Крым. Немецкая колония Кроненталь

В 1763 году манифест Екатерины Второй уведомил Европу о приглашении иностранцев в Россию и провозгласил для них ряд привилегий (налоговые льготы, освобождение от воинской повинности, наделение землёй). Приглашение приняли многие, началось массовое переселение жителей Германии и других стран Западной Европы. На пустующих землях Российской империи, в основном, в Поволжье, появились немецкие поселения (колонии).

С 1804 года, после указа императора Александра I, началось формирование колоний на Крымском полуострове. Экономическое укрепление региона у Чёрного моря было в то время важной задачей государства. Для управления колониями Юга России был образован специальный государственный орган – Новороссийская контора опекунства иностранных поселенцев (1800 – 1818 гг.). Контору возглавлял Самуил Христианович Контениус. С 1804 года всю деятельность в этой сфере контролировал Эммануил де Ришелье (Ришельё), в то время градоначальник Одессы, занимавший по совместительству должность Главноуправляющего колониями Новороссийского края. К Новороссийскому краю относились Екатеринославская, Херсонская и Таврическая губернии.

Колония Кроненталь (в переводе с немецкого Царская долина) была основана в Крыму в 1810 году. Ныне это село Кольчугино Симферопольского района. По данным известного крымского архивиста Л.П. Кравцовой, место для будущего посёлка выбрал Эммануил де Ришелье (сохранилась и ныне опубликована его переписка с Контениусом). Обширный участок с красивым природным ландшафтом простирался у реки Булганак, недалеко от Симферополя. В марте 1810 года 3300 десятин земли были куплены у местного помещика Константина Степановича Кромиды. Вскоре, 9 мая 1810 года, очередная группа переселенцев, сформированная жителями Эльзаса, Бадена и Пфальца, прибыла из Германии в Симферополь. Им и предложили обживать новые земли.
Так в истории крымского села Кольчугино осталось имя герцога де Ришелье – французского аристократа, поступившего на русскую службу. В  истории Российской Империи он известен как легендарный градоначальник Одессы (1803 – 1814) и генерал-губернатор Новороссийского края (1805 – 1814).

Однако обустройство колонистов у крымской речки Булганак шло трудно. Первые годы выдались крайне сложными. Три года подряд – неурожай. Неурожаи зерновых привели к тяжёлому голоду переселенцев. Истощённые люди рыли котлованы под фундаменты, строили дома, распахивали поля. Физические перегрузки и голод оборвали жизни многих мужчин, особенно печальным выдался 1813 год, тогда в мир иной ушли Генрих Отт, Георг Маклер, Николай Шнайдер, Яков Обертсхойзер, Иоганн Минкель, Иоганн Блезер, Иоганн Ренкерт, Вильгельм Вайднер. Полагая, что земля – неплодородная, кронентальцы на четвёртый год не стали её засевать. А год выдался урожайным…

Сегодня, говоря о дарованных переселенцам налоговых льготах и привилегиях, не следует забывать о непомерно тяжёлом труде колонистов. Они сеяли пшеницу, создавали сады, занимались виноградарством, виноделием, животноводством. По переписи 1816 года, данные которой опубликованы в справочнике Карла Штумппа, в Кронентале в то время жили 57 семей. Все они исповедовали христианство, но относились к двум разным конфессиям. По преданию, Кроненталь основали лютеране, а группа католиков присоединилась позже. Действительно, данные переписи 1816 года свидетельствуют, что многие католики прибыли в 1812 году, среди них и известное впоследствии семейство Шнейдер.

По прошествии лет усердный труд колонистов увенчался созданием красивого селения с ровными улицами, в центре посёлка жители возвели лютеранскую кирху и римско-католическую церковь. Два храма, стоявшие рядом, олицетворяли искреннюю дружбу людей разных вероисповеданий. Благодаря незаурядному трудолюбию жителей, колония Кроненталь достигла периода расцвета, уровень благосостояния был там выше, чем в других сёлах. В коллективном пользовании колонистов имелись фруктовый сад, виноградник, мельница. За счёт собственных средств и пособия Симферопольского уездного земства сельское общество содержало две школы: лютеранскую и римско-католическую. В 1908 году учителем римско-католической школы работал Иосиф Михайлович Фукс, а лютеранской  – Альберт Иванович  Кляйн.

Многие кронентальцы стали крупными помещиками, хорошо разбиравшимися во всех тонкостях аграрного дела. На этой земле выросли общественные деятели, служившие в органах городского и земского управления Таврической губернии. Наиболее состоятельные из них участвовали в застройке Симферополя и украсили город своими представительными зданиями. Из уроженцев Кроненталя наибольшей известности достигли представители семейства Шнейдер. Внёс свой вклад в развитие родного посёлка и Пётр Нейгум, состоявший в начале 1900-х годов сельским старостой. Добрую память о себе оставила Мария Матвеевна Шлее-Люстих, работавшая земским врачом Кронентальского медицинского участка (1887 – 1899). В июле 2011 года крымская общественность отмечала 120-летие участковой больницы в селе Кольчугино. Старое здание сохранилось, в нём до сих пор размещается сельская больница, а имя первого врача увековечено на мемориальной доске.

Название посёлка, основанного немцами у реки Булганак, со временем изменилось. В 1891 году Таврическое губернское правление поправило некоторые наименования, поселению Кроненталь дали официальное название: село Булганак. В 1904 году эстонский писатель Эдуард Вильде побывал в Булганаке, но это село он по-прежнему называл Кроненталем и одну из глав в своих «Путевых заметках» озаглавил именно так: «Несколько часов в Кронентале». Вильде оставил уникальное описание облика посёлка и выразил своё мнение о быте и нравах немецких колонистов. «Кроненталь и обликом своим, и красками напоминал какое-нибудь швабское или рейнское село. Живут здесь зажиточные люди», – писал он в своих заметках. Автор отметил, что большое немецкое селение с широкими улицами было похоже на маленький городок, часто встречались «двухэтажные дома с премилыми верандами и крылечками, просторные магазины и солидные официальные здания… повсюду порядок и чистота».

Трагической страницей в истории посёлка стала депортация советских немцев в августе 1941 года. Рассказывают, что немцев вывезли вечером, а утром в их красивых домах уже не было ни окон, ни дверей – разграбили падкие на чужое добро люди. Старожилы, побывавшие в селе после войны, с удивлением заметили, как резко изменился облик селения: не стало красивых узорчатых заборов, ограждавших каждый немецкий дом, померкли цветники, исчезли двухэтажные строения. В 1945 году село Булганак переименовали в Кольчугино.

Впоследствии на этих землях сформировалось мощное аграрное предприятие – совхоз-завод «Виноградный». Труженики совхоза внесли весомый вклад в развитие сельскохозяйственной отрасли и вписали славную страницу в историю края. Долгие годы хозяйством руководил Георгий Николаевич Авраамов – талантливый организатор, сумевший сплотить коллектив для достижения высоких результатов.

Сегодня в Кольчугине сохраняется память о богатой истории посёлка, восстановлены здания двух храмов. 18 августа 2005 года, в 64-ю годовщину выселения крымчан немецкой национальности с территории полуострова, Республиканское общество немцев Крыма «Видергебурт» установило около храмов памятный знак. На мраморной плите, изготовленной в форме креста, высечен текст, напоминающий о двух событиях: основании немецкой колонии в 1810 году и о депортации советских немцев в 1941-ом.

Напоминает о былых временах и старое немецкое кладбище, где сохранились давние памятники, каменные кресты и надгробные плиты с немецкими фамилиями: Schneider, Fischer, Feist, Goffmann, Krafft, Neugum, Miller, Weis, Wiedriсh, Weidner. Хранителем двухвековой истории посёлка служит школьный краеведческий музей. Потомки кронентальцев живут ныне по всему миру. Кроненталь – это земля их предков.


Рецензии