Духовные практики как психотерапия

В новостях прошла информация, что порядка 50 молодых людей, переживших теракт на фестивале «Нова», покончили с собой. Минздрав опровергает, и никто не знает, сколько таких людей на самом деле. Информация об этом засекречена.

Известно однако, что в Израиле резко вырос спрос на психологическую и даже психиатрическую помощь. Поскольку психологов, в том числе альтернативных, у нас много, они раскручивают тему о необходимости резко увеличить число соответствующих ставок в больничных кассах и привести систему в соответствие с выросшим спросом на ее услуги. Однако денег у государства нет, и поэтому оно действует так же, как в случае с нуждающимися в помощи врачей-гериатров.

Там происходит следующее. Многие одинокие старые люди записываются на прием к врачу просто чтобы высказаться и пожаловаться на ставшие хроническими проблемы со здоровьем. Ждать им приходится много месяцев, и за это время большинство проблем сами собой решаются. Так же, похоже, решили действовать и в случае с нуждающимися в помощи психологов.

Однако проблема есть, и очень важно понимать, что большинство психологических проблем человека успешно решается при помощи религиозных практик. В прошлом священнослужители очень хорошо выполняли функции психотерапевтов, а духовные практики способствовали самоизлечению людей. Это проверено на практике. Духовные практики спасают как от хронической депрессии, так и от посттравматических состояний. Не случайно бывший семинарист Иосиф Сталин в Великую Отечественную войну, когда потребность в психологической помощи советским людям резко возросла, отказался от борьбы с религией. Он понимал то, о чем я пишу.

В индийских языках есть емкий термин «садхана», объединяющий все виды духовных практик — медитацию, молитвы, повторение мантр, ритуальные действия. В русском языке и в иврите аналогичного термина нет, и это плохо.

Напомню то, что я уже проговаривал раньше:

«Бессмысленно спрашивать, существует Бог или Его нет. Важно то, что идея существования Бога проинсталлирована в человеческом сознании на уровне материнской платы. Человек должен заниматься физкультурой, чистить зубы, регулярно купаться в ванной и верить в Бога. Без этого система перестает нормально функционировать и выходит из строя.»

Заниматься духовными практиками можно, не веря в Бога. Если нет внутренней потребности верить, это не обязательное условие, хотя обычно вера приходит в процессе. Желательно выбрать для себя подходящее духовное учение. Христианство, например, подходит, потому что оно веками отшлифовано именно для того, чтобы оказывать помощь тем, кому она нужна, кому больно, одиноко, кто потерял цель в жизни или пережил стресс, как в случае с фестивалем «Нова». Подходит индуизм, который уже давно перестал быть идолопоклонством, потому что Кришна — Верховная личность Бога, а не «один из многих», и даже бог обезьян Хануман — ипостась Творца Мира, сотворившего в том числе и животных. Очень эффективен буддизм во всех его проявлениях. Евреям подходит и иудаизм, хотя в нем много проблем, но я не хочу сегодня об этом говорить.

Если выбирать между приемом психотропных препаратов и многократным повторением молитв или мантр, второе, понятно, предпочтительнее. Лекарства отравляют организм, а психологическая самопомощь религиозными практиками не имеет никаких побочных эффектов, одни плюсы.

То, что я написал, может не понравиться агрессивным атеистам. Я их не понимаю. Мне кажется, что принцип выбора религии и дороги должен снять их возражения. Их никто не загоняет в прокрустово ложе религии отцов. Важно только, чтобы их выбором стала религия светлого, а не темного пути.

Я понял, чем одно отличается от другого. Лакмусовая бумажка тут — высказывание раввина из Назарета, жившего 2000 лет назад: «Суббота для человека, а не человек для Субботы». Практики, в которых Суббота в широком смысле для человека — это практики светлого пути, а в которых человек для Субботы — темного. Хотя никто, разумеется, не должен и не имеет права мешать тем, кому необходимо для души соблюдать Субботу по Галахе как угодно строго, делать это. Напротив, их надо поощрять и хвалить за соблюдение Субботы независимо от всего остального.


Рецензии