Вор

                Пусть присяжные прощают преступников,но беда,если
                преступники сами начнут прощать себя.
                Ф.М.Достоевский


   Случилось это ещё до переворота - когда царь-батюшка жаловал казаков,позволяя им свбодно селиться,трудиться,торговать,строиться и вести свою,ни на какую другую не похожую,казачью жизнь в  междуречье Кубани и Дона.
   Крепки были казачьи хозяйства. Крепки и богаты - земли плодородные,стада тучные,семьи многодетные и набожные - ни одной воскресной службы в церквях не пропускали. Имели даже каждый свою особенную одежду - торжественно-скромную и красивую одновременно,которая использовалась только для похода в храм.
   Мой прадед - Наседкин Федор,был как раз одним из таких зажиточных казаков с огромным хозяйством и целой толпой домочадцев - от стариков до правнуков. Помогать "вести дом" были наняты работники - два молодых,рукастых,здоровых парня из неимущих,пришлых невесть откуда. Работали старательно - даром хлеб свой не ели. Однако были совершенно разные: Василий - растрёпа,гулёна и любитель до горилки и Савва - молчаливый,спокойный,всегда аккуратно одетый и ни минуты без дела не сидевший. Постоянно,если не в поле и не со скотом или собаками,коих тоже было немало - прадед был заядлым охотником - то каким-либо рукоделием всегда был занят. Даже одежду себе шил и штопал сам сидя на завалинке или в сарае. Столовались оба работника вместе с хозяевами - за одним столом,как члены одной семьи.

                ------------------

   Однажды,глубокой ночью,услышала моя прабабка Луиза сонный голос Кати - младшей дочери:
- Мама! С меня одеяло кто-то стаскивает!
- Спи,доня! Это тебе сон страшный приснился...
   А наутро обнаружилась пропажа домашней утвари - и не только нового одеяла Кати,но и храмовых одежд,разложенных накануне по всей горнице после службы,праздничного кухонного набора,столового сервиза.
   Оторопевший хозяин,выйдя из ступора,бросился на чердак,где хранились окорока,заготовленные накануне в специально устроенном дымоходе. На чердаке тоже было пусто...
   Поиски преступников станичной властью ничего не дали,а в губернские сообщать о происшествии не стали - не захотели огласки.

                ------------------

   Прошло время...
   Как-то осенью,после открытия охоты на зайца,прадед снарядил свою охотничью ватагу и отправился за добычей. Проходя убранными уже полями,собаки вдруг ринулись,как по команде,к большой скирде на краю поля и стали азартно разгребать сено. Подошедшие охотники в изумлении обнаружили в скирде украденный скарб,в том числе и остатки окорока. Посовещавшись,станичники решили оставить всё,как есть и устроить на ночь засаду,сохранив находку в секрете.
   Ночью к схрону явился Савва и был взят с поличным...

   В казачестве в те времена был жёсткий обычай расправы с ворами. На него цепляли всё наворованное и прогоняли по станице нагайками с гиками и криками - чтобы все слышали и видели,что ожидает вора.
   Повесили и на Саввушку украденное им,в том числе и остатки окорока и погнали по станице,время от времени постёгивая нагайками.
   Во дворе у прадеда вора разгрузили и заперли в сарае. Решено был с раннего утра послать нарочного в окружную жандармерию для принятия надлежащих мер.

   Да оказия случилась - ремень снять не догадались с Саввушки. Тот на нём и повесился в ночь...


                (Из воспоминаний престарелой казачки)
   

   

               

   
   

               

   


Рецензии