Студенческие зарисовки. Каталы

На следующий день мы к 8 утра поехали в аэропорт, но оказалось, что в этот день прямых рейсов до Харькова нет, и нам предложили улететь в Киев, а там, вечерним рейсом уже домой. Получалось полдня перерыва между рейсами, что мы решили использовать для осмотра Киева и посещения Крещатика.

До вылета рейса на Киев, на 10.30 у нас было еще два часа, и мы решили скоротать время в местном ресторанчике, заодно и поесть как следует, потому что надежд на киевский общепит было мало. Я опять сидел молчком, предоставив общение с ресторанным персоналом Игорю. Тот сносно сделал заказ, и вот нам уже принесли салатики, шницели с грибами и кофе. Мы тут же и приступили к еде, отметив, что за соседним столиком компания русскоговорящих, по-местному "москалей", все еще ожидала своих блюд, хотя и села за столик раньше нас. Остаток времени до посадки провели, прогуливаясь по аэропорту и окрестным бульварам, обильно засаженным деревьями и кустарником. Была весна, и от зелени шел приятный пряный цветочный аромат. Здесь, вдали от местной обслуги не было необходимости держать язык за зубами, и мы подробно обсудили наш план по посещению Киева.

По мнению Игоря, главное было посетить Крещатик и Центральный Универмаг, который занимал почти квартал. Там, по слухам, было много дефицитных товаров, и мы лелеяли надежду прикупить что-нибудь "эдакое". Хотя, денег у нас оставалось рублей по 15-20 на брата, и на эту сумму особо не разгонишься, но все же "кутнуть" мы рассчитывали.

Самолет вылетел по расписанию и уже через полтора часа мы приземлились в аэропорту Киева "Жуляны". Сразу же прошли к диспетчеру по транзиту и зарегистрировали два места на вечерний рейс в 19.20 на Харьков. До вылета было семь часов, минус два часа на регистрацию, еще часа два на проезд в город и обратно, еще час на обзор красот Крещатика, итого чистых два часа на посещение универмага, или как сказали бы сейчас – "шопинг". По нашим временам не очень много, в нынешних супермаркетах это весьма умеренно, но тогда не было еще таких торговых размахов, так что все это вселяло оптимизм. Оставив сумки в камере хранения, мы пошли на выход.

Итак, два студиозиса, с черными дипломатами в белых модных плащах вышли из аэропорта, озираясь на стоянки транспорта. Игорь непременно хотел взять такси, рассчитывая, что даже за три рубля на двоих — это недорого, да еще пафоса придавал наш модный, почти заграничный вид, ну не толкаться же в белых новеньких плащах в городских автобусах! Обозревая немаленькую очередь на такси, мы стояли в раздумье, куда же направиться. И тут к нам подскочил бойкий мужичок:

- Что, ребята, вам в город?

- Ну да.

- А куда именно?

- Нам бы в центр, на Крещатик.

- Вон там машина, пошли.

Мужичок повел нас за таксишную очередь, на стоянку, где среди частных машин стояла темно-зеленая Волга ГАЗ-21 с "шашечками". Открыв заднюю дверь, он пригласил:

- Садитесь, а я поищу еще попутчиков.

Мы сели в машину, устроившись в уголке на заднем сиденье. Вскоре шофер привел еще одного пассажира, который сел вперед. Таксист вновь ненадолго ушел и вернувшись, посетовал, что пока не нашел полный комплект. Я, было, заикнулся насчет стоимости проезда, мы как-то сразу не спросили об этом, но шофер опередил меня, сообщив:

- По рублю с носа устроит?

Это было дороговато, мы прикидывали, что если машина будет полной, выйдет по полтиннику, в Харькове за два рубля можно было ехать почти в любой конец города. А тут что? Но наш третий попутчик, выглядевший преуспевающим в своем новеньком джинсовом костюме, так глянул на нас, что мы приуныли. Меня немного смутило, что на счетчике уже было накручено 17 рублей с копейками, но таксист, перехватив мой взгляд, пояснил:

- Это я для плана, не выключаю счетчик. Ну, так что, по рублю идет? И поедем.

- Идет - сказал Игорь. Ему не терпелось поскорее добраться до центра.

Мы выехали со стоянки и двинулись в сторону выезда из аэропорта в город. На повороте стоял мужичок с портфелем. Увидев такси, он поднял руку, голосуя.

- Ну что, возьмем попутчика? – таксист посмотрел в нашу сторону.

"А что" – подумал я – "может, выйдет чуть дешевле?". Игорь сказал:

- Давайте возьмем.

Он уже принял на себя роль ведущего. Получилось так, что в западенском Ивано-Франковске эта роль была вынужденной из-за моего "москальского" говора, и я уже смирился с этим, полагаясь на его, Игоря более обширный опыт по общению с местными. И тут, в Киеве, эта ситуация была просто продолжением привычного поведения.

Мы немного подвинулись влево, и место справа от нас занял вновь подсевший пассажир.

Наскоро представившись снабженцем из Воронежа, прибывшим в Киев в командировку, мужичок предложил:

- Давайте знакомиться. Меня зовут Иваном Ильичом.

Мы представились, сказали, что мы студенты. Пассажир переднего сиденья только хмыкнул, по всему было видно, что он – птица высокого полета. И золотые зубы, и большой перстень на пальце, и джинса, и новенькие импортные туфли, двухцветные, лакированные – все выдавало в нем человека выше среднего достатка.

Иван Ильич спросил у шофера:

- А сколько нам ехать до центра?

Шофер неопределенно повертел рукой и сказал:

- Ну, если повезет, то за полчасика доедем. А так можно тащиться долго, и светофоров по пути полно.

- Значит, все зависит от того, насколько мы везучие? А что ребята, полчаса срок немалый, может, перекинемся в картишки. Я знаю одну замечательную игру. Вот и проверим, насколько мы везучие.

Иван Ильич вынул из портфеля колоду карт, расположил портфель вроде столика и стал объяснять правила:

- Все очень просто, никакого обмана. Я вытягиваю три карты, потом все по очереди, у кого карты старше, тот выиграл. Лучше всего играть вчетвером, так больше шансов выиграть. Вы примете участие в игре? Извините, не знаю как вас по имени-отчеству? – спросил он пассажира, сидевшего на переднем сиденье.

Передний пассажир обернулся к нам:

- Можете называть меня просто Гена. Вообще-то я не любитель карточных игр, но если все общество будет играть, то я тоже приму участие. А какая будет ставка?

- Ну, давайте по копеечке за очко, чтобы хоть как-то было интересно – Иван Ильич ловко перетасовал карты из новенькой колоды:

- Ставлю пять копеек на кон – он вынул пятачок и положил рядом с початой колодой

– Да, если кто-то захочет выйти из игры, может объявить пас и сбросить карты. Чтобы окончить игру, вскрыться, надо положить столько же, сколько поставил последний играющий. Тогда будем считать очки. Ну, я думаю, все просто. Давайте начнем игру, а там посмотрим.

- Э-э-э, а если вы проиграетесь, кто заплатит за поездку? – заволновался таксист.

- Давайте введем правило: за такси платит выигравший! – Ивану Ильичу не терпелось начать игру – делайте ставки! А вы, Гена, раздайте карты.

Мы положили по пять копеек, на кону оказалось 20 копеек

Гена помешал карты, сдвинул колоду и раздал, мы посмотрели каждый в свои три карты, и я увидел, что у меня десятка и два валета.

- Ну, что, кто-то хочет добавить ставку? Давайте еще по пятачку – предложил Иван Ильич, заглянув в свои карты.

Мы положили еще по пятаку, и тут Гена вскрыл карты. У него оказалось две дамы и туз.

У Игоря – восьмерка, шестерка и король, у Ивана Ильича две семерки и валет.

- Выиграл Гена – подытожил Иван Ильич – а еще не хотел играть! Сдавайте теперь вы, молодой человек – он обратился к Игорю.

Гена сгреб мелочь с кона, мы скинулись еще по пятачку, и Игорь стал тасовать колоду. Я боковым зрением увидел, что наша машина повернула направо, съехав с широкого проспекта на второстепенную улицу. Шофер на мой, видимо, вопросительный взгляд пояснил:

- Там перекопали дорогу, ведут газ, уже весь город изрыли! Приходится ехать в объезд.

Игорь сдал карты, мы скинулись еще по пятаку, потом еще. Я смотрел на Игоря и видел, как он загорается, входя в азарт. Иван Ильич предложил:

- Ну что мы тут весь кон завалили мелочью, давайте поставим по рублику!

Я не горел желанием рисковать рублем, но Игорь мне незаметно подмигнул, наверное, ему пришла крупная карта, так что я, как и все, положил рубль.

Иван Ильич объявил "пас", сбросив карты, Гена вынул и положил на кон три рубля. У меня был туз и две десятки, "очко" – подумал я, когда открыл карты. Это была неплохая комбинация, но что же тогда у Гены и у Игоря, раз они так азартно пополняют банк?

Три рубля я положил и тут же сбросил карты, объявив "пас". Гена и Игорь положили еще по пять рублей, и Игорь сказал, что вскрывается. У него оказалось два туза и король, у Гены три короля. Куш в размере 23 рублей 60 копеек перешел к Игорю. Игорь радостно собрал деньги с кона. Гена расстроено закурил. Было видно, что он не привык проигрывать, но и сдаваться не собирался:

- Так, значит, кто сдает карты, тому и везет? – Гена посмотрел на Ивана Ильича с укоризной, мол, нет ли тут какого-либо подвоха.

Иван Ильич был невозмутим:

- Проигрывать надо уметь достойно, молодой человек! Ну, чья очередь сдавать?

Он протянул мне колоду. Я, перемешав и сдвинув карты, сделал раздачу, открыл карты, смотрю, у меня три семерки. "Вот и сдал себе, везунчик!" – расстроился я.

- Ребята, а давайте сразу по рублику ставить, чтобы не возиться с мелочью – Иван Ильич стал воодушевлять нас на крупную игру.

Я понимал умом, что чудес не бывает, что крупная игра может оставить нас без денег, но какой-то бесенок как будто шептал в ухо: "Тебе повезет, обязательно, только не упусти шанс". Игорь опять вошел в раж, он раскраснелся, веснушки на его лице стали темными, а я, положив очередной рубль, тихо спасовал, с моей ли картой было играть по крупному?

Я стал смотреть в окно, мимо проплывали какие-то окраины. "Вот, интересно, почему аэропорт так далеко от центра?" – думал я – "и сколько нам еще колесить по узким улочкам?"

Игорь опять схлестнулся с Геной, уже он выложил на кон весь выигрыш, уже полез в потайной карман, где лежала сумма в 15 рублей как НЗ, неприкосновенный запас. Гена не отставал от него, казалось, деньги у него никогда не кончатся. Игорь толкнул меня в бок – мол, выручай, сейчас мы огребем сумасшедший выигрыш! Я отдал ему свои две десятки, оставив только три рубля на самый худой конец.

Напряжение достигло передела. Игорь положил двадцать рублей и сказал, что вскрывается. Гена также положил два червонца, и они стали по очереди медленно выкладывать карты картинкой вверх: Игорь вынул короля и Гена вынул короля, Игорь туза и Гена туза, Игорь еще одного короля, а Гена, помедлив и сделав скорбное лицо, почти за краешек вынул и положил на кон туза! Это был его триумф, он взял банк!

Игорь смотрел на все растерянно. Вот только что он мечтал о выигрыше. Вот ему уже грезилось, что он любимец фортуны. Мысленно он уже сгребал с кона хрустящие купюры, а тут такой облом!

Иван Ильич засуетился:

- Вот видишь, Игорек, тебе повезло в прошлом туре, а сейчас удача на стороне Гены. Ну, давайте устроим матч-реванш.

- У нас нет больше денег – сказал я.

- Ну, вы можете занять у Гены, он сегодня в фаворе, отыграетесь и отдадите – ворковал Иван Ильич.

Игорь сидел, глядя прямо перед собой. Он впал в какую-то прострацию, казалось, он ничего не видит и не слышит.

- Ну так как, Игорёк? – ласково обратился к нему Иван Ильич – сыграем матч-реванш?

Я почувствовал, что еще миг, и Игорь пустится во все тяжкие, тогда прощай наши новенькие дипломаты. Я еще раньше заметил, как Иван Ильич деловито и жадно к ним присматривался.

- Нет, нет, мы играть не будем! – я решил опередить события и не дать Игорю проявить слабость.

Иван Ильич посмотрел на меня со злобой, сверкнув глазами, мол, чего вмешиваешься, не с тобой разговаривают!

- А кстати, ребята, мы уже и приехали – объявил шофер, выруливая на широкий проспект Крещатика.

- Ну, наш договор насчет оплаты машины в силе – сказал Иван Ильич – Гена, ты выиграл, расплатись с шофером!

Гена полез за деньгами, он уже успел их сунуть в дальний боковой карман джинсовой куртки. Мы вышли из такси, пошатываясь, и "Волга" тут же скрылась с глаз, затерявшись в потоке машин.

Мы уселись на лавочку недалеко от входа в Универмаг. Вокруг сновали люди, машины, большой город гудел, ветерок раскачивал верхушки высоких цветущих каштанов, а мы смотрели на этот калейдоскоп городской суеты и никак не могли прийти в себя. Вот только что мы были почти что на седьмом небе, азарт завлекал нас все глубже в свои манящие сети, нам виделось небо в звездах и россыпи бриллиантов. И вдруг звезды померкли, сети разорвались, бриллианты обернулись черепками, а мы вместо того, чтобы воспарить в небо, угодили на жесткую бульварную скамейку!

Прошло неопределенно долгое время. Игорь так и сидел молча, глядя куда-то поверх людей и машин.

- Ну, ладно, не горюй, главное, мы выпутались из этой заварухи! – я пытался привести Игоря в чувство – Смотри, у меня еще осталось три рубля, так что в аэропорт мы доберемся, а там – на самолет и в родной Харьков! Билеты-то у нас на руках.

Игорь посмотрел на меня мутным взором:

- Я так хотел прикупить Киевский торт! Понимаешь, матушка так любит Киевский торт, она всегда заказывает его, если кто едет в Киев. Думал – сделаю сюрприз.

- Ну, на торт у нас, пожалуй, не хватит. Ничего, привезешь в следующий раз.

- Можно было бы продать одну из замшевых курток, у нас ведь в багаже четыре куртки.

- Ну где ты тут продашь куртку! Что, будешь стоять, предлагать: "Кому куртка замшевая?" Точно загудишь в милицию.

Посидев еще немного, мы расспросили, как добраться в аэропорт и поехали туда на городском автобусе. Вопреки ожиданиям, автобус доехал минут за двадцать. И никаких ремонтов дороги мы по пути не наблюдали. Постепенно начало приходить понимание того, что нас развели как лохов. Все эти, якобы незнакомые люди, скорее всего, были одной шайкой. От осознания этого всего на душе было муторно, как будто кто-то туда нагадил. Хотелось поскорее выкинуть из памяти, забыть весь этот кошмар с поездкой и "простенькой" карточной игрой.

Приехав в аэропорт, мы заметили на стоянке среди частников ту же знакомую темно-зеленую "Волгу", в которой никто не сидел. Подойдя ближе и заглянув в салон, увидели работающий счетчик, на котором уже было 23 рубля. Первой мыслью было побежать в милицию, заявить, что нас нагло обокрали, сдать им эту ненавистную "Волгу" вместе с таксистом и ее пассажирами. Я даже заснял машину на фотоаппарат, стараясь, чтобы видно было счетчик. Мне казалось, что именно счетчик может выдать этих жуликов.

Но, поразмыслив, решили в милицию не ходить. Во-первых, чем мы докажем, что нас обманули мошенники? А вдруг окажется, что все эти люди встретились в машине случайно? Да и ищи-свищи их, как ветра в поле. Во-вторых, таксист от всего открестится, а счетчик – это уже его сугубо шоферские дела, никакая не зацепка для милиции. Ну и, в-третьих, сам факт обращения в милицию нам, студентам, был как-то неудобен. На памяти были легенды о том, как ректор отчислял за попадание в милицию, и будут ли разбираться, в каком качестве ты туда попал, то ли сам обратился, то ли на чем попался, это вопрос.

Понемногу стресс от пережитого прошел, мы дождались вылета, загрузились в самолет до Харькова и даже отказались от взлетных конфет и лимонада, хотя и бесплатных. По прилету сразу пошли на троллейбус, хотя нас и пытались ловить за полы новеньких плащей бойкие таксисты. На такси после этого мы не ездили с месяц, настолько тягостны были воспоминания о киевском эпизоде.


Рецензии