Письмо Ирине Ракше по прочтении Лоскутного одеяла

Соколова Анастасия Сергеевна.
               
        Мои  рассуждения  по прочтении   записок  русской православной писательницы
                Ирины Евгеньевны Ракша   
                «Золотые опилки»   и  «Лоскутное одеяло».

               
                Здравствуйте, дорогая Ирина Евгеньевна!

   «Энциклопедией русской жизни» назвал    Белинский  роман   А.С.Пушкина «Евгений Онегин».   Не стесняясь показаться банальной, считаю справедливым назвать  «Малой  Энциклопедией русской жизни»   собранные  Вами воедино   под  общим названием «Лоскутное одеяло»  записки разных лет:
     «И вот я подумала, а  вдруг пригодятся и эти мои записки – лоскутные, пёстрые и очень разные, и, как старое одеяло, кого-то согреют, порадуют, увлекут? Всё может быть…   А что если оставить их так, как есть. Дать вразнобой. Пусть будет некое «лоскутное одеяло»… Так что – да здравствует мое  «Лоскутное одеяло»!».
     По прочтении записок,   я  вторю  автору:  Да здравствует!  Да здравствует  «Лоскутное одеяло», созданное заботливыми руками  доброго  Человека,    православного Писателя и прекрасной  русской  Женщины!
      Ирина Евгеньевна, насколько гармонично,  естественно и  ярко   Вы  воплотили   в жизнь эту триаду,    свидетельствуют  Ваши   произведения,  ставшие классикой российской словесности,  и  Ваша  подвижническая  жизнь во славу   служения   Господу  и   родному  Отечеству.
     «Человеческое, как  Божественное  творение – то есть, Богом данное – во мне  категория постоянная.   А две другие…    В молодости преобладала, конечно, Женщина, Писатель с трудом с ней справлялся. Однако с годами всё быстрее и основательнее побеждал. Человек и Писатель – слились воедино, заполнив всё моё существо. И это закономерно. Поскольку Писатель – существо не мужского, а среднего рода. В наивысшем понимании этого слова. Миссия его божественна».
     Рассуждая  о дарованном  писателю Господом таланте, вы пишите:  «Как прекрасно слово СО-ЧИНЕНИЕ.   Я со-чиняю.    Есть чин, есть данный Богом образ…   а я, пишущий тут человек, дерзаю действовать, сочинять с Творцом вместе, заодно, быть «СО», то есть – мы вместе в созидании, в создании образа. Но ведь сочинять – Он Сам дал мне право, одарив способностью писательства, со-чинительства.
       И как же это заманчиво, а главное, - ответственно!».
        С дочерней  благодарностью и любовью   Вы рассказываете о своих родных  и близких.  О деде – Аркадии Ивановиче Трошеве, талантливом авиаторе, и  о его роли в формировании личности внучки, о  бабушке – Зинаиде Ивановне Никольской,  дочери хирурга  Ивана Никаноровича Никольского , родителями которого были    священник Никанор Никольский, служивший в сельском храме в селе Сохтонга Горбатовского уезда и  дочь священника Мария Алексеевна Яковлева.
      «Семья – это ведь малая Церковь, и может лишь на любви держаться…    Любовь зажигается от любви. А это, когда – «чтоб тебе, милый, хорошо было. Пусть даже мне будет плохо (позиция моего великодушного Юрочки)».
     Юрий МихайловичРакша –  художник от Бога,   Ваш супруг,  рука об руку с которым  Вы прошли все тяготы жизни: от  полуголодного существования в годы студенчества  только  начинающих свой творческий путь   творцов,   до  снискавших всенародную  любовь и признание,  Художников Слова и Кисти, именами которых  теперь названы планеты во Вселенной – «Иринара» и «Юрий Ракша».
      Любовь, жертвенность, взаимная поддержка,  душевная щедрость  -   на этих принципах Вы построили свою жизнь: «Алчность, корыстолюбие ведут к безбожию. С мужем мы жили впроголодь. Но кусок хлеба Господь давал всегда. По трудам.  Сребролюбие для души человеческой губительно…    Как  считал Юрий Ракша, -   самым прекрасным  остаются на свете Дерево, Лошадь и Женщина. И эти трое почти на всех полотнах».
       И почти на всех полотнах  Вы – его Муза, ему  Богом   данная супруга,  предстаёте перед восхищённым зрителем,  как воплощение женственности, царственного достоинства и исконно русской красоты.
       Читатель узнаёт, с какими  трудностями  пришлось  Вам столкнуться  в процессе издания юбилейного альбома «Художник и Муза». Но, преодолев все препятствия,  этот  «Гимн Любви», увидел свет.
        Человек-Писатель-Женщина –   воплотившаяся в жизнь триада.

      В своих записках,  путешествуя «во времени и в пространстве своей памяти»,  Вы  делитесь с читателями своими размышлениями  об  отечественной  и мировой культуре,   искусстве,  спорте, поднимаете  вопросы, касающиеся     духовного состояния  современного общества.
     Силой своего художественного таланта,  Вы кратко, но ёмко   рисуете словесные портреты Ваших современников: священнослужителей, писателей, поэтов,  музыкантов, художников, артистов,  космонавтов, литературных критиков.
     Герои Вашего повествования - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, игумен Черниговского скита  Свято-Троице Сергиевой Лавры отец Никон,  игумения Пюхтицкого женского монастыря матушка Варвара, Юрий Ракша, И.Эренбург, Б.Пастернак, К.Симонов, М. Светлов, Л.Шепитько,   В.Шукшин,  Ю.Гагарин, Г.Титов, А.Николаев, В.Набоков, М.Ножкин, В.Клыков,  Е.Евтушенко, С.Михалков, Г.Айги,  Ю.Казаков, А. Галич, Ю.Мориц,  А.Третьяков, О.Лепешинская, З.Герд, М.Шагинян, М.Магомаев, Т.Синявская, Б.Руденко, Палад Бюль-Бюль Оглы,  Л.Гурченко, А.Межиров, Н.Дурова, Ю.Казаков,  братья Стругацкие, А.Журбин, Р.Карцев,  М.Жванецкий, В.Сурганов и др.
    У каждого -  свой путь в  жизни и искусстве и свой путь к Богу.
    Большое счастье, что  на поиск своего пути, как Вы пишите,   Вам «не пришлось тратить времени – Господь поставил на нужный путь – И я сразу пошла.  И по сей день не сворачиваю».
      И далее -  «Человек стоит ровно столько, сколько стоят его дела…      А  моё дело – слово!».
    Возможности Слова поистине безграничны.    Слово может   подарить  надежду   или обмануть,  ранить   или  вылечить,  огорчить   или  поддержать в трудную минуту.    Писателю, поэту, как никому иному,   подвластно умение «превращать Золото Молчания и Серебро Слова».
     Так, находясь в Боткинской больнице  в ожидании предстоящей  операции, Вы читали стихи Анатолия Третьякова.   И его Слово – лечило, помогало осилить недуг.  Низкий ему поклон!
     Тогда же, в больнице:  «Перед операцией читала Шмелёва «Лето Господне» …и чуть-чуть пишу! (превозмогая боль)!      
     «Почти гением языка» Вы называете В.Набокова…  И  перечисляете  его бессмертные творения,   в число которых  никак не  вписывается «Лолита»:   «…. Но кроме «Лолиты» - Сто раз кроме!».
      Вы делаете для себя пометку:   «…Надо достать и прочитать книгу  Андрея Визигина «Манифест созидательного национализма».  И  приводите  потрясающую цитату из  его книги –
     «Вне народности нет мышления, нет познания, нет творчества».
      И как приговор   поэту Евгению Евтушенко,   в лихолетье 90-х трусливо бежавшему  в  США,  звучат   Ваши  строки:    «Биографию создают поступки.  Предательство.   В   90-е   покинул  Россию.     И это – конец роду.  Его роду. Его корням, которые он некогда  якобы так любил и ценил».   
      Вы же, в  роковом для России 1991 году,  и  Ваш духовный наставник, игумен Черниговского скита  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,  отец Никон,  совершили паломничество на Святую Землю.  В  те страшные годы   все  русские православные христиане  истово молились  о сохранении нашего Отечества:   «Несмотря на атеизм, моя Россия, даже советская, всегда оставалась страной Православной.    Это и спасло её от окончательного распада».
         В эти  смутные годы   композитор Александра Пахмутова и  поэт  Николай Добронравов создают свой шедевр – песню «Не зови в дорогу, не зови»,  где, как  молитва, звучат бессмертные строки:
   «Вот пришло письмо издалека,/ Где живут богато и свободно. /Пусть судьба страны моей горька,
Остаюсь с обманутым народом… /Мы ещё  от жизни не ушли./Свет берёз не весь ещё распродан,
И вернутся снова журавли,/Остаюсь с обманутым народом./Не зови в дорогу, не зови.
/Верой мы сильны, а не исходом./Не моли о счастье и любви,/Остаюсь с обманутым народом.

     Когда эту песню  в разных по численности и социальному составу аудиториях  исполняли  Людмила Зыкина и  Иосиф Кобзон,  зрители,  не скрывая слёз,  слушали её стоя!
    Вот как об этом писал Кобзон(  Note:   И.Кобзон. Песня, Суть, Музыка.):
    «Остаюсь с обманутым народом… И благодаря этому началу мы понимаем итоги рассуждений автора:  «Верой мы сильны, а не исходом», суть которого в том, что СССР, а теперь Россия, - не «эта» страна, а НАША.
     А источник же иной струи (other stream) – это  такая философия, в которой человек (а уж тем более страна) – это такой же неодушевлённый  предмет, как, например, холодильник.  А потому – им можно просто пользоваться».
    И такие  «пользователи», увы,  были всегда.
    Это они  выдворили из  СССР Александра Галича, «романтика, погибшего, похороненного в Париже». Но судьба распорядилась так, что его песни вернулись на  горячо им любимую Родину, на которую он  обиды  никогда не держал:
 «Как же странно мне было, мой Отчий Дом,/ Когда Некто с пустым лицом,/ Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том, /Я не сыном был, а жильцом.
 … Но когда под грохот чужих подков /Грянет свет роковой зари /Я уйду, свободный от всех долгов,/ И назад меня не зови. /Не зови вызволять тебя из огня, /Не зови разделить беду. /Не зови меня /Не зови меня. /Не зови.
        Я и так приду!».
      
      Мы, поколение родившееся в  военные и первые послевоенные годы, воспитывались  на примерах своих отцов и дедов, победивших фашизм и не помышлявших о жизни нигде, кроме своей родной страны – нищей, голодной, больной, но  от того ещё более любимой.   По радио транслировались замечательные патриотические песни, написанные поэтами и композиторами, участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла.
     «Летят перелётные птицы в осенней дали голубой, /Летят они в дальние страны, а я остаюся с тобой,/ А я остаюся с тобою, родная навеки страна./ Не нудно мне солнце чужое, чужая земля не нужна,/ Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна!».
      О  поэте и композиторе Михаиле   Ножкине,  авторе песни «Последний бой», прозвучавшей  задолго до 90-х, Вы пишите: «И музыка, и слова его. Даже если бы он больше ничего не создал – снимаю шляпу!»:
     «Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной, /Последний раз России сможем послужить, /  А за неё и помереть совсем не страшно, /Хоть каждый всё-таки надеется дожить…   Ещё немного, ещё чуть-чуть,/ Последний бой – он трудный самый,/ А я в Россию, домой хочу,/ Я так давно не видел маму…».
         Помню, какое   неизгладимое впечатление произвела  на нас  в 70-х годах прошлого века  песня, на слова  поэта Юнны Мориц «Как молоды мы были»,  в исполнении композитора Александра Градского, в которой, как завет, нам и поколениям грядущим  звучат слова – «Что б тебя на пути не теряли, постарайся себя не терять».
     «А вот такие великие евреи наши, как Левитан, Пастернак, Мориц – это гордость и верность России. Они воистину самые русские. Снимаю шляпу».
     Мне с детства запали в душу слова из песни «В лесу прифронтовом» Исаковского –  «И что положено кому, пусть каждый совершит».   Как со старым, верным  другом,   встретилась я с ними  в Ваших  записках.
     В песнях – душа народа. Поэтому, нынешней  молодёжи  полезно напоминать, какие песни согревали души их отцов, матерей, бабушек и дедушек.
      Вы  вспоминаете, Ирина Евгеньевна,  как на фоне алтайского хребта Бабур-хан,  молодежь, работавшая в совхозе «Урожайный»,  в котором Вы начинали свою трудовую жизнь ,     исполняла песни  советских композиторов – «Родины просторы…»,  «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Ох ты, зима морозная» и многие другие , и какое это было счастливое время.
    В ЛИТО «Избранники муз», я не так давно  беседовала с группой  современных «продвинутых» молодых людей об искусстве. Ребята считают, что эти песни слишком  просты и  наивны. Но, вместе с тем, меня порадовало то, что   молодежью  не осталось незамеченным главное, то, что эти песни пробуждают и воспитывают чувства добрые.   
    О наивности, о детскости Вы пишите, как о благе,   приводя строки из Священного Писания: «Аще не будете как дети – не войдёте в Царствие Небесное» - Так что, наивности не стыдитесь!», ведь  только там,  «где просто – там ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного».
     Таким  нам и запомнился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, с которым   Вам, Ирина Евгеньевна, посчастливилось  удостоиться  встречи и беседы.  В декабре 2008 года Первосвятитель  Русской Православной Церкви отошёл ко Господу. В эти скорбные дни Вы делаете запись: «Горе горькое Душу ломит, щемит.   Умер  Патриарх  Московский,    любимый Алексий II.   А   ведь   я с   ним встречалась.  О Плевицкой, моей бабушке вспоминал.   Я ему подарила выпущенную  мной в тяжком  93 году книгу (впервые в России) её мемуаров. ..
   Рука теплая, мягкая…».

    Доброты,  сердечности, естественности в отношениях   так не хватает  нашей молодёжи,   живущей в мире   узаконенного чистогана и  безбожия.  «Бери от  жизни всё, что можешь , - кричат  ей со всех сторон,  -  Бери хоть крохи – всё равно! Ведь жизнь на жизнь не перемножишь, а дважды  жить нам - не дано!».
    Жалко их,  при живых родителях сиротах.
 
     Не пробуждает добрые чувства и  вновь ставшее востребованным   модное, так называемое, элитарное, авангардное  искусство.   А русский классический реализм, - «в загоне», и   Вы напоминаете читателю  о том, что «всё подобное уже было в начале 20-го века. И  это оказалось опасным».
      На мой взгляд, история  только тогда сможет научить   нас не совершать ошибки, бесконечно  «наступая на  одни и те же грабли», когда   мы  всей душой поймем, что  без духовного просвещения, нам не справиться  с  задачами, которые ставит перед нами жизнь.
     И в этом  первым помощником    Русской Православной Церкви может   и   должен     стать   писатель – духовный наставник, писатель-патриот,    благодаря которому   читатель научится  «воспарению   над мелочами» ,  поймёт, что «чем ближе к Богу, тем, в общем-то , мы ничтожнее. Ничто, никто и звать никак»,  и, что «для христианина  жизнь – впереди!   А сомневаться – грешно!».
     Ирина Евгеньевна,  Вы задаёте себе вопрос: «Чего бы я хотела? ,-  и отвечаете, -  Очень бы хотелось, чтобы читали мою прозу.  Чтобы у меня было много-много читателей.  Ах, как бы я всё же хотела, чтобы литературу, тексты читали запоем, как раньше. Ведь говорили  -  «Россия – самая читающая страна»!  Может и возродимся?».
     Верую – возродимся!
     Дорогая Ирина  Евгеньевна,  желаю Вам –   нашему всенародно любимому  писателю, публицисту,  духовному наставнику миллионов читателей,   достижения новых  высот   на пути    восхождения к вершинам  Русского Православного Слова.

 Храни Вас Господь.
С поклоном, благодарностью, любовью.
 
Ваша  почитательница и ученица, грешная раба Божия Анастасия.
  24 июня 2019 г.   
         


Рецензии