Как мы познавали Мир в своё советское детство

На просторах Интернета встретилась ироничная картинка - «Десять лет назад было так скучно, что люди придумали «Конец света».
...
А мы, кстати, в том 2012 году ходили отмечать "Конец света" в кафе! В  декабре. Как сейчас помню. Ели, пили и плясали - как в последний раз! На всякий случай.

Сегодня мало кого можно вытащить из дома, чтобы просто вместе поужинать, не то что петь-плясать. Людям лень напрягаться. И от одеялка своего никуда не хочется далеко отлучаться.
...
 А 30-40-50 лет назад жизнь была ещё «скучнее», чем 10 лет назад! И настолько она была скучной, что дети «из пальца высасывали» себе занятия. Без компьютеров, телефонов, телевизора.

Мы рассматривали траву, грязь, лужи, камни, ветки, жучков-паучков, паутину, мух, гусениц.
Мы знали, как поймать бабочку или кузнечика.
Как слепня сделать "радиоуправляемым".
Как устроить борьбу двух стрекоз.
Мы делали свистульки из стручков акации, извлекали звуки из травинки, приклеивали к носу кленовый "носик".
Делали из желудей и шишек человечков и разные штуки, а из коры - лодочки и кораблики, которые плавали потом в луже.
Мы гоняли водомерок в канавах, отлавливали ручейников и вытаскивали их из узеньких "трубочек" - домиков-раковин. Ковыряли палкой лягушачью икру.
А кто-то даже приносил её домой и выращивал на подоконнике головастиков в ванночках-кюветках, которые использовались при печатании фотографий. ))
Я кормила этих головастиков белком от сваренных яиц и очень любила за ними наблюдать. Ни кошек, ни собак у меня в детстве не было, и я очень рада была любой живности.
Когда учительница по биологии узнала о моих опытах с лягушачьей икрой, заставила меня сделать дневник-наблюдение с описанием развития головастиков и ухода за ними по дням, с рисунками. А потом отправила меня на Олимпиаду по биологии.
Позже головастиков, у которых уже выросло по четыре ноги, и они начали пытаться вылезать из ванночки «на сушу», пришлось отнести обратно в канаву на пустыре перед моим домом.
...
 И, кстати, про фотокарточки. Которые мы печатали собственными руками!
 Это было целое магическое действо - от проявления фотоплёнки в специальном фотобачке до появления изображений с помощью фотоувеличителя и химических растворов в тех самых ванночках-кюветах, в которых росли мои головастики. Проявитель, закрепитель, фиксаж... Кто пробовал сам печатать фотки, знают прекрасно эти слова.
И всё это происходило в герметично закрытой домашней фотолаборатории - в тёмной ванной, при свете красного фонаря. С последующим раскатыванием мокрых чёрно-белых фоток специальным валиком на зеркальных пластинах глянцевателя, для высушивания. Вот это было дело! Вот это познание разных процессов! И физики, и химии, и геометрии, и дизайна, и вообще.
...
Но вернёмся к природе. На что маленький человек обращал внимание, чем занимался, не имея гаджетов и прочих интересностей теперешней жизни?

Мы разглядывали рыжего жука-пожарника на стебле цветка или травинке, куколку бабочки на ладони, белый шарик-яйцо, отобранный у паука, переливающихся жуков-навозников.
Мы гладили пушистые почки вербы, щёлкали сандалями на дорожке какие-то белые ягоды с куста, дули на одуванчики.
Мы знали, как пахнет божья коровка,  дождевой червяк, и что у него внутри (а у одной знакомой девочки мама обнаружила полный карман засохших червяков).
Мы знали, что растёт на лугу, лесной поляне, умели сделать яркий "маникюр" из лепестков лютика, "увеличить губы" лепестками роз шиповника и "нарастить ресницы" с помощью васильков или колокольчиков.
Гадали на ромашке, играли в игру-угадайку "курица-петух-цыплёнок", плели венки из разных цветов, колосков, травы, листьев.
Мы знали, какие на вкус иголки сосны, клевер, "заячья капуста", "кукушкины слёзки",  яблочки-дички, "сок муравья" и ... гудрон (чёрная жевачка нашего детства!).
И знали запах и состав "коровьей лепёхи", расковыривая её каким-нибудь толстым стеблем. А эти запахи - полыни, пижмы, ромашки, подорожника!
Мы рассматривали небо, звёзды, месяц, облака, движение воды в ручейках, птичьи гнёзда, капельки смолы на деревьях.
Все знали, как определить - растущая луна или убывающая;
где находятся Большая и Малая Медведицы и Млечный путь; как определить - где юг, а где Север, по ветвям на дереве.
...
Мы были очень заняты! И ничто не мешало нам изучать окружающий Мир и его обитателей. Жизнь была размеренной и неторопливой. И доброй. Ребёнок мог один гулять на улице, копошиться на одном месте, сооружая из подручных средств и даров природы разные приспособления, поделки, интересности. Голова работала и ДУМАЛА, в тишине и спокойствии. Не было нескончаемого информационного шума, и ничто не отвлекало маленького Человека от познания Мира через Природу.
Такая вот была «скукотища»! Которой сегодня так не хватает маленьким детям, чтобы они были умнее, сообразительнее, наблюдательней, спокойнее и добрее. Сегодняшним детям, заваленным книжками-игрушками.

Осталась надежда на бабушек и прабабушек, которые ностальгически поделятся и научат своих внуков маленьким радостям из своего детства, почерпнутым у Природы.

4.2022


Рецензии