Транзитные Ошмяны

  (Вариант с фотографиями: http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Oshmyany.htm)

  Ошмяны -- типичный белорусский городок в Гродненской области --
с длинной, но почти бесследно прошедшей историей, которая была в
значительной части кровавой. Приблизительно в Ошмянах пересека-
лись интересы литвинов, жемайтов, поляков, немцев и москалей,
из-за чего жизнь в этом городке неоднократно почти исчезала, а
потом возрождалась на остатках жилищ и хозяйственных построек. В
ошмянском случае, похоже, как-то обошлось без татар, поэтому
теперь в Ошмянах наличествуют только три кладбища: католическое,
православное и еврейское.

  Столетиями Ошмяны были приблизительно равнозначны Минску: оба
городишка не являлись столицами ни княжества, ни хоть бы графства
какого. Большими городами в этих местах были Вильня, Городня,
Полоцк и Могилёв. Соль в том, что, как правило, два больших горо-
да не могут возникнуть один недалеко от другого, если только это
не в Рурской области. На малоразмерность Ошмяны обрекла Вильня, а
потом ещё и Минск добавил.

  Маленькие бедные Ошмяны являют себя миру сегодня в основном
тем, что оказываются под ногами у путешественников, пробирающихся
автотранспортом из плебеистого Минска в блистательный Вильнюс, а
то и наоборот. Выбравшись из транспортного средства на ошмянском
автовокзале, проезжающие устремляются в туалет, едва скользя не-
терпеливыми взорами по местным архитектурным достопримечательнос-
тям, которые, впрочем, компактны и скромны, как и Ошмяны в целом.
(Кстати, на автовокзале в Ошмянах платный туалет обходится В ПЯТЬ
РАЗ дешевле, чем в Минске: 1000 белорусских тугриков против 5000.
Ошмянские не борзеют. Правда, ездить к ним далеко.)

  Всё, что в Ошмянах располагается вдоль трассы Минск-Вильнюс, бо-
лее-менее приведено в порядок, так что даже создаётся впечатление,
что Белоруссия -- пусть небогатая, но ухоженная страна в невыноси-
мом удалении от морей, гор и знаменитых городов.

  Через Ошмяны протекает речушка Ошмянка, на которой ниже по те-
чению имеется -- ой! -- гидроэлектростанция. Берега речки, говорят,
кое-где крутые и обрывистые, а главное -- высокие: поднимающиеся
над водой аж на 18 метров (это с 7-этажный дом, если что).

  В сохранившихся документах Ошмяны впервые упоминаются за 1341
годом. В 1384 году их разрушили рыцари Тевтонского ордена, в 1519
году -- москали. В 1683 г. Ошмяны получили Магдебургское право от
самого Яна Собеского. В XVI веке город был одним из центров каль-
винизма в Речи Посполитой. В 1655, 1661, 1677 гг. Ошмяны освобож-
дались от уплаты налогов -- из-за разрушений, причинявшихся
"маскоўскiмi захопнiкамi". В 1831 г. россияне в очередной раз
сожгли Ошмяны и частично перебили ошмянцев, зато в 1845 г. Ошмяны
получили от них новый герб -- правда, с кривицкой "Погоней".

  В 1895 году большинство ошмянцев ещё разговаривало, конечно же,
на белорусском языке идише.

  Вильнюс Ошмянам в два раза ближе и роднее, чем Минск. Ошмянцы в
принципе могут с утра выезжать в Вильнюс, делать там свои дела, а
к обеду возвращаться домой.

  Вообще, из Ошмян удобно драпать на запад: автобусом -- до
Вильнюса, а там -- в аэропорт и далее самолётом, кода вольный дух
возжелает. В самом крайнем случае можно попробовать и через гра-
ницу ползком.

                *  *  *

  Достопримечательности Ошмян:
    - костёл Михаила Архангела (1900-1910 гг.);
    - православная Воскресенская церковь (1873-1883 гг.);
    - бывшее здание синагоги (1912 г. ?);
    - руины костёла францисканцев (XVI в.);
    - здание аптеки;
    - католическое кладбище, на котором есть захоронение польских
      солдат 1920 года;
    - православное кладбище;
    - еврейское кладбище.

                *  *  *

  С сайта en.wikipedia.org:
  "В самом конце советской оккупации НКВД в ночь с 22 июня на 23
июня 1941 года убил и похоронил в одной общей могиле 57 заключён-
ных поляков -- представителей местного населения. Во время нацис-
тской оккупации, начавшейся 25 июня 1941 года евреи Ошмянах были
согнаны в гетто; их духовным лидером был рабби Зав Вава Морейно
(Zew Wawa Morejno)".

  Как ни странно, Зев Вава остался жив, успел пострадать после
войны от польских коммунистов, побыть главным раввином Польши и
раввином хасидской общины в Бруклине. Помер в 95 лет. С сайта
en.wikipedia.org:

  "Zew Wawa Morejno (28 February 1916 - 19 March 2011) was a
Polish and American rabbi. Morejno was born into a hasidic family
in Warsaw. He studied at rabbinical schools in Baranovichi, Mir,
Belarus and in Kamieniec Litewski. In 1939 he became a rabbi in
Zuprany. He survived the German occupation of Poland, serving as
a rabbi in the ghettoes of Ashmyany and Vilnius, and later
(1943-44) he was imprisoned in Klooga concentration camp in
Estonia. During the years 1945 and 1946, he served as dean and
founder of The Advanced Rabbinical School Netzach Israel in Lodz.
From 1948, he served as the Chief Rabbi of Lodz. In 1952, he was
removed from this position by the Communist leadership of Lodz
over a dispute regarding Jewish cemetery rights in the city. In
1956, reinstalled as Chief Rabbi of Lodz, he also became the
director of the Main Religious Council and the Chief Rabbi of
Poland. Shortly, however, he was again removed. Prosecuted
throughout the 1960s by the Communist party for protesting the
destruction of Jewish cemeteries in Poland and for the widespread
resurgence of political antisemitism culminating in the mass
expulsion of Polish Jews in 1968 (March 1968 events), after the
Six Day War. As the last rabbi of Communist Poland, in 1973 he
emigrated to the United States where he became a rabbi in the
Hasidic Ger community in Brooklyn, New York. He died in New York
on 19 March 2011 aged 95."

  Это ещё не самая извилистая еврейская биография эпохи перемен.

  В Ошмянах родился Яков Сапгир (Jakub Saphir, 1822-1886) --
еврейский meshulach (= fundraiser, эмиссар раввинов) и путешест-
венник. Правда, ещё ребёнком он переселился в Палестину вместе с
родителями. В 1848 г. еврейская община Иерусалима послала его в
"южные страны" собирать пожертвования для иерусалимских еврейских
бедняков. В 1854 г. началось второе путешествие Синдбада Якова
Сапгира -- на этот раз для сбора средств на строительство синаго-
ги в Еврейском квартале Иерусалима. Сапгир побывал в Йемене, Еги-
пте, Индии и Австралии и подробно описал жизнь тамошних евреев.
Ещё он описал историю йеменского псевдомессии Иуды бен Шалома,
чем положил конец карьере оного, и исследовательскую работу по
этрогу (родственнику лимона, используемому евреями в праздник
Суккот).


Рецензии