опус 05. 01 интерпретация В. Ларичева
1) мальтынская пластина
2) мальтынский жезл
3) гномон = солнечные часы = календарное устройство
Опорные числа
Наиболее тщательная работа по исследованию орнамента мальтынской пластины на предмет интерпретации ее записи была проделана В.Е.Ларичевым, который совместно с художником В.И.Жалковским и архитектором В.И.Сазоновым осуществил реконструкцию всех деталей находки. При этом использовались приспособления, позволяющие с точностью до долей миллиметра определять в проекции позицию каждого знака пластины и их очертания по контуру. «При проведении этого исследования, - пишет В.Ларичев, - необходимо было выяснить, что предопределяло выбор художником каменного века Сибири видов узора (спиральность, месяцевидность, змеевидную волнистость). А также отбор определенного количества лунок, составляющих пунктир орнаментальных структур мальтынской пластины. Затем необходимо было подтвердить их числовую значимость и тем самым положить конец разговорам о небрежном восстановлении М.Герасимовым знаковой системы левой части изделия (когда его извлекли из глины, то хорошо заметные лунки левого отдела из-за плохой сохранности поверхности пришлось специальным образом закреплять). Вопрос о качестве реставрации приобретал при расшифровке орнамента принципиальное значение, поскольку речь шла о правомерности использования платины в особо важных реконструкциях из области духовной культуры древнейших обитателей Сибири. Иначе говоря, ставилась задача: лишить основания попытки компрометации этой уникальной находки М.Герасимова как открытия «фундаментального для исторической науки». Единственным неотразимым доводом в таком предприятии могла стать лишь бесспорная и не тривиальная календарная значимость количества лунок в каждой из восстановленных М.Герасимовым орнаментальных структур левой части мальтынской пластины, о чем М.Герасимов, при реконструкции пластины не подозревал и потому заниматься «подгонкой» не мог».
Семь чисел
Итогом работы В.Ларичева стали впечатляющие результаты, благодаря которым мальтынская пластина предстает себя в новом качестве: «Все это выглядит как элементы чрезвычайно гибкой, мастерски сконструированной, комбинационной по структуре календарной системы. Наиболее впечатляющая структурная часть системы = семь опорных чисел: «11», «14», «45», «54», «57», «62», «242». Выделив их, сибиряк палеолита сумел предельно емко и экономно кодифицировать свои астрономические знания, накопленные за 1000-летия наблюдений неба. Поэтому мальтынскую пластину следует воспринимать как счетную календарно-астрономическую таблицу (мнемометр) и как счетный календарно-астрономический инструмент (арифмометр). В информационном плане ее следует воспринимать как астрономическо-арифметическо-геометрическо-мифологический трактат древнего мира».
Комбинации опорных чисел
1) центральная спираль вместе с малыми спиралями правой части пластины позволяет отсчитывать дни солнечного года
- 243 + 63 + 45 + 14 = 365 сут
2) центральная спираль вместе с малыми спиралями левой части пластины позволяет отсчитывать дни лунного года
- 243 + 57 + 54 = 354 сут
3) змееобразная волнистая фигура в нижней части пластины содержит 11 лунок, соответствующих разнице между солнечным и лунным годом
- 365 - 11 = 354 сут
4) трехкратный проход по всем элементам пластины позволяет отсчитывать 4-летний цикл, имеющий целое количество суток
5) целое количество суток в 4-летнем цикле равноценно наличию високосных лет в современном календаре
- 243 + 62 + 45 + 14 + 11 + 54 + 58 = 487 сут
- 487 x 3 = 365,25 x 4 = 1461 сут
- 243 + 62 + 45 = 350 сут || 50 нед по 7 сут
- 243 + 62 + 45 + 14 = 364 сут || 52 нед по 7 сут
Мальтынские часы
Мысль об использовании мальтынской пластины и жезла в качестве календарного устройства (инструмента, прибора) была впервые высказана М.Ларичевым: «По всей видимости, мальтынская пластина представляет собой подставку для гномона, который закреплялся в сквозном отверстии || пластина + жезл. В таком случае, вогнуто-выпуклая пластина, с точным расчетом нанесенных на ее поверхность спиральных кругов, служила циферблатом для измерения времени в светлое время суток и для замеров длины тени в полдень. Это позволяло фиксировать моменты солнцестояний и равноденствий и направления по сторонам света. Касание края тени гномона конкретной лунки и витка спирали давало возможность определять как час наблюдения, так и день его в годовом тропическом цикле. Это означает, что мальтынская пластина и жезл являются древнейшим в культурной истории человечества астрономическим прибором, с помощью которого человек палеолита следил за течением времени (счет по Луне и Солнцу), улавливал смену сезонов (счет по звездам), наблюдал за движением планет, определял моменты затмения». Кропотливый труд, потраченный палеолитянином на создание этого прибора, может быть оправдан грандиозностью задач, которые ставила перед ним жизнь».
Свидетельство о публикации №224041801130
С уважением,
Борис Владимирович Пустозеров 18.04.2024 18:34 Заявить о нарушении