Сталкер неожиданные акценты

Из цикла: "С Котькой не соскучишься!"

Посвящается моему коту.

Решили как-то с Котькой посмотреть «Сталкер» Тарковского. Ну и уселись перед телевизором: я с пультом и кот - с мешком попкорна.
Весь фильм мой приятель просидел с кислым видом, оживившись лишь на паре эпизодов.
Сначала котькино внимание привлёк момент трапезы профессора, отставшего от своих спутников. Я, признаться, на эпизод этот никогда внимания не обращал, считая второстепенным, однако кот имел собственное мнение.

-Ты не видишь, с чем у него бутерброды? - спросил Котька, усиленно вглядываясь в экран.

-Нет, не вижу,- ответил я.

-Что ж крупным планом то не сняли...- раздосадовано проворчал Котофей.-Так ты говоришь, Рерберг - оператор высшего класса? Да уж, он бы камеру на бутерброды навёл... Жаль, что с Тарковским разругался.

-Дались тебе эти бутерброды, Котька! Ведь не в них же дело...

Кот аж на диване подпрыгнул.

-Ну как это не в них, как это не в них! А в чём же ещё?! Это ж надо понимать: одно дело бутерброд с сыром, другое - с ветчиной, третье - с рыбой...

И хвостатый гурман даже зажмурился от удовольствия.

-Пойми, чудак, - говорю я, - комната даст им всё, чего они хотят.

-Не скажи...- скептически парировал кот.-Я вот давеча зашёл к себе в комнату и думаю: «Сейчас бы осетринкой полакомиться...» И что ж ты думаешь? Ничего! Пришлось в магазин идти.

-Ты, Котофей, всё о материальном, а есть же вещи более высокого порядка.

-Началось... Философии эти ваши... А я вот что считаю: философиями сыт не будешь! И так за два часа у экрана двести грамм потерял...

За вечерним чаем продолжилось обсуждение культового фильма гениального режиссёра.

-Ну и кино...- негодовал кот.-Мало того, что вода льёт из всех щелей, так ещё и собаку какую-то противную нашли...

-Собака, по-моему, как раз очень симпатичная,- возразил я.

-Вполне возможно, что и так. Но ты ведь знаешь - у меня с собаками не очень...

-Знаю, знаю, - подтвердил я.

-Может, он и в самом деле - гений, этот ваш Тарковский, но я бы у него сниматься не стал. Сыро, собаки бегают... Актёров впроголодь держат... Особенно этого, длинного...  Гринько. Даже бутерброды доесть не дали!

-Опять! - не выдержал я.- Ты, Котька, только бутерброды и увидел в этом фильме?! Нечего сказать - понимающий зритель...

-Ну почему только бутерброды? - обиделся кот.-Стакан ещё заметил в самом конце, который ездит туда-сюда. Поразительное убожество... Уж у меня, будь я режиссёром, одним стаканом дело бы не ограничилось. В одну сторону - крынка с молоком, в другую - миска со сметаной, в третью - тарелка с курицей... А у вас всё философии на уме! Гегели, достоевские...
Нет, Фёдор Михалыч, конечно, не безнадёжный писатель... Я тут как-то «Бесов» взялся читать...

-Не может быть, Котофей... Невероятно!

-Это ж ты меня всё прорабатывал относительно моего «вопиющего материализма», вот я и подумал: почитаю хоть, о чём эти ваши гении пишут. Ну и, надо сказать, начало книги меня захватило...

-Всё таки оценил глубину мысли и слог Фёдора Михалыча! - обрадовался я.

-Да нет, не мысли и не слог. Просто между четвёртой и пятой страницами кусок колбасы лежал. А больше в «Бесах» ничего интересного не попалось. Теперь ещё один философ на мою голову - Тарковский. Сам тощий и актёров довёл...

-Я понял, Котька. Ты из тех зрителей, для которых лучший телевизор - это холодильник.

-Точно! - ответил кот, вставая из-за стола.-Одним чаем тоже сыт не будешь. Пора подкрепиться...

Вы знаете, через несколько дней после этого разговора я вдруг убедился что наша жизнь -  мистика, и то, что мы видели в «Сталкере» с его фантастическим сюжетом, незримо присутствует рядом с нами.
В интернете я случайно наткнулся на редкое интервью Тарковского. Меня привлёк фрагмент, где Андрей Арсеньевич говорил как раз о «Сталкере».

-Вас не смущает, что далеко не все зрители смогут понять такое сложное кино?- спрашивал у режиссёра журналист.

-Нет, -отвечал Тарковский.-Каждый понимает в меру своего понимания. Смотрит со своего ракурса, расставляет собственные акценты... Я этот фильм вижу по-своему, Стругацкие по-своему, а, скажем, какой-нибудь кот, ну, назовём его условно - Котькой, по-своему...

-Значит, вы считаете, что у Котьки будет особый взгляд на «Сталкера»?

-Конечно.-сказал Андрей Арсеньевич, пощипывая ус.- Это ж Котька!


15.10.2023, Москва


Рецензии