Религиозный фанатизм
Говоря о книжниках и фарисеях, апостол указывает на их формальную, лишенную истинного содержания веру, которая вместо приближения к Богу порождает лишь самодовольство, самохвальство и высокомерие. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). Эта слепая ревность, как писал Павел, основывается на непонимании Бога и нежелании узнать истинную природу Божию. Она питается страхом перед чужим и нетерпимостью к инакомыслию. Вместо любви к ближнему она порождает ненависть и вражду, оправдывая их понятием «защиты веры».
Примеры слепой веры ярко представлены и в среде язычников, действия которых часто сопровождались безумием и жестокостью во время культовых обрядов. Их называли фанатиками (от лат. fanaticus – исступленный). В 3-й книге Царств Библии (18:26,28) содержится повествование о жрецах Ваала, которые совершали свои ритуалы на горе Кармил. Эти обряды включали в себя жертвоприношения, выкрикивание имени своего бога и даже физические страдания, которые они причиняли себе. Язычники скакали вокруг жертвенника, истекая кровью, и использовали ножи и копья, чтобы причинить себе боль, веря, что таким образом они смогут привлечь внимание своего идола. В результате их действия становились всё более жестокими, что вызывало ужас у наблюдателей. Такое поведение жрецов Ваала не было единичным случаем. Существует множество примеров, когда люди, следуя слепой вере, совершали действия насилия и саморазрушения. Это связано с желанием угодить своим богам, получить их благосклонность или избежать их гнева. В некоторых культурах существовали ритуалы, в которых требовались человеческие жертвы, что подчёркивало крайние меры, на которые готовы были пойти фанатики ради своей веры.
Христианская Церковь применяет слово «фанатик» к последователям ересей, так как этот термин относится к сектантам, отступникам от истинной веры. Причиной ревности не по разуму является действие нечистого духа, проявляющегося через гордыню, тщеславие и самомнение, которое оказывает пагубное воздействие как на самих сектантов, так и на их ближних. Поэтому подвижники христианской веры в своих трудах предостерегают от разрушительных последствий уклонения от здравого христианского учения. Святитель Феофан Затворник писал: «Бог наш есть Бог мира, и всё Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже к нарушающим правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно».
В целом религиозный фанатизм характеризует себя грубым и изворотливым проявление нечистого духа, искажающим основы духовности и превращающим её в инструмент манипуляции и насилия. Например, сектанты, как правило, одержимы идеей своей «истины» которую они считают единственно возможной и абсолютной. Именно это одержимое желание сделать свой взгляд догмой и подчинить ему всё окружение и делает фанатиков опасными. Самоуверенность и чувство абсолютной правоты у сектантов зашкаливает. Они уверены в своей непогрешимости и не готовы принять другую точку зрения, считая её неверной. Также раздражительность, грубость и жестокосердие является визитной карточкой сектантов. Они не могут спокойно воспринимать отличие от себя, а часто чувствуют ненависть к тем, кто не разделяет их взгляды. Это леденящее душу бесовское проявление оставляет негативный отпечаток в мыслях, делах и словах сектантов.
Использование софистики и извращение Священного Писания – основной признак сектанства. Сектанты вырывают отдельные стихи из контекста, интерпретируют их в свою пользу, используя для укрепления своих заблуждений или самооправдания. Вместе с тем они не задумываются о глубоком значении текста Слова Божиего и не стремятся понять его в целом. Слово – оружие еретиков. Они используют слова не для диалога и объяснения истины, а для навязывания своей воли и унижения других, часто прибегая к угрозам, проклятиям и даже физическому насилию, чтобы заставить окружающих подчиниться их воле. Следует помнить, что слово обладает силой. Ведь слово – тоже действие. Слово способно исцелить, слово может и повредить собственную душу и душу ближнего. Закономерно Священное Писание научает нас с вниманием относится к слову. «Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено» (Кол.4:6).
Рассматривая религию на протяжении тысячелетий, мы видим, что религиозный фанатизм имеет постоянное проявление в истории человечества: от дремучего язычества и ветхозаветного фарисейства и до современного сектанства. Также и в новой эпохе на протяжении веков религиозные фанатики противоречат принципам христианства и представляют собой опасное отклонение от истинного пути веры, ведущее к разладу, несносности и вражде. Примером тому служат крестовые походы, борьба за власть и беснование еретиков. Только следование евангельским принципам, критическое мышление и уважение к другим является единственным путём для преодоления этой пагубной силы, гнездящейся в ветхой человеческой природе. Доверие разуму Священного Писания и упование на Силу Божию направляет нас к истинному пути веры во Христе, который зиждется на любви, сострадании и прощении.
Свидетельство о публикации №224041801214
Правильно сказал И Сталин что религия это дурман.
Сильвестр Строганов 24.12.2024 02:14 Заявить о нарушении