Передача Музыкальный ринг

«Музыкальный ринг» — это запущенное в 1984 году на Ленинградском телевидении концертное  ток-шоу. Сюжет такой — на оформленной в виде боксерского ринга сцене выступают музыканты, а сидящие в зале профессиональные критики, композиторы, журналисты и просто слушатели задают вопросы, ругают и защищают артистов. Сами исполнители «отбиваются» от нападок вопрошающих — собственно, поэтому передача и получила такое название.

Шоу открыло или дало новый трамплин куче звёзд прошлого и настоящего, долгие годы было площадкой для музыкальных дискуссий и местом для озвучивания претензий к артистам. «Музыкальный ринг» открывал и новые технологии — так, например, в эфирах передачи уже в конце 1980-х использовалось голосование по телефону и подсчет результатов компьютером.

С годами «Ринг» то закрывался, то открывался, иногда менялся и сценарий — так к концу 1980-х концепция подразумевала уже столкновение музыкантов (критики при этом никуда не пропали). С годами градус страстей, разнообразие и интересность претензий вместе с подкованностью критиков неумолимо падали, в 1990-х многие музыканты выступали под фонограмму. В какой-то момент династию Тамары и Анастасии Максимовых на посту ведущих сменили Тимур Родригез и Михаил Боярский, но это уже современная история совершенно другой передачи.

Так или иначе, «Музыкальный ринг» стал площадкой, где в разное время играли «Отпетые мошенники» и Билли Джоэл, Трофим и Сергей Курёхин с «Поп-механикой», «Любэ» и DJ Грув. Сейчас можно отсмотреть десятки сохранившихся выпусков, и я  выбрал несколько самых любопытных.

Год: 1986.
Чем запомнилось: юным Борисом Гребенщиковым, искренне рассказывающим о своём творчестве с позиции не гуру, но друга.

Конфликт: критики разделяют любительское и профессиональное музицирование, утверждая, что такие, как «Аквариум», должны либо играть после работы, либо быть обвинены в тунеядстве. Обсуждается смысл текстов, которые многим непонятны и кажутся случайными и символичными. Прозвучали нападки и на абсолютно нейтральный внешний вид музыкантов, но в целом реакция критиков кажется даже комплиментарной. Особенно если учитывать, что двумя годами ранее «Аквариум» уже выходил на «Ринг», где из-за цензуры был абсурдно представлен пародийной группой — приходилось поддерживать легенду. С той передачи сохранился небольшой отрывок видео.

Год: 1986.
Чем запомнилось: танцами Евгения Хавтана с озорной челкой-завитушкой и молодецкими усами! Ну и, конечно, почти юной Аллой Пугачёвой, готовящей себе смену в лице ещё не особо-то и эксцентричной московской певицы Жанны Агузаровой. А ещё — ранним исполнением песни «Синеглазый мальчик», которая звучит здесь очень футуристично.

Конфликт: по мнению многих присутствующих, музыка «Браво», о боже, слишком развлекательна. Многие атаки легко отбиваются уже заслужившей на тот момент пожизненный кредит доверия Аллой Пугачёвой, но у такого покровительства есть и обратная сторона — в какой-то момент за участников группы становится обидно, ведь большинство вопросов задаются не им. Кажется, что мотивация Аллы Борисовны поддержать молодой московский коллектив — явление для критиков куда более интересное, чем то, что играют «Браво».

Год: 1987.
Чем запомнилось: обаянием Сергея Курёхина; перформансами умеренной степени безумства; Виктором Цоем, минуты играющим два аккорда; высокотехничными джазовыми этюдами и абсолютно невысокотехничным всем остальным.

Конфликт: главную претензию можно сформировать словами одного из критиков — «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Собственно, эта и все подобные претензии разбиваются утверждением маэстро, что музыка «Поп-механики», в общем-то, понятна. Большинство вопросов гуляет вокруг мнимого конфликта искусства и недешифруемого привычными способами творчества. Возможно, это самая горячая дискуссия за время существования передачи и, пожалуй, самое популярная запись выступления «Поп-механики».

Кто-то в зале в какой-то момент говорит, что принятие таких явлений, как «Поп-механика» проходит через три стадии: «это бред», «это вред», «мы тоже помогали!». Интересно, сколько из осуждавших Курёхина и музыкантов за дискредитацию искусства сейчас с гордостью вспоминает, что был тогда в зрительном зале?

Год: 1987.
Чем запомнилось: эффектным выходом и открывающим выпуск «Буги-вуги», кудрявым Николаем Фоменко и безумствующим фанатским клубом, готовым рвать за любимую группу.

Конфликт: недовольство критикующих связано с отношениями между группой и фанатами — всем кажется, что «Секреты» слишком легкомысленны и преступны в своём нежелании выполнять воспитательные функции. Участники клуба поклонников же рассматриваются интеллигенцией как рыбки, неспособные самостоятельно анализировать реальность и отделять хорошее от плохого — тут, по мнению критиков, без нравоучений кумиров не справиться. «Секреты» то огрызаются, то отвечают вполне учтиво, защищая интеллектуальность поклонников и право музыки на развлекательность.

А вот как на передаче подавали шансон.  Во второй половине 80-х и в самом конце 90-х по Центральному телевидению шла популярная программа «Музыкальный ринг». В «нулевые» ее пытались возродить на НТВ. Артисты «сражались» за победу, не обходилось и без шансонье. Но доказывать свое место на сцене нужно было не столько слушателям, сколько музыкальным критикам.

Тот выпуск «Музыкального ринга» посвящен не столько шансону, сколько бардовской песне. Но учитывая близость этих жанров, не рассказать об этой передаче — просто преступление. Евгений Клячкин, Леонид Сергеев, Виктор Федоров и Александр Розенбаум под гитары исполняли свои песни, а между ними отбивались от вопросов журналистов.

Вот, например, один из «острых вопросов»:
— Мы сейчас слушаем вас, будем слушать других бардов. Создается впечатление, что за последние лет 15 форма бардовской песни не изменилась почему-то. Как вы пели такие песни, так поете и сейчас. И гармония та же самая, грубо говоря, вокруг «ля минора». И мелодия одна и та же. И почему-то это все любят. Почему?

— 15 лет назад вы разговаривали на русском языке? — задал встречный вопрос Леонид Сергеев. — Говорили, задавали вопросы, вам было холодно, больно, страшно, испытывали чувство любви на русском языке. Зачем что-то менять? Почему я должен выражаться по-другому? Я выражаюсь так, как выражаюсь я.

Подобные претензии и к бардам, и к шансону звучат спустя десятилетия. Но поклонники у музыки никуда не пропадают. Также подпевают из зала «На ковре из желтых листьев в сумраке в платьице простом», аплодируют и получают удовольствие от понятных всем мелодий.

В середине программы зрителю показывают уже не сцену, а жаркие споры в кулуарах. Евгений Клячкин нелестно высказывается о Розенбауме, а Александр Яковлевич дает в ответ рецепт успешной песни: « Стихи, музыка, вокал, игра на инструменте и внешний облик. Если эти пять компонентов присутствуют, уже песня пролетит.»

1999
На шансон тогда действовал негласный запрет на ТВ, хотя люди все эти песни знали и пели. Да чего уж! Знают и поют и сегодня.

Осмелились. Записали программу. «Музыкальный ринг», на котором выступали Катя Огонек, Гена Жаров, «Братья Жемчужные», «Амнистия-2», Слава Медяник, Таня Кабанова и Трофим собрал 40 процентов зрителей у экранов. Для сравнения: тогда топовые программы собирали 16-20% и это считалось успешным.

Ведущая объявила, что в «легкой весовой категории» выступают Братья Жемчужные и Слава Медяник, Катя Огонек и Татьяна Кабанова. В «тяжелом весе» сыграли Геннадий Жаров и Трофим.

— Почему вы не уезжаете из России? Могли бы, как Шуфутинский, прославиться в эмигрантской тусовке в США, — спрашивали «Братьев Жемчужных» на их первом за 25 лет творчества ТВ-эфире.
— Цыган в Америку не пускают, — ответили музыканты.

Коллектив невозможно не любить. Посмотрите, как задорно взрослые мужики рассказывают дворовую байку под музыку:
Как на Дерибасовской,
Угол Ришельевской,
В восемь часов вечера
Разнеслася весть,
Что у нашей бабушки,
Бабушки-старушки,
Шестеро налётчиков
Отобрали честь.
Оц-тоц-первертоц.

В финале программы у Сергея Трофимова состоялся диалог с одной из критиков:
— Сергей, вы в своих блатных песнях затрагиваете социальные проблемы, поднимаете острые темы...
— Извините, у вас смешение жанров. Это не блатные песни, а социальные как раз.
— Ну, хорошо. Это что? Вы пытаетесь заменить рокеров, которые изменили своим прежним идеалам и ударились в попсу?
— Ни в коем случае. Я — это я. Как пою, так и есть.  Все по-честному.

Успех первого «Музыкального ринга» со звездами шансона подтолкнул создателей программы ко второму выпуску — битве Михаила Круга с Сергеем Трофимовым.

Круг пел 7 хитов в прямом эфире. Трофим исполнил не только свои нетленки, но и решил поэкспериментировать в духе рок-н-ролла. Судьи отдали победу Кругу. Хотя оба героя выступали на равных.

Кстати, в сериале «Легенды о Круге» обыгрывается участие Михаила в этом поединке. Особенно часть с каверзными вопросами от журналистов и критиков. Ну и сами песни, конечно. Куда без них.

2010
В 2010 году на канале НТВ появилась реинкарнация «Музыкального ринга». Михаил Боярский и Тимур Родригез, улыбаясь, объявляют: «Воровайки — Хоп, мусорок!». Выходят девочки и заводят про мусора, который гонит шнягу не по делу, парит про нары и конвой. Ну, текст вы все знаете.

Дальше на сцене появляется группа «Лесоповал» и их «Не укради! — Вот тут я дал, вот тут я дал, в натуре, маху».
Во втором туре коллективы меняются репертуарами и поют нетленки друг друга.
А третий раунд гениален. Как назвал его Боярский, «раунд-мечта, в котором наши артисты исполняют песни своих кумиров».

Одна из Вороваек спела That’s the way it is — Селин Дион. А Лесоповалу Боярский крикнул: «Плиз, Deep Purple!». И зазвучала Soldier of Fortune.

Критиков Сергея Соседова и Антона Красовского разрывало. Их цитаты приводить не будем, там всё дело в эмоциях.

Лесоповал по результатам зрительского голосования и количеству присланных смс выиграл. В финале все дружно поют «Погоду в доме» Долиной.
Шоу удивительное.

Резюме
Записи «Музыкального ринга» стали документами разных времён и повесток в музыкальной индустрии. Шоу было площадкой, на которой аккумулировались все дискуссии в области популярной музыки — любой вопрос, который мог сформулировать слушатель к музыканту, звучал и, что важнее, на него давался какой-то ответ. Сейчас такой площадки нет, а критики с претензиями выступают в роли мужиков, кричащих на облака.

С одной стороны, здорово, что от музыкантов наконец-то отстали — мало кому нужны эти эфиры, поддержка продюсеров и социальное одобрение. А с другой — кажется, с выключением из дискуссии самих артистов мы потеряли важнейшую часть диалога, общения внутри индустрии и много интересного вокруг музыки. Просто потому, что в какой-то момент мы перестали задавать глупые вопросы.


Рецензии