Успевать за быстро меняющимся миром

Мир стремительно меняется и человек не успевает перестраиваться для овладения новой информацией. Если в молодости психика гибкая, подвижная и относительно легко перестраивается для овладения новым, более прогрессивным, то с возрастом консерватизм мышления усиливается и овладение новой информацией дается с трудом. Но в молодости существует иная угроза для психики. Восприятие становится поверхностным, от чего страдает духовная сфера. Молодежь становится слишком деловой, прагматичной и несмотря на быстромыслие и техническую подкованность, она тупеет, поскольку ассоциативное восприятие, базирующееся на эмоциях, переплетенных друг с другом «пространственной паутиной духовности, у них не получает должного развития. Иными словами, молодежь становится бездушной именно под воздействием ускорения. Она, в большинстве своем, хочет все и сразу без приложения усилий.

Все смешалось. Совсем недавно молодые люди знали, что им обязательно надо с хорошими оценками окончить школу, потом поступить в институт приобрести специальность, сделать карьеру, приобрести жилье, создать семью, обеспечить безбедное существование себе и детям, заработать на пенсию… Ценились в первую очередь знания, полученные на производстве или в институте, то сейчас все изменилось. Вполне можно стать успешным и без высшего образования и даже без образования. Для этого надо поймать волну, уловить спрос и направить свои усилия на то, что может принести прибыль. То есть, из грязи можно сразу выбиться в князи. И для этого не обязательно заканчивать школу или институт, где надо много трудиться непонятно ради чего. Система ценностей быстро меняется. Что вчера считалось незыблемой нормой, сегодня уже не актуально и даже вредно. Базовыми ценностями стали ложь, похоть, запугивание, низменные человеческие инстинкты, на которых можно заработать. Не заработаешь ты, заработают другие, а ты окажешься за бортом. Поэтому надо успеть заскочить в локомотив успешности, а для этого приходится ускоряться. Все, чему учили родители, неправильно, потому что сами они со своими человеческими ценностями не смогли преуспеть в этой жизни. Надо торопиться, надо жить «здесь и сейчас», а то вдруг завтра война, а ты так и не успел как следует вкусить все прелести жизни.

Более старшее поколение всегда ругало более молодое, что оно живет не так, как надо, как правильно, как оно считает должно быть. А понять молодежь не хочет и не может, так как она живет уже в другом мире, более комфортном для них и более правильном с их точки зрения. А всем виной консерватизм мышления, не способный увидеть и понять интересы более молодого поколения. Можно ли что-то изменить в этом раскладе? Можно, но для этого надо освободиться от излишнего консерватизма. От него тоже, если он не чрезмерен, есть польза, так как он создает «платформу стабильности», тихую гавань, от которой можно отталкиваться при своем развитии.

Вернемся к истокам. Большая проблема в мире – это учительский состав, призванный обучать детей различным наукам. В педагогические вузы надо принимать абитуриентов не по остаточному принципу, а лучших их лучших, подкованных не только технически, но и всесторонне развитых, любящих детей. С развитием интернета школьники могут превзойти своих учителей, но душевности, человечности никто их не научит. И учитель не должен львиную долю своего время уделять бумажной волоките, просиживая у себя дома до ночи за проверкой домашних заданий своих учеников. Надо приучать детей к большей самостоятельности и ответственности, а не к механическому зазубриваю материала.

Пока учитель обучает детей полученным им в институте знаниям, за короткий период времени информация успевает устареть. Приходится вносить коррективы, а это получается не по школьной программе. То есть, учитель должен все время находиться в процессе самообучения и вносить изменения в школьную программу. А сделать это не так просто, так как весь чиновничий аппарат не готов к постоянным изменениям. Ему нужна стабильность, предсказуемость, поэтому он будет всячески препятствовать изменениям. Новое всегда встречается в штыки старым. Необходимо искать компромиссные решения. Не все новое может быть полезно. И все же, если государство хочет быть успешным, ему придется реформировать школьную программу.

Почему в Германии успешно развивается экономика? Потому что работающих людей постоянно направляют на прохождение курсов повышения квалификации. Меняются технологии, изобретаются новые материалы, претерпевает изменения дизайн, конкуренты все время дышат в спину. Поэтому надо использовать новейшие достижения для более успешного развития и для этого государство и частный капитал стремятся поддерживать высокую квалификацию своих сотрудников, что окупается сторицей.

Вспомнилось, как неуклюже повышалась квалификация в Советском Союзе. Существовала система «разрядов». Чем выше разряд, тем больше ценился рабочий, тем больше у него была зарплата. Но это не способствовало совершенствованию развития отрасли, так как не было личной заинтересованности, а потому социалистическая система проиграла в конкурентной борьбе капиталистической системе.

Вспомнилось, как я работал на заводе ЖБИ и КПД (крупно - панельного домостроения), где изготавливались перекрытия, стены и перегородки для панельных домов. Гнали план, качество изделий было ужасным. Никто не был заинтересован в разнообразии дизайна. За предложения по улучшению качества платили мизер и практически не содействовали внедрению нового. Все одинаково, все под одну гребенку.

Несмотря на то, что Восточный Берлин был на особом привилегированном положении, после его объединения с Западной Германией, напоминанием о советской эпохе служат типовые однообразные постройки. Западный же Берлин поражает воображение своей неповторимой сказочной архитектурой. Все сделано на совесть, на века, с любовью. Все для людей. Оказывается, так можно.

Вернемся к основной теме: «Как научиться легко и быстро перестраиваться под постоянно меняющиеся обстоятельства и при этом все время находиться в реальности, а не замыкаться в своем придуманном мирке, спасаясь от «страшной» реальности, в которой для реализации своих желаний надо трудиться?

Вас реальность страшит, и вы отгораживаесь от нее, как будто ее не существует. Вам хочется зафиксировать выдуманный вами мир, в котором все хорошо и любые желания без усилий удовлетворяются «раз и навсегда». В компьютере вы – ас и хотите преуспеть на этом поприще. Но конкуренция слишком высокая, а постоянные обломы из-за неудовлетворения желаний, принуждают вас замкнуться на своем придуманном мирке. Зацикливание нарушает связь с реальностью, и вы в ней не развиваетесь. Время идет, мир меняется, а вы застряли на одном уровне и перестраивать сознание из-за слишком сильных фиксаций, вам становится все сложнее. Но как сделать так, чтобы мысль все время оставалась подвижной, и вы без всяких ломок могли быстро подстраиваться под обстоятельства, не теряя при этом свою настоящесть?

Чтобы избавить себя от излишнего консерватизма, необходимо научиться мыслить без фиксаций, которые и делают мышление консервативным. Фиксации возникают под воздействием эмоций. Значит, надо подчинить эмоции разуму. Каким образом? С помощью выработки устойчивого внимания, с одновременным его рассредоточением, не позволяющим образовываться эмоциям, создающим фиксации. В этом случае сознание становится «чистым», не замутненным эмоциональным возбуждением. Эмоции переходят в состояние «эмоционального бульона», из которого извлекаются под ситуацию. При этом, они полностью раскрепощены, а противоположности уравновешивают друг друга по принципу «сообщающихся сосудов». Мышление осуществляется бессловесно, сутью. Информация становится нейтральной, а нейтральную информацию можно вмещать в себя в любых количествах и тасовать в любых сочетаниях без нагрузки на нервную систему. Как бы мир не менялся, для вас он все время будет оставаться неподвижным, и вы все время будете воспринимать его без искажений и без нагрузки на нервную систему. Это и есть решение проблемы приспособления к постоянно меняющейся реальности без вреда для здоровья.
18.04.2024 г.


Рецензии