Незабываемый герострат

Индия – огромная стран. С самым большим населением. С множеством древних религий. С разными народами. С прекрасным чаем. Со своими проблемами. Индия покупала много российской нефти.  Про нее много писал Киплинг, который по мнению нашего президента великий писатель. Остап Бендер называл себя любимцем Рабиндраната Тагора. Этнический индус сейчас премьер-министром Британии. А кто из россиян знает имя нынешнего премьер-министра Индии? Думаю, что немногие. А почему тогда знают Байдена? Понятно, он глава очень мощной державы. От его решений многое зависит. Но почему знают не президента Трампа? Почему знают Блинкена?  И почему мир следит за конкуренцией Байдена и Трампа? По той же самой причине – мощная держава.
 
А почему в мире известно имя Путина? потому что он глава России. Но велика ли в мировой экономике роль России? Не особенно. А знают ли в мире кто соперничал с Путины на выборах? Думаю, кроме русских и специалистов по России никто имен Харитонова или Слуцкого и не знает. Да потому что президентами им не быть. а знает зарубежный обыватель, кто премьер-министр в России? думаю, что не знает. А почему же знают именно Путина?  Он так разительно умнее всех своих соратников? Он хорош собой, как Клинтон? Он из клана миллионеров, как Буш или Трамп? А как его не знать, когда у него палец на красной кнопке. Он глава ядерной державы.  Причем, такой глава, где вся власть на нем держится. Поневоле выучишь это имя.

 А почему в мире знают о Зеленском? Не будь Путина, мало кто бы и знал. Менялись в Украине президенты, и мир это не особенно трогало. Так же не особенно сильно знают обычные люди имена премьеров Австрии, Бельгии, Австралии, Канады, вышеупомянутой Индии.

  А вот Ким Чен Ына знают. Да что же в КНДР такого уникального? Ядерная бомба о полная неадекватность. Хотя и то и другое – это не личные качества Кима.  Он не вывел страну, чтобы она встала с коленей. Хотя, жители КНДР, возможно именно так думают.   Красная кнопка и преданные любящие граждане достались ему в наследство. Так и российскому президенту боеголовки, кнопки и послушные граждане достались в наследство. При нем Россия встала с колен?  Все россияне увидели, но никто в мире этого вставания не заметил. Зато в мире видят палец на кнопке.
 
И тут приходят на ум аналогии, которые можно взять из древней и не особенно древней истории. Например, знаменитый призыв «Забыть Герострата!!!»  Допускаю, что рядовой современный россиянин, отличающийся от хомо советикуса тем, что не получил даже классического советского образования, не знает, кто такой Герострат.  А это человек, который сжег храм Артемиды Эфесской.  И это был не просто храм. Чудо света. И он не просто случайно по настроению поджег. Чтобы поджечь такой храм, нужно было постараться.  Простой ничем не выдающийся горожанин, тем и выделился, что сжег чудо света. Дальше приведу строчки из интернета.

«В Эфесе, в котором был установлен храм, в свое время проживало более 200 тыс. человек. Город был настоящим мегаполисом. Храм Артемиды в Эфесе, ставший одним из чудес света, был не только культурным и духовным центром города, но также финансовым и деловым: здесь проходили переговоры, совершались сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Храм простоял около двухсот лет. В 356 г. до н. э.  один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджёг святилище.

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос, зачем Герострат это сделал. Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Этот случай привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в 1-м веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя поджигателя стало нарицательным. Герострат своей цели – прославиться, - добился. Потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.»

  Вот именно забыты философы. Но слова «геростратова слава» употребляются и по сей день. Греки поклялись: забудем Герострата.   Но поджогом храма Герострат и вошел в историю.

  Герострат хоть так и остался в истории как поджигатель и разрушитель. Но были совсем другие личности, вошедшие в историю. Мы в школе по истории России учили, как хитроумно княгиня Ольга отомстила древлянам за гибель мужа. Проходили бегом. Но главное, мораль запомнилась.  Вот как пишет летопись. Цитата из интернета.

«Убивши Игоря, древляне рассудили так: «Князя мы убили; возьмем его княгиню Ольгу в жены нашему князю». Древляне послали к Ольге послов, или сватов, — двадцать лучших мужей. Послы приплыли к Киеву на ладьях по Припяти и Днепру.

«Послала нас Древлянская земля», — сказали послы, — и велела тебе сказать: мужа твоего убили за то, что был твой муж, аки волк, хищник неправедный и грабитель. А у нас князья добрые, не хищники и не грабители, обогатили нашу землю. Пойди замуж за нашего князя».

«Приятно мне слушать вашу речь», — сказала Ольга, — «Уж мне моего Игоря не воскресить. Теперь идите в свои ладьи и отдохните. Завтра я пришлю за вами. Хочу вас почтить великою почестью перед своими людьми. Когда за вами пришлю, вы скажите слугам: не едем на конях, не едем и на возах, не хотим идти и пешком — несите нас в ладьях, и внесут вас в город в ладьях. Такова будет вам почесть. Таково я люблю вашего князя и вас».

Послы обрадовались и пошли к свои ладьям, пьяны-веселы, воздевая руки и восклицая: «Знаешь ли ты, наш князь, как мы здесь тебе все уладили».

А Ольга, тем временем, велела выкопать на своем загородном теремном дворе, вблизи самого терема, великую и глубокую яму, в которую был насыпан горящий дубовый уголь. Наутро она села в терем и послала звать к себе гостей. «Зовет вас Ольга на любовь!» — сказали послам пришедшие киевляне. Послы все исполнили, как было сказано: уселись в ладьях, развалившись и величаясь, и потребовали от киевлян, чтобы те несли их прямо в ладьях. «Мы люди подневольные, — ответили киевляне, — князь наш убит, а княгиня хочет за вашего князя!» Подняли ладьи и торжественно понесли послов-сватов к княгининому терему. Их принесли во двор княгини и побросали в горящую яму, вместе с ладьями. «Хороша ли вам честь?!» — воскликнула Ольга, наклонившись над ямой. «Пуще нам Игоревой смерти» — застонали послы. Ольга велела засыпать их землею живых. Потом она послала к древлянам сказать так: «Если вы вправду просите меня за вашего князя, то присылайте еще послов, самых честнейших, чтобы могла идти отсюда с великою почестью, а без той почести люди киевские не пустят меня». Древляне со своим князем Малом избрали в новое посольство самых достойных мужей и отправили их в Киев.

Как пришли новые послы. Ольга велела их угощать, а затем и истопить баню. Вошли древляне в баню и начали мыться. Двери же за ними затворили и заперли, затем тут же от дверей зажгли баню — так они все и сгорели.

После того Ольга посылает к древлянам с вестью: «... варите меды! Вот я уже иду к вам! Иду на могилу моего мужа; для людей поплачу над его гробом; для людей сотворю ему тризну, чтобы видел мой сын и киевляне, чтобы не осудили меня!» Древляне стали парить меды, а Ольга поднялась из Киева налегке, с малой дружиной. Придя к гробу мужа, она стала плакать, а, поплакавши, велела людям насыпать большую могилу. Когда был насыпан большой курган, княгиня устроила тризну. После того древляне, лучшие люди и вельможи, сели пить. Развеселившись, древляне вспомнили о своих послах. «А где же наша дружина, наши мужи, которых послали за тобою?» — спросили они у Ольги. «Идут за мной с дружиной моего мужа, приставлены беречь скарб», — ответила княгиня. Когда древляне перепились вконец, то княгиня поспешила уйти с пира, приказав своим перебить всех древлян. ... всего их погибло пять тысяч человек. Ольга же вернулась в Киев и стала готовить войско, чтобы истребить древлянскую силу до остатка.

На другое лето, в 946 году, Ольга привела в Древлянскую землю большое и храброе войско, под предводительством маленького Святослава, с воеводой Свеналдом и с дядькой малютки Асмолдом. Древляне тоже собрались и вышли. Полки сошлись лицом к лицу.
Победа досталась киевлянам, и древляне разбежались по городам и заперлись в осаду. Ольга пошла прямо к Искоростеню, где был убит Игорь. Этот город знал, что ему пощады не будет и поэтому боролся крепко. Княгиня простояла под городом все лето и не смогла его взять; тогда она послала в Искоростень послов сказать от ее имени: «Чего вы хотите досидеть? Все ваши города отдались мне, все ваши люди взялись платить мне дань и теперь спокойно обрабатывают свои нивы и пашут землю, а вы хотите видно помереть голодом, что не идете в дань». «Рады и мы платить дань — отвечали горожане, — да ты хочешь отомстить нам за смерть мужа».
«А я уже отомстила обиду мужа», — отвечала Ольга. «... Теперь иду домой, в Киев. Больше мстить не хочу. Покоритесь и платите дань. Хочу умириться с вами. Буду собирать от вас дань легкую». «Бери, княгиня, чего желаешь», — отвечали древляне. «Рады давать медом и дорогими мехами». «Вы обеднели в осаде», — говорит Ольга. — Нет у вас теперь ни меду, ни мехов; хочу взять от вас дань на жертву богам, а мне на излечение головной болезни — дайте от двора по три голубя и по три воробья.»
Конечно, жители Искоростеня обрадовались такой легкой дани и прислали княгине птиц с поклоном. Ольга объявила, чтобы они жили теперь спокойно, так как наутро она отступит от города и пойдет в Киев. Услышавши такую весть, горожане обрадовались еще больше и разошлись по дворам спокойно спать. А между тем Ольга раздала ратным людям голубей и воробьев, велела к каждой птице привязать горючую серу с трутом, обернув в лоскут и завертев ниткой, и, как станет смеркаться, выпустить всех птиц на волю. Птицы полетели в свои гнезда, голуби в голубятни, а воробьи под застрехи. Город в один час загорелся со всех сторон; в ужасе люди выбежали за городские стены, но тут и началась с ними расправа: одних убивали, других забирали в рабство; старейшин сожгли.
После этого наложена была на древлян тяжелая дань: по две черные куницы и по две белки, кроме прочих мехов и меда, на каждый двор.

Вот так Ольга, как добрая и верная жена, отомстила за смерть своего мужа. И за эту месть, которую она совершила с такой хитростью и мудростью, народ прозвал свою княгиню «умнейшей от человек».

Так гласит русская легенда. Этим славна Ольга.  И дети в школе учат в курсе истории о ней, о ее мудрости. Конечно подробности ее мудрости опускаются. Но ведь благодаря этим самым опущенным подробностями, как она опустила древлян, Ольга и вошла в историю. Не перебила бы всех так изощренно, путем обмана и нарушений клятв, не закабалила бы, разве бы возносили ее как мудрую?
 
Читатель скажет: зачем женщину обвинять? Век был тогда такой свирепым. Но ведь она приняла христианство, религию о любви и прощении. Она чтится православным каноном. Ольга правила Киевской Русью с 945 до 960 года.  А Омар Хайям, которого цитируют и по сей день, жил с 1048 по 1131 годы. Почти современник. А древние римляне и греки, писавшие об этике жили гораздо раньше.

Судя по ее имени, имени ее мужа, именам воспитателей ее сына, эта элита была   еще тесно связана со своими варяжскими корнями. А потому и вели себя с населением, как иноземные завоеватели.  Игорь пришел брать дань с древлян. Но ведь у древлян был свой князь. То есть, Игорь и Ольга были не в своей вотчине, а вели себя как оккупанты. Соответственно,  древляне  рассматривали их исключительно, как оккупантов. И дань чужому князю – это простой грабеж. Но Ольга, вдобавок, показала себя как изощренный безжалостный палач. И в результате она вошла в российский пантеон. Может быть за то, что приняла христианство? Положим. Но почему эти известные в подробностях из письменных источников зверства по отношению к населению оцениваются потомками этого населения, как великие деяния, великая мудрость?  Или «кроме мордобития никаких чудес»

Из интернета.

«Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение к первой правительнице Руси, принявшей крещение:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»

 Так за что же народ наш почитает своих героев? За человеколюбие, добродетель, простоту и демократичность?

  Для уточнения этого вопроса еще маленький пример.   Иван Грозный сватался к английской королеве Елизавете Первой. Не получилось. Почему? Характерами не сошлись? Скорее образом жизни, традиционными ценностями, как сказал бы наш президент.  Век Елизаветы первой – это век Шекспира.  Произведения Шекспира до нас дошли.  Его пьесы ставятся во многих странах мира?  До сих пор. его сонеты переведены на многие языки, и не раз.  Почему. Потому что что-то, как видно входит в резонанс с душами людей. А вот то, что написал Иван Грозный, известно лишь историкам.  Тот, кто знаком с Шекспиром, понимает, что мысли и ценности этого писателя никак не входили в резонанс с мыслям, ценностями и практикой царя Ивана.

Историки полагают, что Шекспир писал для театра «Глобус». Конечно, во времена Елизаветы процветал феодальный абсолютизм (он между прочим очень скоро закончился, когда по приговору парламента казнили короля Карла Перового) Но, что любопытно, театр «Глобус» не был королевским театром.

Из интернета.

«Публичный театр «Глобус» находился в Лондоне с 1599 по 1644 года. При этом последние 30 лет своего существования он функционировал без Шекспира — его место до 1642 года занимал главный актёр театра Ричард Б. Бёрбедж (друг великого драматурга).»

  А теперь припомним, какие театры были в России при Иване Грозном? Только шуты при дворе.
 
Разница в мнениях, в ценностях, в отношениях к подданным хорошо видна в строчках из письма царя Елизавете Первой. 
"И мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеешь и своей государской чести смотришь и своему государству прибытка, и мы потому такие дела и хотели с тобою делати. Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших о государских головах и о честех и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица".
  Известная формула: государство – это я. Поэтому у Ивана понятие «своему государство прибытка» входит в противоречие с тем, что «ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших о государских головах и о честех и о землях прибытка не смотрят». Какие-то люди, пыль позволяют себе чем-то владеть в этой сатанинской Англии.

Настал Иван Четвертый,
Он Третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.
Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.
Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!

Так писал Алексей Константинович Толстой. А вот Бальмонт писал:
«Был в оны годы безумный Иван,
Был он чудовищно-ликим,
Самоуправством кровавым был пьян,
Всё ж был он грозно-великим.»

Так что, царь Иван Грозный - это один из славнейших, отметившихся в истории русских царей.
 
И под занавес вопрос из новейшей истории. За какие известные поступки мы помним Евгения Максимовича Примакова? Он ведь был премьер-министром. И даже кандидатов в президенты. Что он такого запоминающегося сделал как премьер-министр? Многие помнят только то, что он приказал развернуть самолет.

Из интернета

«Двадцать четвертого марта 1999 года Примаков на правительственном самолете направился в Вашингтон. В ходе официального визита премьер должен был договориться о кредите МВФ в размере пяти миллиардов долларов. Самолет находился над островом Ньюфаундленд, когда на борту раздался звонок: вице-президент США Альберт Гор сообщил об ударах НАТО по Югославии. Решение о начале операции под кодовым названием «Союзная сила» принял генсек альянса Хавьер Солана. Примаков приказал развернуть правительственный борт прямо над океаном и возвращаться в Москву. «Петля Примакова» для Запада стала символом того, что с Россией вновь приходится считаться.»
 
 Как писал то же Бальмонт, «Были у нас и цари и князья. Правили. Правили разно» Были на Руси всякие правители. И вояки, и экономисты, и ненавистники свобод, и даже некоторые потворщики хоть какой-нибудь свободы. Но каких мы особо ценим и за что? Вот главный вопрос, который определяет нашу дорогу в истории.  Мы правителей ценим за решительные действия, пусть от этой решительности и нам перепадает. Зато другим можем ткнуть в рыло, как мудро выразился наш великий царь Иван.  «А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица".
Мораль: Герострат не забывается потомками. Слава его пережила века.


Рецензии