опус 05. 03 открытие В. Е. Ларичева

Кто открыл сарос?

В.Ларичев утверждает, что мальтынская пластина использовалась для предсказания луносолнечных затмений (саросовый цикл). «Спиральный орнамент мальтынской пластины образует композицию, где центральная часть может быть оценена как драконическая запись сароса, а вся периферийная часть (левая часть + правая часть), как синодическая запись сароса. Надо полагать, что счисление времени по драконическим месяцам Луны и синодическим месяцам Луны велось по лункам соответствующих спиралей параллельно. Это позволяло улавливать момент прохождения Луны через эклиптику и фиксировать ее фазу при этом прохождении для определения момента затмения».

Сарос № 1.
И действительно, 242 драконических месяца точно соответствуют периоду сароса: 242x27,21 ; 6585 сут (18,61 лунных лет или 18 солнечных лет). Такой же результат дает подсчет 223 синодических месяцев по периферийным элементам узора мальтынской пластины: (54+57) + (45+63) + (4) = (223 x 29,53) ; 6585 сут. Вероятность совпадения таких чисел ничтожно мала. Следовательно, надо признать осознанную реа-лизацию данных соотношений создателем мальтынской пластины.

Цикл Метона.
Для того, чтобы оценить смелость подобного утверждения, необходимо напомнить, что традиционно открытие циклов затмений относят к временам античности. При этом повторение затмений связывают с 19-летним циклом Метона. Суть данной закономерности заключается в повторении каждые 19 лет фаз Луны в те же самые дни солнечного года. А так как лунные и солнечные затмения могут происходить (соответственно) только в новолуние и полнолуние, то аналогично могут повторяться и даты затмений. Объясняется это тем, что 19 тропических лет (6939,60 сут) почти точно равны 235 синодическим месяцам (6940 сут). Считается, что 19-летняя повторяемость небесных явлений, позволяющая согласовать лунный и солнечный календари, открыта в 433 до р.х. греческим астрономом Метоном. Следует заметить, что цикл Метона измерят сарос в високосном (избыточном) приближении, в связи с чем, совпадение дат затмений по циклу Метона (через 19 лет) прекращается после двух повторений. Так как истинный цикл затмений (период сароса), составляет 18 лет 11,3 сут и определяется тем, что через 223 синодических месяца (6585,32 сут) Солнце, Луна, узлы лунной орбиты (точки пересечения видимого пути Луны с эклиптикой) возвращаются в те же положения относительно друг друга. Согласно легендам, вавилонские астрономы открыли сарос и умели предсказывать затмения еще в VII до р.х. Но «внимательное чтение глиняных таблиц показывает, что раньше 500 до р.х. это у них еще не получалось. К этому времени лунные затмения научились предсказывать исходя из того факта, что Луна может затмиться, лишь когда она полная и к тому же находится на эклиптике». Считается, что первым, достоверно зафиксированным использованием знаний о саросе является предсказание затмения Солнца в 585 до р.х. Фалесом Милетским, сделанное после наблюдения им полного солнечного затмения в 603 до р.х. Имеются предположения о том, что периоды затмений были достаточно хорошо известны уже в III тыс. до р.х. как в Китае, так и в Европе. Но эти предположения основаны на единичных фактах: в первом случае на упомина¬нии неудачной попытки предсказания затмения в одной из древнекитайских рукописей; во втором случае на интерпретации 56 лунок Обри в Стоунхендже как вычислительного средства для трехкратного отсчета сароса (цикла в 18,61 лет). Поэтому, естественным следует признать наблюдаемое до сих пор скептическое отношение к подобным предположениям, как среди археологов, так и среди других ученых. На этом фоне выявление Ларичевым количественного выражения сароса на мальтынской пластине кажется почти фантастическим. Это прекрасно осознает и сам автор: «Чтобы оценить значимость такого факта для истории естественных наук и определить истинный статус палеолитического человека Мальты, достаточно отметить, что установление продолжительности сароса древневавилонскими астрономами и жрецами в VI до р.х. считается одним из величайших открытий древности. Но тем грандиознее достижения палеолитического астронома Сибири, который за 20 000 лет до жрецов Двуречья, Нила, Хуанхэ установил продолжительность и других календарно-астрономических циклов, определяющих закономерности возможного наступления затмения. Знание о структуре сароса и числах саросского цикла - это научное наследие исчезнувшей цивилизации». Ценность мальтынской пластины заключается в том, что она является уникальным материальным свидетельством такого рода знаний.

Сарос № 2.
В.Ларичев пытается пойти дальше и доказать, что основанная на таком способе фиксации знаний наблюдательная традиция могла поддерживаться и совершенствоваться на протяжении жизни множества поколений. Он, в частности, отмечает, что сам по себе сарос (18-летний цикл) не определяет период повтора однажды случившегося затмения в конкретном месте Земли, допустим в районе той же Мальты. Известно, что греки, египтяне, шумеры, вавилоняне для «привязки» сароса к конкретному месту на Земле использовали 3-кратное повторение сароса (экселигмос). Экселигмовый цикл представляет собой 57 драконических лет 19 756 сут (54 тропических лет + 33/32 сут = 19755,8 сут). В сущности 3-кратный сарос и есть настоящий сарос, который использовался при расчетах повтора затмений древними астрономами. Их интересовали повторения происшедших затмений не в пределах всего земного шара, а именно в том месте, где они производили наблюдение неба.

Сарос № 3.
Самым поразительным выводом Ларичева является его утверждение об использовании мальтынской пластины для отсчета сароса в 486 тропических лет.
- 486 лунок - столько лунок насчитывают все элементы мальтынской пластины
- 243 лунки - это опорное число центральной спирали: 243х2 = 486
- 486 лет - это промежуток времени, соответствующий целому числу саросов (486), целому числу синодических месяцев (6011), целому числу драконических месяцев (6523)

Чтобы по достоинству оценить календарные знания палеолитного мальтыйца относительно 486-летнего саросового цикла (цикла, близкого к половине тропического тысячелетия), в котором максимально сближены несопоставимые из-за своей дробности астрономические единицы времени (тропический год = 365,24… сут, синодический месяц = 29,53… сут, драконический месяц = 27,21… сут), достаточно вспомнить знаменитый 600-летний цикл мифических библейских патриархов, известный в календарной истории как «великий год» допотопной эпохи, который Ж.Д.Кассини в XVIII веке назвал самым прекрасным из всех циклических календарных периодов, созданных в древности. Особое удобство использования 600-летнего периода времени директор Парижской астрономической обсерватории усмотрел в том, что количество суток в нем (219146 сут) составляет целое число не только солнечных лет (600), но и синодических месяцев (7421). Великий год патриархов фиксировал момент возвращения Солнца и Луны в те же точки пространства, в которых светила находились 600 лет назад, с точностью до нескольких минут. Результаты расшифровки знаковой системы мальтынской пластины показывают, что «великий год» палеолитического человека Сибири длительностью в 486 лет, еще более прекрасен, чем «великий год» библейских патриархов. Мальтынский жрец знал длительность всех главных календарных периодов с большей точностью, чем мифические патриархи Ближнего Востока и патриархи библейских времен. Точность «совмещения несовместимого» у палеолитических астрономов Мальты превосходит точность того же у мифических патриархов почти в два раза. Значит, главные астрономические периоды определялись жрецами мальтынской культуры с идеальной точностью, а 9-кратный проход по всем годам «большого» сароса (54х9 = 486 лет) позволял им уверенно засекать возвращение Солнца и Луны в ту же точку пространства, в которой дневное и ночное светила находились, почти полтысячи лет назад
- сарос № 1 = 018 лет = единица времени сизигийная = «сизигия» (солнце/луна/земля = солнце/земля/луна)
- сарос № 2 = 054 лет = единица времени экселигмовая (18х3) = «экселигм»
- сарос № 3 = 486 лет = единица времени мальтынская (18х27) = (54х9) = «мальтын»


Рецензии