Надежда фон Мекк - меценатка Чайковского Глава 2

               
От одного из своих гостей Надежда узнаёт о талантливом преподавателе, который работает в Московской консерватории. Никогда не встречаясь до этого с Петром Алексеевичем Чайковским, она понимает, что заинтригована, а потому хочет встретиться с этим неординарным человеком. Она узнала, что Чайковский небогат, пишет прекрасные произведения, но из-за нехватки денег почти всё время тратит на преподавание. А ещё он застенчив и робок, но очень приятный человек.

Она подошла к роялю и сыграла одно из творений Чайковского, которое ей понравилось.

           Она отправила Чайковскому свое первое письмо 18 декабря 1976 года  с просьбой сделать аранжировку за хорошую плату. Композитор незамедлительно приступает к работе, отправляя готовые ноты с почтительным ответом, который трогает сердце Надежды. И она назначает Чайковскому плату в шесть тысяч рублей в год, и он соглашается на это содержание.
 
Благодаря этим средствам он смог оставить профессуру в Московской консерватории, чтобы сосредоточиться исключительно на творчестве.
   
  Надежда фон Мекк в письмах к Чайковскому всегда подчёркивала, какую большую роль в её внутренней жизни играет его великая музыка.  29 сентября 1877 года она писала ему: «…я берегу Вас для того искусства, которое я боготворю, выше и лучше которого для меня нет ничего в мире».

   В знак признательности Чайковский посвятил Надежде Филаретовне пятую симфонию. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры: «Посвящается моему лучшему другу». Он также посвятил ей траурный марш (ныне утерянный), написанный в 1877 году, и 1-я сюиту для оркестра.

   Цикл пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте» (ор. 42), сочинённый Петром Алексеевичем Чайковским в 1878 году, посвящён Браилову — усадьбе Надежды фон Мекк.

     Композитор обращается к ней тепло, но отмечает, что всю любовь к ней может выразить «только музыкально». Раздосадованная баронесса решает женить своего сына на племяннице Чайковского, но это не сближает её с композитором.

     Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что он, несмотря на психологическую неуверенность в своих силах, мог продолжать работать, игнорируя критику, которая постоянно преследовала его самого и его творения почти до конца жизни. Так, после того как была раскритикована его 5-я симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не малодушничать и упорно продолжать свой творческий путь.

   Благодарный за участие и доброту, Чайковский делился с баронессой  фон Мекк своими творческими планами, а также впечатлениями о путешествиях и гастролях, советовался с ней, рассказывая о трудных жизненных ситуациях. Они обменивались мнениями не только о музыке, но и о религии и философии. За годы сложившейся дружбы, написав друг другу более 1200 писем, они ни разу не встретились.

О необычности их отношений позже писал брат композитора Модест:

Главная особенность тесной и трогательной дружбы Надежды Филаретовны и Петра Ильича заключалась в том, чтобы они не виделись иначе как в толпе, и, встречаясь случайно в концертной зале, на улице, не обменивались ни единым взглядом присутствия, сохраняя вид людей совершенно чуждых. Они сообщались только письменно, и оба умерли, никогда не слыхав голоса друг друга. Вследствие этого переписка их, сохранившаяся вся целиком, <…> исчерпывает всю суть этих небывалых отношений двух друзей.

     С Чайковским Надежда Филаретовна фон Мекк встретилась впервые в Брайлове во время прогулки: она сидела в коляске рядом с дочерью, Чайковский тоже был в экипаже. Оба оцепенели: он неловко поклонился, она, красная как рак, с бешено колотящимся сердцем, ответила — и не могла прийти в себя ещё очень долго, даже после того как экипаж Чайковского скрылся за поворотом лесной дороги.

     О второй встрече, которая произошла во Флоренции, композитор пишет брату Анатолию Ильичу (14 декабря 1878): «Вчера я был в театре. Билет мне прислала Надежда Филаретовна, которая тоже была со всем семейством, и в антракте я со смешанным чувством любопытства, умиления и удивления рассматривал её в бинокль. Она болтала со своей прелестной дочкой Милочкой, и лицо её выражало столько нежности и любви, что мне даже понравилась её некрасивая, но характерная внешность».

            С октября 1890 года она уже не имела возможности оказывать финансовую поддержку композитору, поскольку её собственные дела в то время резко пошли на убыль. Общий объём финансовой помощи композитору за все эти годы превысил 85 тысяч рублей. Практически сразу после этого между Петром Алексеевичем Чайковским и Надеждой Филаретовной фон Мекк последовал разрыв, который, исходя из переписки, оба тяжело переживали.

           Когда Надежда фон Мекк узнала о смерти композитора, в ней словно оборвалась струна. Она пережила его лишь на несколько месяцев, но так никогда и не узнала, что последним словом Чайковского было её имя.

          Умерла Надежда фон Мекк от туберкулеза в январе 1894 года в Ницце. Похоронена была в семейном склепе на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.

            Из дневника внучки Галины Николаевны фон Мекк:

«Почти пятнадцать лет моя бабушка жила в музыкальном сне, в обожании гениального человека на расстоянии. У неё не было обычных физических чувств к Чайковскому, которые женщина испытывает к мужчине. Её чувство было совершенно иного рода - обожание героя, любовь, основанная на огромном таланте человека и его способности творить музыку, которая глубоко потрясает».

           Продолжение:http://proza.ru/2024/04/17/1328               


Рецензии
Добрый день, Владимир!

Очень трогательный сюжет!
Какие тёплые были отношения между баронессой и Чайковским!
Баронесса хорошо поддержала Чайковского материально!
Интересные судьбы людей!Известные личности!

Спасибо, Владимир, за интересное творчество!
С уважением! Нина.

Нина Долгань   08.05.2024 16:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.