Серебро дороже

         
      Из цикла "ВСЯ правда о тебе?"
        "История души человеческой....едва ли не любопытнее истории целого народа..."
    М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени

   1 сентября 1962 года я начал учёбу на первом курсе Казанского Технологического Института, а ты  в 11 классе школы №6 города Присурска.
       К сожалению, и в последний школьный год ты продолжил свои безобразия, за которые в прошлом тебе редко ставили в четверти оценку 5 по поведению. Да ладно ещё 4 балла, а то нередко и 3. Недаром у тебя в свидетельстве  об окончании семилетки  отличные оценки по всем  предметам, но  написано – при хорошем поведении. А ведь у подавляющего большинства школьников  поведение во всех документах в те времена было отличное. Слава Богу, это свидетельство пришлось предъявлять только при  зачислении в восьмой класс средней школы  и слова «при хорошем поведении» не привлекли внимания администрации.
      А всё твой характер дурной, любовь, как ты говорил, к психологическому эксперименту. Не смотря на  твои незаурядные способности и усиленные занятия почти по всем дисциплинам, независимо от удачной общественной работы (постоянный корреспондент и автор литературного раздела городской  и редактор школьной стенной и радио газет, активный участник  художественной самодеятельности, ведущий городских молодёжных мероприятий  и т.п.), поведение в школе у тебя было аховое.
     В подтверждение этого приведу несколько характерных примеров  из истории  11 –го  класса.
               
   Литература

      Литературу  вела классная руководительница, весьма образованная и интеллигентная женщина – Анна Антоновна Томинская  (Ты дал ей прозвище Тома). Ты, хотя и не очень тесно, дружил с её сыном Антоном, бывал у них дома, где иногда консультировался немного с Анной Антоновной по русскому языку, так как исключительно целеустремлённо пытался усовершенствовать свою квалификацию в этом, на самом деле сложнейшем и объёмном предмете, содержащем огромное число правил. Кстати, дом Томинских  (частный, деревянный, с большим садом и огородом) располагался  буквально в тридцати метрах от вашей школы.
         И вот в конце сентября на очередном уроке литературы происходит следующее.
         Тома  начала занятие с небольшого опроса по ранее пройденному материалу. В частности, спрашивает твоего соседа по парте и наиболее близкого друга из этого класса,  Стёпку Вавилова:
  – Кто написал поэму «Витязь в тигровой шкуре»?
Стёпка мнётся. Я ему шепчу:
 – Поэму «Витязь в тигровой шкуре» написал великий грузинский поэт
Тарас Григорьевич Шевченко.
     Вавилов громко, чеканя каждое слово, повторяет эту фразу. Естественно, раздаётся дружный хохот лучших учеников класса. Стёпка бросается на меня с кулаками. Анна Антоновна, еле сдерживая смех:
    – Ох, Вавилов! Когда же ты учиться начнёшь?! Садись, успокойся! Чувствую, это тебе Ёжиков подсуропил. Опять ты , Игорь, за свои провокации взялся, смотри у меня – поставлю три по поведению!
      Далее Тома перешла к характеристике героев романа Михаила Шолохова «Поднятая целина». В частности, когда дошла очередь до Макара Нагульнова, она с пафосом вещает:
   – Макар всей душой предан советской власти. Настоящий коммунист!
Ты, перебивая Анну Антоновну, вопрошаешь с места:
   – А как же нам тогда относиться к его словам (я не дословно цитирую, но смысл передаю верно) – «Для целей революции я расстреляю  тысячу баб, ребятишек»? А разве не для них делалась революция, Анна Антоновна?.
  Тома:
     Ну, Нагульнов в своей сверхреволюционной страстности допускает перегибы, за что его райком  партии и наказывает…
         Затем, когда она закончила свою речь, села за  преподавательский   стол и уткнулась в журнал, ты, сделав насколько было возможно презрительный взгляд ( типа как смотрят на последнюю шлюху), уставился на  опущенную голову Анны Антоновны. Через некоторое время, подняв  голову, она усекла твой пристальный взор, ваши глаза встретились, но ты нагло, не мигая, продолжал свой похабный взгляд. Вдруг по  лицу Томы пошла полосой, начиная со лба, красная краска, и когда эта полоса дошла до подбородка, Анна Антоновна резко вскочила и, ударив журналом о стол, крикнула:
   – Ёжиков! Выдь из класса!
Так как  ты свою выходку делал молча, только глазами, и никто из одноклассников ничего не заметил, ты, с наигранной обидой в голосе, ответил:
   –За что?! Я же ничего не делал, сидел тихо, как мышка. Не выйду!
Она, уже со слезами на глазах, кричит:
   –Выдь из класса!
   – Не выйду! Что Вы так разнервничались – даже вместо выйди – выдь говорите, как неграмотная!
     Видя, что ты не реагируешь на её крики, Тома выбегает из класса и через некоторое время, растрепанная и заплаканная, возвращается с директором школы  Василием Ивановичем Николаевым ( прозвище Чапай). Тот пытается разобраться в инциденте. Но ты  утверждаешь:
– Василий Иванович! Я не знаю, почему Анна Антоновна  так на меня (ни за что!) взбеленилась. Я сидел тихо, вообще ничего не делал. Спросите ребят!
Все хором:
–  Ёжик  правду говорит!
Тогда Чапай уводит нас с Анной Антоновной в свой кабинет.
Там Тома, рыдая,  чуть не голосит:
   – Василий  Иванович, что хотите делайте, но выбирайте  либо он в классе, либо я!
   – Анна Антоновна, но как Вы себе это представляете? У нас же нет параллельного 11-го класса! И кроме того, Вы же их классный руководитель, Вы же с ним должны не только на своих уроках общаться?!
    – Василий  Иванович, я всё сказала. Выбирайте.
    Чапай  вызвал в кабинет завуча Ираиду Ильиничну Зиганову (Зигу) (которая почему-то всегда нормально к тебе относилась – возможно, потому, что никогда в вашем классе не преподавала). Ираида Ильинична, выслушав информацию о конфликте с непонятной реакцией учительницы на безмолвное поведение ученика, предложила:
   –Ёжикова на уроки литературы не допускать, то есть перевести на самостоятельное обучение, если  он согласен. А поскольку Игорь очень неплохо знает литературу и много ей занимается, готовясь к поступлению на факультет  журналистики, он, думаю, это осилит,. Я могу его периодически проверять по разделам, и сочинения он будет сдавать мне, я буду их оценивать.
     На том и порешили, причём никаких письменных оформлений или постановления педсовета не сделали, Это были просто устные договорённости.

                Tschuwasche

    До 11-го класса немецкому языку вас  учила  Марина Григорьевна Серова (Сера), кстати, соседка по улице твоей родственницы, маминой сестры тёти Глаши Молотовой. Вовчик, сын Серы, пацан примерно твоего возраста, вы нередко пересекались, так как жили  рядом, на параллельных улицах. Марина Григорьевна слыла довольно замкнутым человеком, одевалась весьма просто, почти бедно, выглядела нездоровой и вяловатой. От тёти Глаши ты слышал, что муж Серы имел деспотичный характер и погуливал. Усиленно занимаясь немецким языком, ты понимал, что Марина Григорьевна не обладала высокой квалификацией и не усердствовала, чтобы совершенствовать его.

     В 11-м классе вам представили нового преподавателя немецкого языка  – Андрияна Никаноровича  Павлова, про которого говорили, что его перевели из Чебоксар, выгнав из университета за пьянки и нередкие скандалы. Ещё добавляли, что он –  кандидат педагогических наук, но человек очень нервный, вспыльчивый, горячий не в меру.
     Павлов был второй в школе (после директора ) преподаватель чувашской национальности. Естественно, он мгновенно получил прозвище Чуваш. Говорил он по-русски с очень неприятным  акцентом, в котором что-то, конечно, было от чувашского языка, но не это главное. Видимо, у Андрияна Никаноровича  имелся какой-то врождённый  дефект полости рта. Такое впечатление, что язык его во время речи несколько заворачивался внутрь.
    У тебя с этим «оригинальным» преподавателем где-то во второй половине учебного года случился ужасный конфликт.
    Перед его уроком на чистой  доске крупно и жирно ты мелом написал;
                Tschuwasche
(Чуваш по-немецки). Андриян, естественно,  разозлился, пытался  узнать – кто написал? Но однокашники заявили, что эта надпись появилась ещё до их появления в классе.
     На следующей неделе,  на перемене ты в шутку, подтрунивая, сказал Зойке Зотиной (Зайке):
  –  Ду бист айне  Хюре (Du bist  eine  Hure)  (Ты – шлюха, проститутка) , Причём с издёвкой  повторил фразу несколько раз и даже пропел.  Зойка тут же пошла в учительскую к Андрияну за переводом. И он у неё выцыганил, что это ты написал на классной доске  Tschuwasche .
    А за день до описываемых событий, ты в коридоре обменивался мнениями со знакомым  десятиклассником  об особенностях чувашей. При этом ты, довольно громко и с некоторым гонором,  вещал:
    –Недавно, в поезде Рузаевка–Канаш, при мне, один поддатый пассажир чуть не на весь вагон с явной злостью утверждал: «Чуваши? Да у них национальная болезнь – трахома, от грязи, глаза-то не моют!»
     Андриян Никанорович, проходивший мимо, вами незамеченный,  услышал  последнюю фразу и буквально бросился на тебя, шипя и брызгая слюной:
    – Ты – русский, русский щенок, подонок, руссишь швайн!.,.
     Но ты успел увернуться от него, и выбежал из коридора на школьный двор, а Чуваш гнался за тобой, и тебе пришлось от греха подальше перелезть через  забор на улицу. И так спастись от разьярённого Андрияна.

                Драка

    В последний учебный день той же злосчастной недели у вас была производственная  практика на мебельном комбинате. Поскольку ты от работы в редакции «Большевика», которая засчитывалась ранее тебе как производственная  практика, отказался, то теперь ходил со всеми на комбинат овладевать профессией столяра.
    Вы со Стёпкой Вавиловым доводили собранный уже комод для сдачи под лакировку – убирали заусенцы, подшлифовывали  шкуркой шероховатости, шпаклевали трещинки и т.п. Во время перекура решили сходить на другой конец столярного цеха побалагурить с Колькой Силачёвым. Тот, как с ним частенько  случалось, был не в духе. Он сосредоточенно строгал фуганком доску для крышки очередного комода и явно нам не обрадовался.
     Стёпка злорадно спросил:
    – Что, Силач, опять твой папка-майор взбучку устроил за самую хреновую в классе успеваемость?
   Колька побагровел, сжал зубы, но продолжал молча строгать. Тогда ты, подойдя поближе  к его верстаку, усмехаясь, выпалил прямо в Колькино «личико»:
     – Небось и офицерского ремня опять обломилось?
И тут Силач врезал тебе правым кулаком в скулу, да так неожиданно и резко, что голова твоя  сильно мотнулась в сторону, ударилась о высокую стопку дверок для туалетных столиков, свалила её,  и при этом острым углом дверки рассекло тебе щёку под правым глазом. Ты схватил Кольку обеими руками и повалил на верстак.  На шум к вам уже подбежал бригадир Вадим Игнатьевич  (он же куратор вашей практики).  Они со Стёпкой растащили вас в разные стороны.
     Вадим Игнатьевич  строго выговорил:
     – Это что вы себе позволяете?! Здесь  цех, а не двор, не танцплощадка.
Ты, Силачёв, и в прошлом году разок похулиганил над нашим глухонемым работником. Я вынужден доложить завучу о  вашей с Ёжиковым драке на рабочем месте.
   Ты попросил:
– Отметьте, пожалуйста, в своём докладе, что не я начал драку.

                Родительское собрание
     С учётом  описанных выше событий, руководство школы решило провести специальное собрание  вашего класса с вызовом  родителей.
Оно было назначено на среду, на 15 часов (сразу после окончания уроков).
     До собрания стало известно, что отец Кольки Силачёва уже приходил в школу и, обсудив с Томой, Зигой и Чапаем ситуацию с успеваемостью и поведением сына, решил устроить его на работу и перевести в вечернюю школу. Таким образом, в вашем классе осталось  11 учеников из 41-го (столько вас начинало учиться в 8-м классе). И парней только трое.
     Поскольку Силач уже отчислился, основной удар на собрании, конечно, наносился по Ёжикову.
    Слава Богу, родители твои не смогли уйти с работы на собрание, которое на 90 % превратилось в осуждение и «избиение» тебя.
    Началось с эмоционального (до слёз) выступления  Зойки Зотиной:
   – ,,, И как только не издевается Ёжиков над некоторыми девочками! Вот, например, недавно передал мне на уроке записку. Не хочу полностью текст её приводить. Только две строки:
Кажет Зайка женихам обезьянье личико,
А характером она – лицемерный Чичиков!
    А на прошлой неделе он предложил мне повторять за ним громко фразу на немецком языке, которая в переводе  (Андриян Никонорыч здесь и не даст соврать) означает: я шлюха!!!
     Кроме того, Ёжик придумывает прозвища  учителям и одноклассникам, мешает проведению уроков своими ехидными вопросами и замечаниями, специально охаивает чувашскую национальность…
    Ну, далее выступили Тома и Чуваш, обличая тебя в неблаговидных, отвратительных поступках, включая драку с Силачом.
   Надо сказать честно – они тебя достали, ты сидел красный аки рак и уже чуть не прослезился. Но крепился, не вступал в пререкания, не пытался оправдываться. Однако сдерживался ты только до тех пор пока слово не взял отец Жорки Ножкина (директор Сельхозтехники) и стал наезжать на тебя следующим образом:
– А что Вы хотите, дорогие товарищи педагоги? Разрешили Ёжикову работать в редакции газеты, в комсомол приняли и даже в комитет избрали!
Я помню, недавно читал в «Большевике»  его рассказ «К свету» – слабый,
показывает незнание  реальной жизни. Испортите вы парня!...
    Тут тебя прорвало, и с нервной дрожью в голосе ты возопил:
   – Интересно! Извините, но почему Вы обсуждаете Ёжикова, а не своего сыночка (прости, Жора!), который учится существенно хуже меня и по поведению тоже не ангел?! А что касается рассказа – его редакция решила опубликовать, которая, наверно, не хуже Вас разбирается в литературе и в жизни.
И спросите Жору – он хоть какой-то рассказик может написать?
А что касается чувашской национальности, то я по дурости просто повторил фразу, услышанную мной в поезде. Я отношусь к чувашам, как и к любой другой национальности, нормально. И, например, я уважаю и Василия Ивановича и Андрияна Никаноровича, не смотря на конфликты с ними, которые возникли случайно, никакой фундаментальной подоплёки  с национальным акцентом у меня нет.
   
     В заключение выступила Ираида Ильинична, которая попыталась пояснить сложности воспитания молодого поколения. В частности, она отметила, что Ёжиков человек, несомненно, способный,знающий, много хорошего сделал и в школе, и в городе,  но слишком эмоциональный, увлекающийся психологическими экспериментами, у него часто наблюдаются рецидивы мальчишества. Василий Иванович называет Игоря за его проделки умным дураком или интеллектуальным хулиганом. Но есть надежда, что Игорь, взрослея, оставит в прошлом свои художества.
     Собственно, данное собрание, кроме весьма чувствительной проработки,  ничем страшным для тебя не закончилось.
Правда, вечером,  дома  ты получил крайне суровое внушение от отца, которому позвонила Зига и рассказала про твои экстравагантности  и их обсуждение на собрании. И всё-таки Илья Игоревич был не в том состоянии, чтобы, как неоднократно случалось ранее, прибегнуть к физическому воздействию, например, дать тебе оплеуху. Дело, видимо, заключалось в том, что именно в те дни ты писал отцу текст выступления на суде по нашумевшему убийству, где он был общественным обвинителем.

                Пионерская комната

    Наступил месяц май, В школе потихоньку начали ремонт. Первым выселили из  аудитории 11 класс, так как хотели подготовить её к приёму выпускных экзаменов. Вас перевели в пионерскую комнату на первом этаже. Комната  небольшая, прямоугольная, шириной чуть больше двух метров, а длиной около пяти. На противоположной от входа стороне, у окна установили тумбы с красным знаменем и горном с барабаном. Вдоль стен поставили стулья и по два узких стола (не парты), так что между ними не было прохода и ученики могли зайти на свои места только вдоль стен.  У входной двери, поперёк комнаты , разместили  стол и стул для преподавателя.
     Ты сидел в конце правого ряда, на Камчатке, на последнем месте , у пионерских атрибутов.

   И вот на завершающем уроке обществоведения, которое вёл сам Чапай, кто-то из ребят принёс с собой Петрушку – куклу из кукольного театра. Когда она дошла под столами до тебя, ты надел её на правую руку, а потом, пока Василий Иванович что-то смотрел в классном журнале, решил показать Петрушку классу. В этот момент Чапай поднял голову и, увидев твой кукольный «номер», сказал:
   – Игорь, дай сюда!
   Но ты быстро, под столом передал Петрушку хозяину. Чапай, повысив тон, выпалил:
   – Ёршиков, встань!!!
Ты, естественно, не встал, поскольку ты не Ёршиков. И тут у Василия Ивановича прорезалась «постфронтовая» нервозность, и он последовательно  стал кричать, с каждым разом заводясь всё яростнее (поскольку  никак  не мог правильно назвать твою фамилию, и ты не вставал.),  его заклинило
   –Ершов!!! Ёжкин!!! Ёжечкин!!!....
    Чапай рассвирепел, побагровел, встал на стол и пошёл в своих офицерских хромовых сапожках по крышкам столов к тебе, крича:
   – Я тебе волчий билет выпишу!!!
Ты приподнял свой стол и его поверхностью защитился от Василия Ивановича, и отстранил его от себя, и выскочил из комнаты в коридор. Тебе надо было бы сразу выбежать на улицу, благо парадная дверь находилась рядом, но ты не сообразил, замешкался. В это время Чапай  выбрался из комнаты, подбежал, разъяренный, с трясущимися руками  к тебе и схватил за грудки. Он был весьма небольшого роста, худенький, как божий одуванчик. А тебе уже давно приклеили кликуху  Длинный, И по росту, и по весу ты Чапая превосходил, поэтому легко  оторвал от себя его руки и, оттолкнув, умчался на улицу…
     Да-а, не хватало ещё тебе, Игорёк,  под занавес учебного года конфликта с директором школы!
                Последний звонок

    Скоро уже началось подведение итогов учёбы в завершающем классе. Вам
сообщили годовые оценки.  К сожалению, тебе выставили четвёрки не только по литературе, немецкому и обществоведению,  но и почти по всем остальным  предметам, хотя ты знал их, по мнению большинства одноклассников, лучше всех. Конкурировать с тобой по некоторым дисциплинам могла  лишь стабильная отличница, претендентка на золотую медаль Галя Хомутина. Но, главное, по поведению тебе, скрепя сердце, поставили годовую четвёрку (в первой четверти – 3, во второй и третьей – 4, в последней –3). Замечу, что в то, советское время, как правило, по поведению у всех стояло «отлично». А другая оценка считалась из ряда вон и ставилась обычно только зарегистрированным в милиции хулиганам.
      Также вам объявили  те предметы, оценки по которым  пойдут в аттестат. Оказалось, что в аттестат попадут отметки по биологии и географии,  преподавание которых завершилось ещё до 11-го класса. Учила вас этим предметам  Варвара Алексеевна Тимохина (Тима). Она поставила тебе четвёрки, открыто заявив, что за знания  ты заслуживаешь пятёрок, но это поощрило бы твоё недостойное поведение на многих  её уроках.
     В принципе, все остальные предметы  выносились на выпускные экзамены и была возможность улучшить  оценки (если, конечно педагоги с этим согласятся).
Но поведение-то никак не исправить!!! Ты был в трансе – какой тебе вуз с таким поведением и, видимо, с соответствующей характеристикой!!!
   
    Наступил  день последнего звонка, Ты заранее купил первоклассникам два подарка: шикарную, толстую книгу-альбом «Лицом к лицу с Америкой» с цветными фотографиями визита Н. С. Хрущёва в США и небольшую мягкую игрушку-ёжика. И твёрдо решил, что книгу подаришь самому  маленькому и скромному первокласснику, а игрушку тому, кто к тебе подбежит.
Стоял великолепный солнечный день, вся школа собралась во дворе, Первый класс, одетый в парадную форму, с букетами в руках, выстроили в линию, спиной к школе, а вас примерно на расстоянии 20 метров, лицом к ним. Стёпа Вавилов и Жора Ножкин подняли указанную им первоклассницу со звонком в руке и пронесли её вдоль линии первоклассников, а потом дошли до ряда 11- го класса. Далее по команде завуча первоклассники побежали к вам. Ты заметил, что самая активная девочка явно хочет подойти к тебе и получить в подарок книгу-альбом. Но ты отдал ей игрушку. Девочка чуть не заплакала, а ты, заранее выбрав самого невзрачного паренька,  вручил книгу ему.
    К тебе с недовольным видом подошла Ираида Ильинична и, отведя в сторону, сказала:
  – Игорь! Ну зачем ты испортил настроение нашей лучшей первокласснице-отличнице? Она бы твою книгу точно смотрела, хранила, читала. А этот мальчик, еле-еле перешедший во второй класс, испачкает, порвёт и выбросит её завтра-послезавтра. Вечно тебя тянет на экстравагантности. Очень жаль!
      Потом, через много лет, ты, вспоминая последний звонок, начал сомневаться в правильности своего поступка, который явно обидел хорошую девочку, а мальчик вряд ли понял и оценил твой подарок.

                Выпускные экзамены

Ты стал размышлять, маяться – что же тебе делать? Как спастись от четвёрки по поведению в аттестате?
    Есть единственный, но очень призрачный шанс, сдать все экзамены на пять баллов. Преподавательские страсти к концу экзаменов немного улягутся,  и возможно, они не станут тебя топить. Кроме того, школы по традиции  соревнуются в числе медалистов, а у вас и класс небольшой, и претендентка на медаль только  одна – Галя Хомутина. Поэтому, если тебе удастся сдать всё на пять, ты,  с точностью до оценки по поведению, станешь претендентом на серебряную  (из-за четвёрок по биологии и географии) медаль! Так что надо на каждом экзамене, без исключения, получить пятёрку!!!
   Конечно, ты понимал, что это исключительно трудная, вряд ли реальная задача, но другого варианта нет.
     Но первая и главная трудность – первый экзамен – сочинение. С учётом твоего конфликта с Томой, очень проблематично получить пять, если ты напишешь обычное сочинение. Она всегда найдёт к чему придраться  – тему неполно раскрыл и т.п. Поэтому писать на обычные темы – Базаров, Онегин, Печорин, Татьяна Ларина, Пьер Безухов, Григорий Мелехов, молодогвардейцы, Алексей Мересьев и т.д. – практически верный проигрыш. Надо поразить комиссию!!! Но как?
   И ты решил: 1) писать сочинение в стихах, 2) с очень большой вероятностью  одна из тем, как всегда,  будет свободная. И, наверное, патриотическая. Во всяком случае, всегда можно в сочинение на свободную тему впарить патриотические стихи. При этом желательно вставить цитаты из произведений школьной программы. Из Маяковского, Есенина, Пушкина и тд, чтобы показать свои знания литературы.
  И ты стал усиленно, без преувеличения, дённо и нощно готовиться к данному варианту. Ведь, если ты не напишешь сочинение на отлично,  надежда на  медаль рухнет.
  Прежде всего ты собрал свои стихи патриотического, гражданского, политического звучания. Отредактировал и в ряде случаев сократил их. Кроме того, ты написал несколько отрывков, фактически, а в некоторых случаях просто цитирующих наших русских и советских классиков. Выучил всё это наизусть. Таким образом, тебе надо было за время экзамена  успеть сочинить связки и модификации подготовленных дома материалов  под предложенную тему, написать черновик, проверить и подредактировать его и потом переписать набело. Конечно,  ты понимал, что тебе придётся действовать в условиях жесточайшего цейтнота. Но другого варианта тебе не светило.

               
                Сочинение

     С внутренней дрожью ты пришёл на экзамен. Но когда  объявили предложенные для сочинения темы, ты чуть не подпрыгнул от радости: среди них была свободная тема
                «Спасибо, Родина, за счастье                С тобою быть в  пути  твоём!» А. Твардовский.
   
    Ни секунды не мешкая, ты начал реализовывать ранее намеченный план.
Приведу ниже несколько отрывков из твоего «шедевра».

                Касаясь трех великих океанов,
                Она лежит, раскинув города,
                Покрыта сеткою меридианов,
                Непобедима, широка, горда.
                К. Симонов
                Я скажу: «Не надо рая,
                Дайте родину мою».
                С. Есенин

В тихий, синеющий вечер,
Выйду на улицу я,
Волосы гладит мне ветер,
Бледная манит луна.
Тучи, луга наши вымыв,
Тихо плывут на покой,
Клёнам-красавцам любимым
Шепчут берёзки листвой.
А по небесному полю   
К пуху седых облаков
Прядями  юной Ассоли
Тянется дым поездов.
Каждой частицей своею
Взвиться нам хочется с ним,
Спутником в небе белея,
Верить –  мы в космос летим!
……………………………….
……………………………….
Чуткой рукою, чаруя собою,
Чудные краски рисует Заря.
С небом целуясь,
Рассветом любуясь,
В пленительной неге
Томится Земля!
………………………………..
Другие теперь Первомаи,
И песни другие у нас,
Но прежнее знамя сжимает
Всесильным оставшийся  класс.
……………………………….
Поэт побывал  на целинной земле,
На Олимпийской арене.
А если б он в Ледовитый залез,
То там прочитал бы – «ЛЕНИН»! (атомный ледокол)
………………………………
И Кеннеди вымолвил: «Кубу
Задушим железной блокадой!
Пусть сдохнут там красные гады!»
Но Родина  наша великая
Путь преградила войне.
Как же её, светлоликую,
Не любить, не лелеять мне?!
……………………………….
Если «землю, которую завоевал и полуживую вынянчил,
где с пулей встань, с винтовкой ложись,
где каплей льёшься с массами, –
с такою землёю пойдёшь на жизнь,
на труд, на праздник  и на смерть!», (В.Маяковский)
То с Родиной нашей,
Которой нет краше,
Как же одним мы путём не пойдём,
Как же спасибо не скажем за Счастье,
Что в ней родились и живём?!!!

   Пока ты писал сочинение,  кто-то из членов экзаменационной комиссии  заглянул в твою тетрадь, потом стали подходить другие и, стоя за твоей спиной, читали написанный тобой текст, (видимо, им к окончанию экзамена скучно стало). А ты уже страшно спешил переписать набело твою «поэму», поскольку отведённое время быстро истекало, и
остальные  одноклассники заблаговременно сдали свои сочинения. Ты лихорадочно успел уложиться буквально за пару минут до конца. Все члены комиссии собрадись вокруг тебя, И завуч Ираида Ильинична попросила-приказала :
    –Игорь, прочти!

     Вечером городское радио в последних известиях сообщило:
    – Сегодня в наших школах выпускники писали сочинение. Ученик 6-й школы  Игорь Ёжиков написал сочинение в стихах…
   Конечно, ты обрадовался, поскольку считал, что такая сентенция вызовет у преподавателей школы положительные эмоции и повысит твои шансы получить пять!

   Утром ты поспешил пойти к дому Анны Антоновны, с сыном которой  ты дружил. Он вышел  на крыльцо, вы живо беседовали, при этом ты умело маскировал своё волнение. Через некоторое время к вам присоединилась  сама Тома и сказала:
   –Я тебе за сочинение пять не поставлю, не надейся.
Ты ей
  –  Что поделаешь – не поставите так не поставите..
А у самого в груди засосало.
На другой день вам объявили  оценки по сочинению. Тебе – ПЯТЬ!!! Это была первая, но главная победа в борьбе за медаль.
Все экзамены до немецкого языка ты сдавал блестяще, никаких проблем не возникало. По математике, физике ты многие вопросы готовил по университетским учебникам (С. Э. Фриш «Курс общей  физики», С. И. Новосёлов «Специальный курс элементарной алгебры»). Также сильно помогли  тебе журналы «Математика в школе»  предвоенных годов, где публиковались великолепные методические статьи по тригонометрии и некоторым другим разделам..
                Немецкий

      И  вот  наступило время немецкого языка. Ты готовился крайне основательно, все заданные темы вызубрил наизусть, тщательно повторил грамматику.
     Но на экзамене возникла исключительно неприятная ситуация –  вариант текста для пересказа, который вручил тебе Андриян Никанорович,  оказался весьма странным – переводишь (все слова знаешь) , но получается какая-то ерунда типа:
«Густел такой ленивый день, когда жёсткие облака ложатся на верхнюю палубу….»
Насколько ты смог понять – это чрезвычайно образный текст. Смысл его до конца ты не уловил. Но какой-то пересказ составил и ответил, понимая, что, наверно, влип.
     Расстроенный, ты покинул  аудиторию и стоял  грустный в коридоре у фикуса.
Вдруг, выйдя из класса, к тебе подошёл Чуваш:
– Я пятёрку тебе не поставлю!
Ты:
– Ну, не поставите, так не поставите.
И он вернулся в класс.
    Немного подумав, ты предположил, что визит Андрияна свидетельствует о его неуверенности и желании надавить на тебя, деморализовать. И тогда ты решительно пошёл в аудиторию. Едва успев зайти, но ещё  ничего не сказав, ты услышал от  Василия Ивановича;
  – Тебе чего?
   – Дайте, пожалуйста, вариант текста, который Андриян Никанорович предложил мне для пересказа.
– Зачем?
– Я пойду в гороно и попрошу предоставить мне письменное заключение –  соответствует ли данный текст требованиям, предъявляемым к выпускникам средней школы.
Он переглянулся с Мариной Григорьевной и отрезал:
    –Иди, Ёжечкин, погуляй, мы сами тут разберёмся.
И они поставили тебе пять!!!
                Последний экзамен

     Оставался последний экзамен – история. Его ты совершенно не опасался – у тебя не было конфликта с преподавателем, годовая оценка стояла пять, и ты хорошо знал предмет, и память была  великолепная, и на подготовку три дня – можно подзубрить почти всё, если не филонить.
     На экзамене тебя ждал сюрприз. На всех устных предметах, ты выходил отвечать первым, чтобы бесполезно не маяться. Но здесь к тебе подошли и  объявили, чтобы ты не отвечал, пока не вызовут. Оказывается, должны  придти представители ГК КПСС и гороно. Пришли они к концу, ты остался один, тебя и берегли поэтому. Билет  тебе достался по Сталинградской битве и  по ХVII партсъезду.  .
    По первому вопросу ты оттарабанил с цифрами и по количеству войск с обеих сторон, и по самолётам, артиллерии  и танкам. (Вчера как раз эту тему зубрил.)
    А по второму было ещё проще. Дело в том, что в вашей, крайне скудной домашней библиотеке стоял «Краткий курс истории ВКП(б)», которым Илья Игоревич постоянно пользовался при подготовке к политучёбе и партсобраниям. И ты уже с пятого класса штудировал его от корки до корки – интересно было, хотя лично мне этот твой интерес был совершенно чужд (столько интересных книжек некогда читать, а тут ВКП(б)!)!
.  Ответил ты и  на все дополнительные вопросы, в том числе и представителю горкома КПСС.
    Конечно, комиссия осталась очень довольна, впечатлена и тебе поставили пять баллов.
Ура!!! все экзамены сданы на отлично !!!
     Теперь предстояло выяснить, какие же оценки  тебе поставят в аттестат зрелости.
      Как ты и предполагал, борьба школ за медали сделала своё дело – тебе поставили по всем предметам и даже по поведению пять, за исключением биологии и географии.
              Таким образом, ты получаешь серебряную медаль!!!!
Задача решена!!!
      Узнав эту историю на летних каникулах , после окончания мной первого курса, я понял:
                Твоё серебро намного дороже моего золота!


Рецензии