Историки о легендах рождения и детства Иисуса

Современные историки располагают обширными материалами, позволяющими  воссоздать до подробностей  политическую и  религиозную жизнь  Палестины  начала 1 века.
Рассмотрим легенды, связанные с  рождением  и детством Иисуса, которые сообщаются  в Евангелиях от Луки и Матфея, а также в апокрифическом  Протоевангелии  Иакова и некоторых др.апокрифах, соотнося содержащиеся в них  сведения с  историческими   фактами.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦАРЬ ИРОД

   Ирод,Царь Иудеи (40—4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.
был одним из великих царей своего времени. Он правил Иудеей более 30 лет и сделал ее  благополучным царством. Сохраняя сотрудничество с Римской империей и ее покровительство,  Ирод дал иудеям  спокойствие и процветание в собственной стране, оставаясь преданным иудаизму и сохраняя иудейскую культуру.

   Как и все цари и императоры той эпохи, он был жесток. Жестокости нет оправдания,но так ли уж сильно Ирод отличался от большинства правителей того времени? В  правящих кругах Иудеи постоянно плелись  заговоры и интриги;  убийства  мнимых или настоящих заговорщиков было обычным делом.

   Сюжет об истреблении невинных младенцев ни в одной книге Нового Завета не упоминается.По мнению историков , он  полностью противоречит тому, что известно о царе Ироде. Это был трезвый политик, не интересующийся мессианскими исканиями различных направлений в тогдашнем иудаизме. Он полагал, как было указано ранее, что истинное благополучие Израиля может быть достигнуто в тесном союзе с императорским Римом. Как правитель государства Ирод активно противодействовал только тем, кто действительно нарушал спокойствие в государстве. Он даже покровительствовал  ессеям с целью исключить обвинение в стремлении искоренить в своем царстве мессианские идеи в принципе.

   Легенда об убийстве «невинных» отражает проблемы престолонаследия Ирода и казнь в этот период времени троих его сыновей. Несомненно также стремление христианских авторов показать, что именно Иисус был истинным царём Израиля, сменившим «злого» Ирода. Благодаря этому рассказу из Нового Завета, Ирод запечатлен , особенно в средневековый период, как любимый пример крайне жестоких действий, хотя о казни его собственных детей здесь едва ли можно найти достоверное свидетельство.

  Профессор , историк  В.Л. Вихнович ,автор книги, посвященной жизни последнего иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), имя которого в связи с упоминанием в евангельском предании казалось бы неразрывно связано с негативной характеристикой: «царь-злодей», сообщает, что реальная  судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона.Он пишет:
«Избиение младенцев" — это всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о живучести легенды свидетельствует количество европейских произведений искусства, которые посвящены этой теме  …Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание".
Между тем, кроме Евангелия, нет ни одного источника, подтверждающего это  массовое детоубийство. Без санкции Рима Ирод даже заговорщиков казнить не мог, что ж говорить о невинных младенцах… Царь умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа, и просто не мог затеять резню, чтобы Его уничтожить.

Ирод безумно любил и ревновал свою жену, от которой  у него было два сына Александр и Аристобул, помимо старшего от первого брака Антипатра и трех младших .
Доносы, заговоры, искусная клевета разжигали  ревность царя. В  конце концов, он казнил жену по ложному обвинению в измене и трех сыновей , которые  интриговали друг против друга в борьбе за престол , причем старший действительно замышлял  отравить царя.Его Ирод казнил за пять дней до собственной кончины.  Царство было разделено между  младшими братьями.

   Легенда об  убийстве младенцев  возможно, отражает  смерть трех сыновей на фоне кровавых расправ с другими родственниками и врагами.  Скорее всего, эти трое сыновей  и превратились в тысячи убитых младенцев .
Знаменитый историк Древнего Рима Теодор Моммзен, так писал об этом царе: «Всё, что может дать правительство: развитие природных ресурсов, помощь во время голода и других бедствий ...внутреннюю и внешнюю безопасность страны, — Ирод дал Иудее». И всё же многие, и особенно фанатичные зилоты, были недовольны Иродом: его приверженностью эллинизму и сотрудничеством с ненавистным Римом . Более всего грязи они вылили на этого правителя  уже после его смерти.  На этой почве и могли  появиться сказания о психопатичном параноике, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев.В этой связи примечательно сообщение римского поэта Макробия (нач. V в.), как бы смешавшего историю с евангельскими рассказами: "Ирод, царь Иудеи, велел перебить в Сирии мальчиков в возрасте до двух лет, и между убитыми оказались его сыновья" .

Легенда пошла из Евангелия от Матфея , который писал, что Ирод услышав о словах пророка Михея: «родился в Вифлееме «вождь, который упасёт народ мой Израиля», начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть,  и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет.Об  этом  ни слова не сообщает ни Иосиф Флавий, который очень подробно описывает время правления Ирода, ни один другой исторический документ, а также  самое раннее Ев Марка .Однако евангельская легенда была такая яркая и столь важная для христиан
как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.

   Историки судят об этом "событии"  однозначно : имя Ирод стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно.
Царствование Ирода Великого действительно отметилось всевозможными жестокостями, но такого из ряда вон выходящего случая не было.
В этой связи примечательно сообщение римского поэта Макробия (нач. V в.), как бы смешавшего историю с евангельскими рассказами: "Ирод, царь Иудеи, велел перебить в Сирии мальчиков в возрасте до двух лет, и между убитыми оказались его сыновья"

Сказания о рождении и детстве Иисуса в первоисточниках выглядят совершенно легендарными и, помимо того, страдают явной несогласованностью. Собственно, такие рассказы  имеются только в Евангелиях от Матфея и Луки. Тот факт,что о детстве Иисуса не говорит Евангелие от Марка, которое является наиболее ранним из Евангелий и которое послужило одним из источников Матфея и Луки , обусловлен вероятно, тем, что именно у Марка в наибольшей степени сохранилась структура первоначального сказания об Иисусе, того сказания, которое вышло из Палестины, из среды непосредственных учеников Христа, где ничего об "избиении"  не было известно.
 
Сказания о божественном зачатии, рождении и детстве Иисуса появились уже на эллинистической почве. Сюда же надо отнести и евреев диаспоры, успевших проникнуться эллинистическими представлениями. У греков в большом количестве ходили истории о происхождении великих царей и героев от богов и небожителей. Вполне закономерно, что такая история, вернее, даже две таких истории появились и у Иисуса Христа. Одну из них можно назвать версией еврейской диаспоры, вторую - греко-еврейской версией. Первая изложена в Евангелии от Матфея, вторая - в Евангелии от Луки.

  Не найдя в своем источнике, Евангелии от Марка , рассказа о ранних годах Иисуса, Матфей восполнил недостачу, воспользовавшись, очевидно, популярным в его общине (предположительно, Антиохийской) сказанием о поклонении новорожденному Иисусу "волхвов с востока", о ревности и коварстве царя Ирода, избиении младенцев Вифлеема и бегстве семьи Иисуса в Египет.

Спасение младенца царского рода (и будущего царя) от жестокого и ревностного к своей власти правителя - один из излюбленных сюжетов фольклора и эпоса многих народов. Подобным образом составлены легенды о рождении и детстве Ромула и Рема,  и др древних царей Нет ничего удивительного в том, что христианские сказители применили этот сюжет и к Иисусу Христу.
               
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

   Рассказ о бегстве и возвращении Святого семейства из Египта является типологической параллелью ветхозаветной истории Иосифа Прекрасного, оказавшегося в Египте, переселения к нему затем его братьев и отца Иакова и исхода евреев из Египта под предводительством Моисея. Отсюда и приведенная Матфеем цитата из книги пророка Осии: "Из Египта воззвал Я Сына Моего" (2:15). Осия же понимал под сыном Божиим Израиль на заре его истории: "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (11:1).

   Что касается прибытия к новорожденному Иисусу "волхвов с востока", то это перекликается с ветхозаветными пророчествами о том, что языческие народы и цари придут в Сион (Иерусалим) на поклонение Богу Израилеву.  Любопытно, что сами по себе волхвы (маги, астрологи) в среде ортодоксальных евреев связывались с колдунами и колдовством, запрещенным Торой(Вт 18:10-12), а занятие астрологией расценивалось как богохульство. Евреи же диаспоры, усвоившие эллинистическое мировоззрение, относились к астрологии вполне лояльно и даже видели в восточных магах-халдеях великих мудрецов и прорицателей.

Только в диаспоре, куда вести из Палестины поступали зачастую в виде слухов, мог возникнуть рассказ о поголовном истреблении царем Иродом младенцев Вифлеема. В самой Иудее такой рассказ не мог бы ходить без того, чтобы не встретить недоверие и обвинение в преувеличении.

  ПОПЫТКИ СОГЛАСОВАТЬ ВЕРСИИ О РОЖДЕНИИ У ЛУКИ И МАТФЕЯ
 
 В целом выработалась следующая схема. Благовещение происходит в Назарете (Лука), рождение Иисуса - в Вифлееме (Матфей, Лука), там же к новорожденному приходят пастухи (Лука) и волхвы (Матфей), оттуда Иосиф и Мария отправляются в Иерусалим для совершения обрядов над младенцем-первенцем (Лука), затем происходит бегство в Египет (Матфей), возвращение в Назарет (Матфей, Лука) и, наконец, посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма (Лука).

Такая схема страдает неувязками. По Матфею, Святое семейство бежит из Вифлеема в Египет, спасаясь от Ирода, а у Луки сказано, что оно "по прошествии восьми дней" появляется в Иерусалиме (2:22), то есть едва ли не на глазах у кровожадного царя.

Далее, у Луки ясно говорится, что Святое семейство из Иерусалима возвращается прямо в Назарет (2:39), а по Матфею оно переселяется туда из Египта и, можно понять, что появляется в Галилее впервые (2:22-23). Совершенно ясно, что Матфей ничего не знает и ни о переписи Квириния, ни об обрядах, совершенных в Храме, а Лука со своей стороны не слышал о преследовании младенца-Иисуса царем Иродом и вовсе не предполагает продолжительного путешествия в Египет. Нельзя сказать, чтобы эти две версии начала жизни Иисуса, возникшие в разных христианских общинах независимо друг от друга, можно было бы согласовать в принципе.

Но и эти более-менее подробные легенды вскоре перестали удовлетворять верующих, живо интересовавшихся детскими годами Спасителя. Начиная со II века появилось несколько апокрифических Евангелий, где обстоятельно описывается не только рождение и детство Христа, но и жизнь его матери Девы Марии. Таковы т. н. "Первоевангелие Иакова", "Евангелие детства", "Евангелие Псевдо-Матфея" и др. Эти сказания, составленные большей частью греками, довольно слабо знакомыми с историей Палестины и иудейскими обычаями, никак нельзя признать источниками, несмотря на всю их популярность в раннехристианских общинах. Зависимые во всем от канонических Евангелий, они являются в сущности их ухудшенными и огрубленными вариантами, хотя и пытаются расширить евангельскую историю и восполнить ее пробелы. Иисус утрачивает в них даже те еврейские корни, которые еще сохраняются в Евангелии от Луки. Совершенно теряется связь Иисуса с ветхозаветными пророчествами, та связь, которую неукоснительно проводили все евангелисты. Происходят разительные перемены и в образе юного Иисуса. Вместо прилежного отрока, возраставшего, как сказано у Луки, в повиновении у родителей и набиравшегося мудрости (2:51,52), на страницах апокрифов объявляется малолетний волшебник и чародей, едва ли не с первого своего дня поражающий окружающих всевозможными чудесами, порою довольно грубыми и жестокими.

Литература
1. В.Л. Вихнович"Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)".  2010
2. Грант М. "Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи" 2002
3.Б.Г. Деревенский "Античное христианство.Иисус Христос в документах истории"
Иосиф Флавий "Иудейские древности " книга 17
4.Т.Моммзен "История Рима"


Рецензии