А. Р. Эберлинг и его музы

Знакомство автора с творчеством Альфреда Рудольфовича Эберлинга началось с замечательных фотографий балерины Тамары Платоновны Карсавиной, сделанных им в своей мастерской в далеком 1907 году.

К великому огорчению, на тот момент найти достоверную биографию художника не удалось. В основном, отдельные данные на просторах интернета ограничивались упоминаниями о нем, как о придворном художнике до революции и автора советского червонца после нее, а также, как о фотографе начала века и эротомане.

Поэтому, после окончания работы над вторым изданием книги «Фешины: Александра, Николай, Ия», написанной в соавторстве с племянницей жены Фешина – Верой Михайловной Корнеевой, появилось время провести исследование жизненных вех А. Р. Эберлинга, уточнить и дополнить его биографические данные.

Общение с В. В. Загонеком, профессором Санкт-Петербургской академии художеств, фактически являющимся хранителем мастерской Эберлинга и его художественного наследия, прорывов в плане информационного насыщения не принесло. После публикации А. С. Ласкиным неоднозначной документальной повести «Гоголь-моголь», Владимир Вячеславович очень настороженно относится ко всем приходящим…

Выпущенная Загонеком, замечательно оформленная книга «Альфред Эберлинг. Мастерская художника», несомненно, имеет высокохудожественную ценность, призвана популяризировать творчество мастера, но, основное место в ней уделено публикации документов и фотографий из архива Эберлинга, воспроизведению сохранившихся работ и посвященных ему газетных статьей. А вот сам жизненный путь художника показан лишь на основании сухих официальных данных, взятых из его автобиографии.

Конечно, в первую очередь, это связано с недостатком фактографического материала, во-вторых, как признался сам В. Загонек, отдельные факты жизни Эберлинга ему неизвестны, а к известным событиям он относится очень трепетно и старается не комментировать перипетии непростой судьбы Альфреда Рудольфовича.

А событий в жизни художника, как радостных, так и печальных, было достаточно много.

В большинстве своем, они были связаны с моделями, изображенными им на полотнах или, можно сказать, музами его творчества. Самой главной его музой на протяжении нескольких лет была балерина Тамара Карсавина, потом Людмила Павловна Бараш, Ирина Сергеевна Максимович, а затем ряд других вдохновительниц художественного творчества мастера…

Так или иначе, желая детализировать биографию Альфреда Рудольфовича Эберлинга пришлось заняться поиском достоверных и проверенных фактов его жизни.
Из исследования получилась книга о биографии художника и судьбах его муз.
Книга выходит в издательстве ПЕРО (Москва) в мае 2024 года.


Рецензии