Лук ото всех недуг

                Лук ото всех недуг.               
               
               
                Картошка и капуста были главными, основными фаворитами в огороде. На третьем месте стоял лук ото всех недуг. Чтобы  вырастить   репку, надо сначала посеять чернушку на  семена. Стоила чернушка недешёво. Молодухи не хотели утруждать себя.  Для этого надо было высадить большие луковицы, те давали стрелки, распускался наподобие одуванчика веер -головка со многими семенами. Они зрели, их срезали, шелушили, отдували на ветру. Проще было купить рюмку-другую и получить маленький лук-севок. А можно и сразу купить этот севок у бабусек, которые по осени ловко сплетали  косы и подвешивали их в горнице, за печкой, на отполированную годами жердочку. Чтобы севок не портил вид жилища , его задергивали сверху ситцевой занавеской.  Для своей надобности севок хранили в избе, выбирая меленький и крепенький. Для продажи шёл оставшийся, его спускали в подпол и там подвешивали на гвозди и крючки. Неопытная, я поначалу покупала крупный севок, наивно полагая, что из хорошего семени вырастет хороший лук. Цена поллитровой банки для всего севка была одинаковой, а мелких головочек в неё входило в разы больше, чем крупных. Выгода покупать помельче и из избы скоро стала мне понятной.               
               
               
                Соседка, баба шустрая и верткая, посоветовала мне купить севок у её свекровки и адрес дала.Я не сразу нашла нужный мне домик. Стоял он в особицу, в тупичке, окнами на Енисей. Кроме него там было еще три-четыре дома. Собака куда-то убежала, и я смело  поднялась на крылечко, прошла маленькие сенцы и постучала в дверь. Хозяйка крикнула:"Входите!"               
               
               
                Распахнула дверь и попала прямо в горницу. Дом состоял из одной комнаты с русской печкой посередине. Простенков почти не было. На три стороны прорублены окошки, через которые яркое весеннее солнце затопило, заполонило, расцветило все пространство. Я зажмурилась, села на предложенную мне табуреточку у самого окна в улицу и забыла, зачем я сюда пришла. Енисей, полноводный и величавый,  огибал готовые прыснуть белым, черемуховым цветом острова. По реке  в лодках на веслах и с моторчиком рассекали водную гладь рыбаки. Место было рыбным, ставили сети, переметы.Вдоль яра чинно греблись  курицы, а гуси и утки, ныряли и надолго скрывались под водой, вышаривая жадными клювами все съестное.               
               
               
                Попала я в другой мир, в другое его измерение. Без стенок, ковров, хрусталя. Без сторонних взглядов и шептаний. Внутри меня все обмякло, тихая радость и благость какая-то разлилась по каждой моей жилочке. Бабушка осторожно тронула меня за плечо:"Ты, девонька, почо пришла-то?" А меня  Галя за севком отправила к вам!" "Сколь тебе его надо?" "Баночек десять куплю!" "Хорошо, я тебе плетушки подавать буду, а ты принимай!" Выбрала мне хорошего лука, потом на крылечке вдвоем его оборвали, она подкинула его над ванной в решете. Потянувший с речки ветерок  отдул шелуху, та плавно спустилась на землю. Золотистый, серебристый лучок перекочевал ко мне в кошёлку. Бабушка пересчитала деньги и спрятала их в карман фартука.               
               
               
        Бабушкино внимание и доброта довершили моё  исцеление. Вышли за калитку,  уселись на прощание на скамеечку и просто молчали, не испытывая от этого неловкости. Мне даже захотелось полежать на травке , закрыть глаза и подставить лицо ласковым лучам весеннего солнышка.               
               
               
                Как правильно посадить лук, показала Галка. Виртуозно воткнула мне за пять минут грядку севка щепоткой. Там, где прошлась ее рука, он взошел враз и ровно.Там, гды мы его садили , была другая картина.
 Смеясь, бегала соседка по своему огороду, кидала в намеченных местах подсолнечные семечки, утаптывая их в землю тугой, голой пяткой. Крестьянская жилка! Мне было далеко до такого мастерства, но всё пришло с опытом.


Рецензии