (а семьи туда брать запрещали). У нас была корова Зорька, куры, утки, гуси. В доме была большая русская печь с лежанкой наверху, где под тулупом любили спать мы с братом.
Если проследить нашу родословную линию дальше - то мой дед по линии отца Василий Степанович сражался за «красных» в Гражданскую войну, а его отец казак Степан Чечельницкй воевал за "Веру, Царя и Отечество" ещё в Японскую 1904 – 1905 года, и за храбрость, проявленную в боях, был награждён Георгиевским крестом. Сам же дед, Василий Степанович, после войны работал главным агрономом района в селе Владимировка Николаевской области. У него в подчинении были 44 колхоза и 3 МТС (машинно-тракторных станции). Он все ночи проводил в раздумьях над планами севооборота, а дни - в полях, объезжая их на «двухколке» (лошадь с тележкой на двух колёсах). Иногда он с собой брал меня, давал возжи, и я лет с трёх помню, какое удовольствие я испытывал, правя лошадью.

Умер дед достаточно рано, а всё из-за того, что он делал то, на что далеко не каждый бы осмелился в то не простое время. Когда «Партия» в лице Никиты Сергеевича Хрущёва приказывала везде сеять кукурузу, дед выполнял приказ, но по - своему. Он засевал всё поле по периметру метров 10-20 кукурузой, а остальное – той культурой, какую он считал надо засевать для пользы дела и урожая. Дед знал, что все «проверяющие из обкома, приезжающие на Победах» и разыгрывающие из себя роль знатоков сельского хозяйства, в поле заходят на 3-5 метров, а дальше не идут. Тоже самое дед делал, когда ему велели в приказном порядке сеять той или иной сорт пшеницы. Дед по краям полей сеял то, что указывали, а середину засевал тем, что считал нужным. Это был огромный риск, дед это понимал, поэтому и «сгорел» в возрасте 56 лет. Односельчане его очень уважали и ценили, поэтому его никто «не выдал». Награждён дед был орденом «Знак Почёта». А моя бабушка, Дарья Никитична дожила до 90 лет.

Мама рассказала, как она однажды преподала ей урок на всю жизнь. Когда отца направили на три года служить в Германию, а семьи туда брать запрещали, он привёз маму, учительницу начальных классов к себе в деревню Владимировку. Поначалу мама очень тяжело привыкала к сельской жизни. Надо было в 4 утра вставать доить корову, переделывать кучу работы, а потом вести занятия в школе, где 2 и 4-ый классы были объедены вместе, т.к. детей не хватало. И вот она как-то в сердцах сказала вслух про отца: «Такой дурак, куда он меня привёз!» Бабушка это услышала и сказала: «Женя, я неграмотная крестьянская женщина, но в нашей семье никогда не звучало ни одного «матершинного» слова, будь добра и ты не матерись. Слово «дурак» для бабушки было ругательным. В итоге, в нашей семье я никогда не слышал, чтобы родители ссорились или выясняли отношения, да ещё с употреблением бранных слов.

В общем, хотя большая часть моего детства прошла в гарнизонах от Балтики до Дальнего Востока с проживанием в финских домиках, на две семьи, (у каждого свой вход и крыльцо, но ощущение своего дома было только у бабушки...

Жму кисть, ВВЧ.



Полковник Чечель   17.04.2024 10:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за душевный отклик! Он в полной мере прекликается с моим детством и юностью. Поначалу жили мы в Туле в родительском доме (в войну здесь проходила граница фронта: немцы стояли за парком, а наш дом на краю города), отец на службе, остальные члены семьи - по своим делам. Позже отец заберёт нас в Германию, Прибалтику, наконец, Белоруссию (проживали в финском домике). В Россию я вернусь только после службы в армии, правда, ненадолго. В 73 уже перееду в Херсонскую область. Есть повесть " В краю печали и любви", здесь о моих корнях изложено в худ форме. Первая проба пера, до этого писал только стихи. Будет время, желание, добро пожаловать! http://proza.ru/2022/11/30/640 А пока откланяюсь. Домашним привет и наилучшие пожелания!

Александр Грунский   17.04.2024 10:46   Заявить о нарушении
Тоже самое мне мать рассказывала о своей довоенной жизни и семье в крепкой деревне на Урале.Был там в 1967-видел хорошие,крепкие дома,большое подворье.Но отгда не понимал,но просто запомнил.Никто у них в семье не ругался.Да и япомню детство в 60х..Самое ругательное,за которое могли бить в морду-сволочь.А посылали -или к черту,или в баню.
А сейчас какой % поймёт суть,если сказать сволочь.

Виталийл   18.04.2024 02:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.