Поганая берестяная письменность России

         Принято считать, что письмо как таковое появилась на Руси к IX веку, 863 годом датируется создание славянской азбуки.
         Тогда, в IX веке монах-черноризец Храбр написал: «Пръжде убо словене неймаху письменъ, ну чертами и резами гадааху погани сущи».
         И хотя существование письменности на Руси до греческих миссионеров остаётся дискуссионным вопросом, в России среди учёных есть те, кто Черты и Резы называют берестяным письмом. Они считают, что повсеместно оно использовалось на Руси для бытовых записей и сообщений.
         Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Древнейшие письма в Новгороде происходят из слоёв 953–989 годов. Причём найденная в Тайницком саду московского Кремля чернильная грамота с описью имущества стала фактически первым полноценным московским берестяным документом.
         Получалось, что на Руси береста применялась вместо папируса, используемого в древнем Египте и глиняных дочечек в Шумерах – в цивилизациях, появившихся в третьем тысячелетии до нашей эры.
         Общим местом для всех этих письменностей было то, что черта служила базовым элементом для формирования простых и более сложных письменных знаков – кодов.
         Таким образом, речь зашла не только об истории возникновении письменности, в том числе, русской письменности, но и об истории кодирования информации, так сказать идей, мыслей, что связано с историей развития мышления, в том числе, у русского человека.
         В общем, когда появился на свет первый, первобытный человек, не имевший ещё национальной идентификации, ему пришлось ориентироваться в природных условиях, так как они не были для него однозначными: одни условия были неблагоприятными, отрицательными (-), вторые были благоприятными, положительными (+), третьи имели нейтральное значение (0).
         С точки зрения информатики, предметы природы являлись и информационными носителями и  самой сигнальной информацией, требовавшей декодирования, так сказать, отражения или рефлекса, если мыслить в рамках философии Декарта, породившей рефлексологию, учение великого русского нейрофизиолога И.Павлова о так называемой  первой сигнальной системе, рефлексах человека и животных. То есть природа имела язык, была своеобразным предметным письмом, которое не сразу открылось человеку, стало осознаваться им. Не зря говорят, что природа это открытая книга.
         Короче, до изобретения «второй сигнальной системы» (И.Павлов) - собственного языка, собственного предметного письма, язык природы ископаемый предок человека понимал через первую сигнальную систему: через врождённую сигнальную систему – безусловные рефлексы и приобретённую сигнальную систему условные рефлексы, раскрывавшие причинно-следственную связь явлений природы.
         Таким образом, становится понятно, что вторая сигнальная система – устная речь, устный язык (фонема) и письменная речь, письменный язык (графема) это изобретённая человечеством система кодирования – нанесения информации на информационный носитель, что требует определённого уровня развития мышления, превращения человекообразного существа в человека.
         Изобретение предметного письма, примером которого служит знаменитое письмо скифов персидскому царю Дарию,  свидетельствует о появлении вслед за предметным мышлением предметно-символического мышления у человека.   
         Поскольку мышление не стояло на месте, а развивалось, то когда появилась резы, клинопись и иероглифы, они стали свидетельством появления знаково-символического мышления. Этому предшествовало появление рисуночного письма.
         В резах, клинописи и иероглифах чёрточка (реза) стала базовым элементом графемного знака, символа, состоявшего из нескольких определённым образом сгруппированных чёрточек. В дохристианской России чёрточки на берестяном письме это резы, руны.
         Береста, а не папирус и «писала», а не кисти, перья  указывают на внешние условия создания, изобретения  орудий первоначальной русской письменности, на использование естественного подручного материала. Связанная с мышлением изобретательность, таким образом, виделась главным условием появления письменности.
         Известно, что вначале сгруппированные чёрточки (иероглифы) обозначали конкретные образы, затем стали обозначать слоги в слоговом письме, затем - конкретные звуки, используемые в устной речи – буквы и цифры.
         Так система устной речи, фонетический язык соединился с письменностью, с системой письменной речи в одну систему. Звуки и буквы получили одну классификацию, поделились на гласные и согласные, звонкие и глухие. Всё это наглядно демонстрирует история корейской иероглифической письменности.
         Следует также обратить внимание на то, что черта или реза на бересте напоминает дырку, пробивку на перфокарте. Отсутствие пробивки на перфокарте означает пробел, в отличие от перфоленты, где отсутствие пробивок означает пустой символ, NUL (0).
         Получается, что перфокарты – своеобразные письма для машинного чтения. Впервые они начали применяться в 1804 году в Жаккардовых ткацких станках для управления узорами на тканях.
         В настоящее время, перфокарта, как и перфолента, практически вытеснены более компактными, быстрыми и удобными полупроводниковыми, магнитными и оптическими носителями.
         В общем, известно, что 1 и 0 служат для бинарного, двузначного кодирования. Считается, что из этих двух знаков складываются кодовые буквы, из этих букв слова, из слов предложения, из предложений информационный текст.
         Теперь следует сказать, что когда лингвисты начинают говорить о происхождении и истории письменности, отталкиваясь от рисуночного письма, они ведут речь по существу об оптической письменности, отгораживая её в качестве письменного языка (графемы) от фонетического языка (фонемы), как бы, не имеющего записи. Однако грампластинка, чем вам это не музыкальное, звуковое (фонемное) письмо?
         К сочетанной, фонемно-графемной  письменности можно отнести азбуку Морзе, использующей, кстати сказать, не только чёрточки, но и точки в качестве базовых графемных элементов.
         Думается, азбука Морзе является примером настоящего бинарного кодирования, а также аналогового письма. Здесь, как и на перфоленте, пробел не является кодовым знаком.          Также в данном случае пробел не означает разрыва, ведь передача сигнала прекращается только по окончании извещения, как и на грампластинке.
         В общем, речь пошла не только о слуховой и зрительной письменности, но также и об аналоговой и цифровой письменности, по поводу которых надо сказать следующее. Если аналоговый символ представлен одной длинной чёртой, как в арабских цифрах, то цифровой символ – комбинацией нескольких коротких чёрточек, как в римских цифрах и китайских иероглифах. Именно поэтому арабская письменность называют арабской вязью.
         Известно, что арабская вязь произошла от набатейской скорописи с соединёнными буквами. То есть письмо это непрерывно.
         Открытие цифрового и аналогового типа письменности подсказывает, что и мышление может иметь цифровой и аналоговый типы, быть непрерывным и дискретным, что современное мышление является и непрерывным и прерывистым одновременно. В нём отдельные мысли связываются друг с другом. 
         Связь эта, хотя и называется смысловой, подразделяется и может быть:
1. последовательной, когда каждое следующее предложение связано с предыдущим для последовательности развития основной мысли;
2. параллельной, когда  все следующие предложения связаны с первым, обеспечивающим единство темы, основной мысли;
3. смешанной.
         То есть речь здесь ведётся не о связи букв в слове, не о связи слов в предложении, и даже не столько о связи предложений в тексте, сколько о связи стоящих за ними понятий, суждений и умозаключений – о связи мыслей разного уровня сложности, в системе мышления. Ведь одно дело то, как придумать написать из одного базового знака (черты) алфавит – множество разных знаков, другое дело то, как правильно располагать знаки на их носителе - правописание, орфография, третье дело то, как правильно мыслить.
         Короче говоря, когда люди научились правильно излагать свои мысли, то выяснилось, что нужны единые правила не только для их изложения, но и для самого мышления. Появилась нужда, потребность в придумывании правильного мышления. Так появилась или была придумана логика с её законами.
         В результате «отсутствие какой-либо логической связи между высказываниями, соединение разнородных, не связанных общим смыслом мыслей» стали называть «разорванным мышлением».
         Акцентируем внимание на соединении разнородных мыслей, значит, идей и, если идеи в вещах, то на мысленном соединении самих вещей.
         В этой связи вспомним такое высказывание некоторых античных философов, эклектиков, что «нет двух одинаковых вещей, это одна вещь, а одно не существует».
         Это высказывание подводит к мысли о существовании только разнородных мыслей – разорванного мышления.
         Ну и, конечно же, с философами-эклектиками и самой эклектикой, как неправильным мышлением началась борьба тех античных философов, которые имели противоположную точку зрения. Борьба с эклектикой привела к борьбе с политеизмом, с язычеством, так как неправильно было поклоняться множеству разных богов. Получалось, что правильно было поклоняться одному богу, в крайнем случае, нескольким одинаковым богам.
         Всё это проговаривается для того, чтобы понять причину крещения киевской Руси, сожжения волхвов на Лысой горе, появления легенды о православных просветителях «отсталого русского народа» Кирилле и Мефодии, а также то, почему в IX веке монах-черноризец Храбр считал русское язычество вместе с резами поганым колдовством.
         В общем, в античное время началась революция мышления, в первую очередь, философского, а затем и религиозного мышления: политеизм вытеснялся монотеизмом. Революция эта неожиданно сказалась на том, что в христианстве появились монистические «ереси», в частности, арианство, и шли споры о том, Бог один, или триедин. 
         Закончилась эта, по сути, методологическая революция появлением в 7 веке, при переходе древности в средневековье такой монистической религии, как ислам, в котором Иисус Христос это пророк, а не бог. В её ходе правильный логический метод – метафизический метод вытеснил из мышления неправильный логический метод – кривую логику.
         Когда богословские споры утихли, христианские миссионеры Византии, Рима начали распространять в Европе своё учение, а с ним, как бы и правильное мышление, правильное изложение этих мыслей на греческом и латинском языках. В этой просветительской миссии скрывалась религиозная политика.   
         В этой связи уместно будет упомянуть вот о чём. Как известно, в 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни. Как то Хомейни открыто сказал: "Клянусь Аллахом, что ислам в целом - это политика".
(http://www.allabout.ru/a10901.html) 
         Так вот в политических целях обо всём, что было в истории дохристианской России, в том числе, о древнем языке следовало забыть. А ведь есть мнение, что «по сути, старорусский язык – это и есть санскрит. И русские буквы – один из шрифтов санскрита - деванагари, на котором записаны древние священные тексты.
         В общем, пришло время не только всё вспомнить, но и проанализировать, к чему привела история борьбы правильного мышления с его стремлением к созданию единой, целостной теории с неправильным мышлением, приводящим к  нагромождению частных обобщений.
         По этому поводу выдающийся советский философ Э.В.Ильенков  написал следующее: "Стремление мышления к созданию единой, целостной теории естественно и неискоренимо. Оно не может и не хочет удовлетвориться простым агрегатом, простым нагромождением частных обобщений (эклектикой), а всегда старается свести их воедино (свести к одному), увязать друг с другом с помощью общих принципов. Законное стремление. И поскольку оно реализуется в действии и выступает тем самым как особая способность, Кант и называет его, в отличие от рассудка, разумом. Разум – тот же рассудок, только взявшийся за решение специальной задачи – за выяснение абсолютного единства в многообразии (хаосе), за синтез всех своих схем и результатов их применения к опыту. Естественно, что и тут он действует по правилам (традиционной) логики. Но, решая указанную задачу, мышление, в точности соблюдающее все без исключения правила и нормы (традиционной) логики, всё же с трагической неизбежностью приходит к противоречию (одно есть разнородное многое, или А есть Б), к саморазрушению."
         Считается, что при разрушении, "распаде понятия слово отделяется от своего истинного значения", или "обозначает в разные моменты разные понятия".
         И вот уже в науке, вышедшей из философии с правильным, традиционным мышлением обнаруживается корпускулярно-волновой дуализм электрона. Утверждается, что электрон  это и корпускула и волна, и А и Б, что А есть Б.
          То, что сказал Э.В.Ильенков находит подтверждение в науке, в физике, в дуализме электрона. Правильное мышление, в точности соблюдающее все без исключения правила и нормы (традиционной) логики, закона А не есть Б, всё же с трагической неизбежностью приходит к использованию кривой логики, к утверждению А есть Б и становится неправильным – ошибочным. Происходит нарушение основного закона традиционной логики, переживаемого т.Ильенковым, как разрушение мышления.
         На самом деле мышление никуда не исчезает, а становится и правильным и неправильным, амбивалентным. Просто здесь нам открывается кривологический метод, а с ним и полный логический метод, логика и мышление в своей амбивалентной полноте.
         Однако в истории мышления не всё так просто. Как известно, на основе традиционной логики и традиционного мышления некогда была сформулирована теория научного коммунизма, реализация которой привела к появлению на месте православной монархической России атеистического СССР с его хозрасчётом. И это случилось, когда остальной торговый мир, гонявшийся за прибылью уже пять тысяч лет, продолжал гоняться за ней, а его экономический базис продолжал покоиться на кривой логике коммерческого расчёта.
         В результате в 20-м веке началось так называемое историческое «соревнование» между капиталистической системой и коммунистической системой, между хозяйственным расчётом и коммерческим расчётом, традиционной логикой и кривой логикой, традиционным мышлением и нетрадиционным мышлением.
         Как известно, в 1985 году объявилась перестройка, и Россия в 1990-х отреклась от научного коммунизма, вернулась к коммерческому расчёту, к кривой логике и основанному на ней нетрадиционному мышлению, на котором покоился  политеизм.
         Круг замкнулся. «Вместе с водой выплеснули ребёнка». Логический метод ополовинился, вновь стал половинчатым, без традиционной логики. История мышления совершила круг, но не совершила амбивалентного синтеза, в котором правильное мышление с правильной логикой – это тезис, неправильное мышление с неправильной логикой – это антитеза.
         Но мы данное дело можем поправить, заметив, что в истории на практике из одного знака – черты - изобретено множество разных знаков, букв разных алфавитов. В результате можно стало сказать: «одно есть разное многое» также как при изобретении денег, эквивалентного товарообмена. При этом изобретения анонимны, не имеют конкретных изобретателей, так как ими являются разные народы.
         Эквивалентный обмен разными товарами доказывает на деле, что А есть Б, допускает кривую логику, хотя в основе лежит равенство, в правой и левой части которого одно количество вещества в соответствии с законом традиционной логики А есть А.
         В отличие от простых народов богослужители не сумели совершить синтез из тезиса – политеизма и антитезы – монотеизма. В результате образовался разрыв мирового религиозного мышления.
         И хотя христианство своим триединством пытается исправить положение, у него ничего из этого не выходит, так как христианское триединство исходит не из разнородного множества – а,б,в.., а из однородного множества – 1,1,1… .
         Также здесь уместно будет объяснить использованием одного только традиционного мышления с одной только традиционной логикой тот факт, что в исламском монотеизме бог один, и арабская вязь представлена одной непрерывной линией.
         В свою очередь следует отметить, что монотеистический буддизм не является родной религией китайцев, поскольку их многообразные иероглифы, происходя от одного базового элемента - черты выражают амбивалентный постулат: одно есть и не есть разное многое, А есть и не есть Б.
         В заключение хочется сказать, что поскольку русские резы также выражают амбивалентный постулат: одно есть и не есть разное многое, А есть и не есть Б, то и христианство не является для русских родным, оно не столько западного, сколько ближневосточно-западного происхождения.
         Однотипностью мышления при как бы разных фонетических языках можно объяснить союзничество России и Китая. Разнотипностью мышления при отнесении европейских и русского языков к индоарийскому языку можно объяснить враждебность Запада по отношению к России.
         


Рецензии