Сильнейший комментарий к Мерцающим шахматам

из серии моих комментариев к опубликованным в прессе и в Интернете откликов

Б.А. Радевич
"Мир мерцающих плоскостей"

Работа А. А. Ратушного посвящается некоторым недостаточно разработанным  вопросам естественно-научной интерпретации шахмат. Автор глубоко и всесторонне изучил историю  – происхождения  и развития игр, верно уловил их значение и суть, и на основе своего анализа, по-моему, сумел точно определить тенденцию и конкретные формы дальнейшего  развития шахмат, что вызывает несомненный интерес.
Теория полифигурных игр является самой солидной  из всех известных мне попыток
распространяемых на эти формы человеческой деятельности.
Мерцающие шахматы с точки зрения шахматиста-практика, несмотря на свою необычность, обладают рядом несомненных достоинств:
- вырабатывают умение видеть всю доску, не пренебрегая при этом ни одним из элементов позиции;
- воспитывают  конкретно-тактическое мышление и оттачивают технику расчета вариантов. особенно при разменах;
- заставляют мыслить расстановками фигур и пешек
- вынуждают  к оценке серий ходов;
- углубляют понимание сложных стратегических структур;
- помогают тоньше улавливать нюансы при резком переходе из одной стадии в другую;
- отвлекают от анализа положений ортодоксальных шахмат, оставляя при этом процессы мысленного движения фигур и оценки позиций не нарушенными;
- развивают обостренное внимание к позиции короля и фантазию;
- улучшают понимание задачных мотивов в практической игре.
Наша скромная практика, а также ряд представленных автором композиций, примеров, анализов убедительно свидетельствует о колоссальном  художественно-творческом потенциале созданной им игры. Складываются  представления  о стратегии ведения партии. Быть может, это игра XXI века?
Мерцающие шахматы и их возникновение стало возможным только на базе современных (ортодоксальных) шахмат. Они не затрагивают современную теорию классических шахмат.
Теория мерцающих шахмат начинает только еще зарождаться,  с их возникновением по мере накопления практических партий
Мерцающие шахматы могут быть отличной тренировкой шахматиста-практика. Практически же мерцающие шахматы имеют право на самостоятельное существование.

Б. РАДЕВИЧ, кандидат в мастера спорта СССР, неоднократный чемпион г. Архангельска и области. обладатель Суперкубка области 1980 года.

Мой комментарий:

Борис Артемьевич Радевич весной 1981 года написал своеобразную рецензию на статью о Мерцающих шахматах, опубликованную в «Речнике Севера» 28 марта 1981 года.
Он откликнулся самым первым и написал самое сильное сообщение о Мерцающих шахматах за всё время после их открытия.
По многим параметрам его отклик  может быть сопоставлен с настоящей кандидатской диссертацией.
Строгое следование теме.
Последовательное отражение сторон открытия.
Чёткая фиксация каждого положения.
Разделение оценочных суждений о теории и практиках.
Выделение основного и актуализация практически ценного.
Не случайно доктор наук Б.С. Вайнштейн очень высоко оценил эту публикацию и процитировал её в своей книжке!
Но начинать надо с другого!
Сам Борис Артемьевич подписался как кандидат в мастера, но играл то он в силу гроссмейстера!
И это не завышенная оценка!
В аэропорту Архангельска «Талаги» в ожидании задерживающегося рейса на Москву Евгений Андреевич Васюков и Борис Артемьевич Радевич сыграли своеобразный матч в блиц и потом десятки лет Евгений Андреевич ежегодно поздравлял Бориса Артемьевича с Новым Годом!
Уважал! Он – шестикратный Чемпион Москвы по блицу, один из сильнейших блицёров Советского Союза крупно проиграл Борису Артемьевичу! Борис Артемьевич пересчитывал Евгения Андреевича «в одну калитку»!
Борис Артемьевич это один из «зубров» отечественных шахмат – своеобразный подпольный международный гроссмейстер не имевший даже звания «Мастер». И причина такого положения дел крылась в самой системе присвоения званий у нас в державе.
Мастера получал только призер первенства Союзной республики.
Но сравните: стать Чемпионом Латвии или стать Чемпионом России!
Просто посмотрите на карту и подумайте!
В СССР в каждом «захолустном» Мухосранске имелись свои шахматные одарованности.
Подчёркиваю это на основании личного опыта работы в разных городах необъятной державы.
Минячев в Качканаре, Петин в Качканаре, Авхимович в Урае, Протащук в Урае… Какие шахматные умы водились в Свердловской области, в Новосибирске, в Омске, в Томске, в Тобольске!
Какие шахматные умельцы обретались в Ханты-Мансийском автономном округе, в Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровске, во Владивостоке, в Чите! А Вологодские искусники! Волгоградские и Краснодарские умельцы!
Я уже молчу о пермяках и челябинцах.
Меня часто спрашивали – а играл ли я с гроссмейстерами?
Разумеется играл!
И в обычные шахматы, и в Мерцающие.
Но первым в этом ряду самых сильных шахматистов державы я ставлю Бориса Артемьевича!
Радевич был не только гроссмейстером шахматной игры «без диплома».
Он был ещё и юристом!
Много лет работал следователем в органах внутренних дел.
И вот свою юридическую мощную подготовку он обнаруживает в своём очень аккуратном и точном отклике!
Мы с ним совместно издали в Архоблспорткомитете своеобразную брошюоу в четыре листочка формата А4 на которой разместили и отклик Бориса Артемьевича и первую публикацию в «Речнике Севера» и некоторые мои иллюстрационные материалы и несколоько десятков моих задач в Мерцающих шахматах.
В личном архиве Бориса Артемьевича наверное по сей день ранится экземпляр этого уникального документа. Должен храниться. Но как добраться до него – не придумаю.Личная шахматная библиотека Бориса Артемьевича была одной из крупнейших в державе. Он вел переписку и обмен со многими шахматистами Союза. Прекрасно знал Лукинского создавшего своеобразную коллекцию шахматных композиций включавшую в себя чуть не два миллиона задач и этюдов.
Поэтому к его словам о недостаточной проработанности и о массиве ему известного следует относиться предельно серьёзно. Борис Артемьевич был немногословен, но слов на ветер никогда не бросал и в безответственном отношении к своим и чудим текстам замечен не был.
Во многом благодаря его усилиям наш АШШК состоялся!
Мы с ним дружили и сотрудничали, но за доской мы были абсолютно непримиримые бойцы и играли всегда принципиально «до голых королей».
В первенстве Архангельска однажды я пожертвовал ему ферзя и провёл одну из самых красивых комбинаций в своей жизни, которой, несмотря на поражение в партии горжусь! Комбинация – сказка!
Отклик Бориса Артемьевича и по сей день остаётся самым сильным рассмотрением Мерцающих шахмат среди всех известных лично мне комментариев. Сильнейшим!


Рецензии