Эонический феномен времени, смерти и жизни логоса

Лекция 2. Основы писательского мастерства

Эонический феномен времени, смерти и жизни логоса в творчестве писателя
(На примере текстов О. Мандельштама, А. Ахматовой, Г. Шпаликова, П. Когана, «Песни о Полку Игореве», братьев Стругацких)

Мастера слова знают, что нет ничего более вечного, чем слово, но нет и ничего более смертного. Слово в языке, рождённое много тысячелетий назад, практически бессмертно, благодаря обычным людям, народу, этносу, передающим его из уст в уста, из поколения в поколение.

Но слово, это всегда не просто звукоизвлечение. Это эмоция, настолько сильная по своему воздействию, что архаичные люди приписывали ей волшебные свойства. Возможно, потому что слова и звуки, наполненные человеческими эмоциями, всегда влекут за собой события или действия. Которые, тем не менее, писатель может и должен предугадать.

Как это возможно? Вопрос философский, возможно, математический, спиральный, но попробуем ответить.

Если мы будем мыслить не сиюминутно, а эонически (1), то есть большими временными отрезками, длиной не в века, а в тысячелетия, в десятки тысячелетий, позволяющими слову быть бессмертным, то мы определяем значение слова – Логоса, не как бытуйствующий предмет, определяющий его временные рамки существования, выступающий семиоматическим эквивалентом времени, а как способ построения картины мира, подчиняющейся архетипам мифа, спроецированным как на христианскую модель сознания, так и на новейшие феменологические идеи.

Современные вещи, которые мы используем в быту, обозначаемые словами, имеют историческую память и помнят о бытовых трансформациях, которую они пережили в веках, о своих эонических архетипах. Мы синхронно существуем во времени, как в эонической вечности, реализуемой в аллюзиях современного интертекста.

Слово рождается, чтобы тут же умереть, погаснуть навечно. Всё, что мы произносим или произнесём, тут же переносится в прошедшее время, уже было, прозвучало и затихло.

Слово, произнесённое в прошлом, в эоническом континууме, уже содержит в себе и прошлое, и будущее, и настоящее.

Поиски мифологического сходства, исторических аналогий в текстах находят способы разъяснения настоящего и угадывания будущего.

Как говорил О. Мандельштам:

«Часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день ещё не родился. Его ещё не было по-настоящему. Я хочу снова Овидия, Пушкина, Катулла, и не меня не удовлетворяют исторический Овидий, Пушкин, Катулл».

Мандельштам не разделяет временной эонический поток на будущее, настоящее и прошлое. Все явления жизни в его рассуждениях уже были и имеют свой черновой слепок в эоническом времени.

И это, действительно так. Но как это понять?

В эпоху эмоциональных потрясений понятия о времени у писателей, поэтов, всегда эволюционируют, стираются его границы, преображаются в туманности, неопределённости. Архетип эонического времени становится центральной темой лирической медитации.

Сравните, например, стихи П. Когана (2) и Г. Шпаликова (3).

«Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась
На берег рухнувши вода…
Они нас выдумают снова –
Косая сажень, твердый шаг –
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать…» (П. Коган).

«По несчастью и к счастью:
Истина проста,
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь
Ни тебе, ни мне…
Путешествие в обратно
Я бы запретил.
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути…» (Г. Шпаликов).

Сравните стихи А. Ахматовой (4) и У. Шекспира (5):

«Даль рухнула и пошатнулось время,
Бес скорости стал пяткою на темя
Великих гор и повернул поток,
Отравленным в земле лежало семя,
Отравленным бежал по веткам сок». (А. Ахматова).

«Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется всё, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует…» (У. Шекспир, «Гамлет». Пер. М. Лозинского).

Сопоставьте с текстом о времени в древнем русском тексте «Слова…» (6).

«…Увяла трава от жалости.
Наклонились деревья от печали.
Невесёлая, уж, братцы, пора пришла:
пала в пустыне сила многая.
Возстала обида Даждь-Божьим внукам.
Она взступив девою на землю Троянову,
Возплескала крыльями лебедиными,
На синем море у Дону купаючись,
Разбудила времена тяжкие…» («Слово о полку Игореве»).

Будущее у Стругацких  (7) проецируется, как прошлое, свободное в течении эонического времени, метонимически отождествлённое с современностью.

«Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность…» (Братья Стругацкие «Трудно быть богом»).

В концептах эонического времени в индуцировании недавнего прошлого в будущее у Когана, его гарантов последующего возрождения; в противопоставлении гармонического прошлого трагическому амбивалентному настоящему, определяющему будущее у Шпаликова и в древнем «Слове о полку Игореве»; в  Гамлетовском осознании распада будущего времени, в его воссоздании в демоническом варианте; в противопоставлении эсхатологического гибельного потока настоящего и апокалипсического времени у Ахматовой; в фэнтазийной средневековой эсхатологически-энтропийной действительности будущего, в воссоздании новой космогонии у Стругацких  –  есть общая  составляющая эсхатологических мифов древности –  гибели мира и его возрождении через смерть, возвращение к изначальному дородовому состоянию, в состояние безликого хаоса, не имеющего временных границ и деления на прошлое, настоящее и будущее.

В обстоятельствах потрясений общества концепт времени меняется и вместе с ним меняется основная цель слова – Логоса – влиять на настоящее.
Итак, на примере вышеизложенных текстов, мы видим связи слов в эонически беспредельной среде развития языка и понимаем их древний вес в художественном тексте.

Все известные авторы умело скрещивали внешние эонические реалии с бытовыми переживаниями, выступая в роли пророков. Потому что всё, что мы произносим, было произнесено до нас миллионы раз.   

Было выткано полотно Арахны, бросившей вызов древним богам; Ясоном камнями было засеяно поле и съедены тела его детей, приготовленные преданной им Медеей;  Геракл убил свою семью; Одиссей вернулся  к Пенелопе после гибели Трои; Сократ выпил яд; Гамлет сошёл с ума; Данте спустился в Ад; Локи ведёт свой вневременной корабль мертвецов; Леди Макбет Мценского уезда расправилась с соперницей; Печорин бросил княжну; Каренина рассталась с жизнью из-за любовника; чёртово полено стало настоящим мальчиком; доктор Ватсон и Шерлок Холмс победили собаку Баскервилей; профессор Преображенский пересадил собачье сердце; Ремарк отдал жизнь взаймы; Давыдов поднял целину; мальчик со шрамом на лбу победил зло – всё было сказано, написано и повторено неоднократно.

Остаётся только понять: опираясь на вышесказанное об эоническом значении слова в языке, об эсхатологической философии развития человечества во времени, сопровождающей всю мировую художественную литературу, что можете написать вы и сможете ли стать «пророком в своём Отечестве», предсказав то, чего не избежать?

16 апреля 2024 г.
Бангалор


(1) Эон – век (Гр.)
(2) Павел Коган (1918-1942)
(3) Геннадий Шпаликов (1937-1974)
(4) Анна Ахматова (1889 – 1966)
(5) Уильям Шекспир (1564 – 1616)
(6) Слово о полку Игореве (~ 1185, не ранее)
(7) Братья Стругацкие (1933-2012)


Рецензии